
Изображения: Depositphotos, иллюстрация – Юлия Замжицкая.
Усталость — возможно, наиболее точное слово для описания обычного педагогического совета. Пока директор сообщает о планах и успехах школы, заместители рассказывают о задачах педагогов в текущем учебном году, учителя незаметно заполняют журналы и проверяют тетради. Предлагаем пять проверенных способов сделать педсоветы по-настоящему интересными и полезными.
1. Форсайт-сессия
«Форсайт» Предвидит события и моделирует возможные будущие сценарии. В ходе такой сессии участники группы строят прогнозы своего будущего и определяют развитие событий.
- Будущее зависит от прилагаемых усилий.
- Будущее вариативно.
- Будущий непредсказуем, но создаваемый нами волей и действиями.
В московской школе № 1368 В ходе педсовета в формате «форсайт» учителя сформировали группы, каждая из которых установила цели на год и продемонстрировала пути их достижения на плакатах. Затем участники защищали свои тезисы. Например, одна группа обозначила целью школы участие в WorldSkills. Она указала дефицит кандидатов в учебном заведении и представила стратегию усиленной подготовки к чемпионату.
В результате заседания педагогического совета все члены совещания смогли сформулировать общие задачи школы и составить индивидуальные планы работы на новый учебный год.
2. «Колесо баланса»
Этот коучинговый метод анализа Американский бизнесмен и мотивационный коуч Пол Майер придумал это, а директор «Школы будущего» в Калининградской области – реализовал. Алексей Голубицкий трансформировал его в инструмент для педсовета.
В каждой школьной лаборатории, которая объединяет учителей математики, русского языка, иностранных языков и естественных наук, раздают ватманы с кругом, разделенным на сектора. Количество секторов может варьироваться, их обозначают администрация школы (например, олимпиады, ЕГЭ, развитие кабинета, проектная работа). Учитель отмечает уровень работы в каждом секторе на шкале от одного до десяти: ноль ближе к центру, «десятка» — дальше. Отметки соединяют ломаной линией, формируя многоугольник. Его углы показывают лидирующие и слабые сферы деятельности лаборатории.
«Колесо баланса» – компонент образовательной программы «Школа будущего».
В следующий этап педагоги отмечают на графике желаемые показатели в каждом секторе и определяют пути достижения этих показателей. Затем представляют своё «колесо» коллегам, делятся планами и отвечают на вопросы. Алексей Голубицкий утверждает, что подобные графики мотивируют учителей повысить уровень качества работы, а обсуждение инструментов с коллегами способствует получению новых идей.
Если педагог не анализирует собственную работу, не продумывает стратегии развития и не подходит к делу с самоанализом, то как сможет обучить этому учеников? Это как пловец, который не умеет плавать.
Этот инструмент дает педагогам возможность визуализировать достижения учеников, выявить трудности и разработать пути преодоления недостатков.
3. Метод Киплинга
Основой является стихотворение английского писателя Редьярда Киплинга.
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, озорных.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я по горам и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.
Стихотворение составлено из шести вопросов, предназначенных для анализа проблем и генерации новых идей.
Предположим, школа приобрела принтер, который рисует на стенах. Его нужно использовать, но администрации этот новый прибор пока не знаком. Помочь разобраться поможет метод Киплинга. На педсовете руководитель ставит задачу и по очереди каждому из присутствующих задает все шесть вопросов. Ответы звучат вслух, а идеи записываются.
Что?
Что изобразят на стенах? Какую информацию предоставит рисунок? Какие еще действия возможны?
Где?
Расположение рисунков, источники вдохновения и место приобретения красок — важные вопросы.
Почему?
Для кого это важно? Что символизирует этот рисунок?
Кто?
Кто курирует проект? Кто разработает макет? Кому поручить поиск референсов?
Когда?
Когда начнется работа? Когда ее завершим? В какой срок выполним каждый этап подготовки?
Как?
Эффективное информационное сообщение. Выбор рисунка и актуальные темы.
Этот способ помогает завершить любые проекты и устранить их недоработки.
4. Лаборатория инноваций
Московская школа № 2065 Уже давно отказалась от традиционных советов. Для коллектива лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать, поэтому последний форум провели в необычном формате. Теоретическая часть – обсуждение задач и целей. Практическая: несколько групп учителей организовали мастер-классы для коллег по использованию 3D-ручек на уроках, 3D-очков на занятиях, освоению программ для планшетов. Обмен опытом позволит другим педагогам разнообразить уроки и повысить интерес детей к учебе.
В ходе третьего заседания педсовета преподаватели посетили мобильный планетарий и ознакомились с демонстрационным уроком. Представленные методики дадут возможность провести подобное занятие для своих учеников в планетарии.
Мастер-класс по 3D моделированию в школе № 2065
Выборы
Данная игровая методика позволяет сплотить коллектив и найти новые решения актуальных проблем одновременно. Учителя формируются в группы, каждая из которых разрабатывает свою предвыборную кампанию по управлению школой — участники презентуют, какие проблемы будут решаться и как.
Предложения по изменению жизни школы могут быть разными: от замены булочек до объявления пятницы выходным днем. Среди шуток можно найти и ценные идеи, которые улучшат работу учебного заведения. Необычный формат обсуждения помогает взглянуть на школьную жизнь с новой стороны и выявить проблемы в управлении.
5. Перевёртыш
Может ли этот формат педсовета понравиться всем педагогам? В этом году всю подготовку возьмут на себя ученики: члены школьного правления или старшеклассники. Задача педагогов — помочь детям распределить роли: директора, завучей, учителей-предметников. И запастись ручками для записи интересных моментов обсуждения.
Эта методика позволит взглянуть на процесс обучения с точки зрения детей.
Она поможет выяснить, что волнует ребят и какие проблемы кажутся им самыми важными. Чтобы юные руководители не превратили мероприятие в развлечение, нужно объяснить, что это серьёзный способ для администрации школы правильно услышать и понять потребности учеников. После этого учителям и администрации предстоит проанализировать выступления «коллег» и поработать над полученными результатами.
Отказаться полностью от привычного формата не нужно сразу. Постепенно внедряйте новые инструменты и наблюдайте за реакцией педагогов. «Выборы» или «Перевертыш» подойдут для начала, чтобы активизировать коллектив. Метод Киплинга будет полезен в конце мероприятия, когда идеи закончатся. Форсайт-сессия, «Колесо баланса» и «Лаборатория инноваций» требуют много времени – им нужно посвятить целый педсовет или внедрять постепенно, как эксперимент.