Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая.

Репетитор английского языка, имеющий 13 лет опыта работы, а также тренер для педагогов, рассказала лайфхаки о том, как сделать онлайн-урок не хуже занятий в оффлайне. Ирина Юдина.

Установить порядок занятия

Внешний порядок Это чётко обозначенные сроки начала и окончания урока. В удалённом обучении, где ребёнок может отвлекаться и быстрее уставать, это крайне необходимо.

Ирина рекомендует:

  • Перед началом убедитесь, что видеосвязь работоспособна и все необходимые онлайн-инструменты функционируют корректно.
  • проверить, все ли файлы открываются и воспроизводятся;
  • Учитывая большую нагрузку на учеников во время онлайн-занятий, продолжительность урока должна быть меньше, чем при оффлайн-обучении.

Внутренний порядок Ирина рекомендует составить очень детальный план урока, расписав каждый его момент по минутам: введение нового материала, самостоятельная работа учеников над заданием, совместная игра, разминка, тестирование и так далее.

Составляя список видов деятельности ученика и репетитора, а также необходимых материалов и ресурсов, поможет четкий тайминг урока. Тогда педагог будет чувствовать себя увереннее, поскольку на онлайн-уроках перестроиться и сориентироваться сложнее, если отклонения от плана.

Подобрать учебные материалы

Для эффективного построения образовательного процесса необходимо выбрать подходящее пособие. Без учебника придётся самостоятельно разрабатывать программу обучения, что затратно по времени и предполагает наличие специальных знаний.

Кроме того, следует адаптировать материал: выбрать бумажную версию или скачать электронное пособие для демонстрации на экране.

Для онлайн-уроков необходимы и другие ресурсы помимо одного учебника.

  • Материалов и упражнений должно быть много (желательно с избытком).
  • они должны быть разнообразными.

В онлайн-уроке нужно больше практики и постоянная (в разумных пределах) смена видов деятельности: изучили новый материал, выполнили упражнение, затем провели игровую викторину, дискуссию, обсуждение, поработали в парах, сделали тест и так далее.

Материалы дополнения могут быть подобраны по теме урока или для развлечения, смены деятельности (песни, подвижные игры и тому подобное).

Контролировать процесс

  1. Напомнить о правилах.

На начале занятия важно обсудить правила: включение микрофонов, общение в чате, время для вопросов – во время урока или в конце. Полезно напомнить о возможностях платформы: «поднятие руки» и демонстрация экрана.

  1. Продумать, как взаимодействовать с учениками.

В классе физики учеников можно расположить по парам, небольшим группам. В онлайн-формате разделить детей будет сложнее. Поэтому Ирина советует заранее решить, как работать: обращаться к всей группе сразу, делить на пары, давать индивидуальные задания.

  1. Продумать выполнение заданий учениками.

Кто-то записывает на интерактивной доске, другие проверяют. Также можно попросить учеников отвечать по очереди, выполнять задания самостоятельно и присылать решения. Или же использовать интерактивные задания на специальных сайтах.

  1. Контролировать, как дети усваивают знания.

Четкий срок выполнения заданий — помощь при выполнении упражнений на уроке или дома. Традиционные способы контроля: вопрос-ответ, проверка тетрадей (сканов), совместная или самопроверка. Автоматизация возможна через сайт с интерактивными заданиями.

Собирать обратную связь

В онлайн обучении живое общение ограничено, из-за чего важное значение приобретает рефлексия. В конце занятия следует выделить 2-3 минуты для обратной связи.

Ирина на данном этапе советует подытожить занятие, обсудить полученные знания и открытия.

Возможна обратная связь не только об занятии, но и о качестве связи, удобстве инструментов и формате заданий. При малом оставшемся времени на уроке вместо устного отклика попросите учеников оставить записи в чате.

Качество урока и его подготовки напрямую влияют на усвоение знаний учащимися, что в свою очередь сказывается на стоимости работы преподавателя на рынке репетиторских услуг.