Фото: img.freepik.com

Картинка: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Известно, что чем выше вовлеченность в учебе, тем лучше результаты. Мотивированные дети получают больше удовольствия от занятий и лучше усваивают материал, интегрируя его в свой опыт. Юлия Герасимова и Софья Шкляева, стажёры-исследователи совместного проекта Учи.ру и Института образования НИУ ВШЭ, рассказывают Педсовету о механизме вовлеченности и том, как его запустить.

Вовлеченность бывает разная

Чтобы понять, как заинтересовать ребенка обучением, необходимо разобраться в самом понятии «вvolvement». Это не просто приятные ощущения от учебы или стремление ребёнка отвечать на уроке и выполнять задания. Учёные выделяют как минимум три аспекта вовлеченности: поведенческий, эмоциональный и когнитивный.

  1. Поведенческая вовлеченность определяет, ходят ли дети в школу, участвуют ли в уроках, выполняют ли домашнее задание и прилагают ли усилия при решении задач.
  2. Эмоциональную вовлеченность детей в занятия можно определить по их реакциям: скучают ли, волнуются или нервничают, полны ли энтузиазма, улыбаются ли.
  3. Когнитивная вовлеченность, часто незаметная учителю, готовит ребенка к усердной работе над материалом. Именно такой тип вовлеченности предвещает понимание и глубокое овладение предметом.

Основы вовлеченности

Чтобы заинтересовать детей обучением, нужно работать как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне. теория Основа этого понятия состоит из двух частей: представления ребёнка о своей возможности выполнить задание и ценность, которую имеет задача для него как стимул к её выполнению.

Если дети сомневаются в своих силах, то начинают беспокоиться и стремятся избежать задач, которые кажутся им сложными. теряем Девушек, увлекающихся точными науками в старшей школе, или получающих образование в STEMПодверженные стереотипам, люди верят, что у них, в отличие от мальчиков, нет таланта к математике. А если его нет, то нет смысла стараться, так как все равно не смогут разобраться в этом странном предмете.

Как подтолкнуть ребенка к уверенности в себе.

Доверие к собственным способностям является залогом активного участия, как эмоционального, так и интеллектуального. Педагогические подходы, созданные с умом, способствуют развитию и укреплению этой уверенности.

Представь обучение похожим на путешествие в неизведанную страну. Задача педагога — составить для ребёнка чёткую карту пути от начального невежества до полного осознания. Чтобы преодолеть обозначенный путь, ребёнку необходимо найти ответы на три вопроса.

  • Куда я должен прийти?
  • Как туда прийти?
  • Как определить, не сбился ли я с пути во время путешествия?

Для этого учитель:

1. Ставит цель

Когнитивная вовлеченность начинается с постановки конкретной цели. Чем точнее цель, тем лучше. Путь к большой цели лежит через промежуточные задачи. Например, «научиться читать» — не очень хорошая цель. А «уметь извлекать основную мысль автора из текста» — куда более конкретно и выполнимо.

2. Дает ясные инструкции

Ясность формулировки задачи прямо влияет на степень самостоятельности детей. Например, «прочитайте текст и определите главную мысль» понятно лишь тем, кто понимает понятие «главная мысль» и способы её выражения в тексте. Новичку инструкцию целесообразно разбить на отдельные шаги: «посмотрите на картинку», «прочтите заголовок», «обратите внимание на подзаголовки», «подумайте, о чем этот текст», «прочитайте первые строки абзацев», «отметьте в кружок незнакомые слова» и т. д.

Предоставляет обратную связь на каждом этапе осуществления задачи.

Это не значит абстрактно похвалить ребёнка: «Молодец!». Задача — разъяснить школьнику, какие его действия приводят к нужному результату, а где требуется изменить стратегии, и самое важное, как это сделать. Например, ребёнок не смог сформулировать главную мысль текста о динозаврах. Вместо того, чтобы сказать ребёнку, что он ничего в этом не понимает, попросите перечитать первый и третий параграфы и проверить, есть ли там упоминание главной мысли, сформулированной им. Такая обратная связь указывает на ошибку и обогащает ребёнка новыми стратегиями обучения и самопроверки.

Как заинтересовать детей обучением?

Развитие мышления человека связано с умением ставить задачи в порядке важности, отдавая предпочтение срочным. Остальное откладывается на потом или считается «для души». Дети не обладают такой моделью поведения: им свойственно начинать с того, что интересно. Это и является ключом к тому, чтобы обучение было увлекательным. Для эмоциональной (и, как следствие, когнитивной) вовлеченности ребёнка необходимо соблюсти четыре условия.

Предлагаем увлекательные задачи.

При составлении заданий обращайте внимание на увлечения учеников и актуальность поставленных задач. На уроках математики, вместо задач о движении плота, предложите проблемы, связанные с криптовалютой или скоростью полета космического аппарата.

Ребятам нравится решать задачи, связанные с современным миром, который они видят и с которым взаимодействуют. Полезны задания, отражающие повседневность. На таких основаны подходы как Problem-based learning, Project-based-learning, Inquiry based learning. В их основе – реальная проблема или исследование, которое привлекает внимание ребёнка и вовлекает его в процесс познания.

Актуальные форматы вовлекают детей. Например, на платформе Учи.ру это механики геймификации. RPG-игра «Магическая математика» — пример такого формата. В роли ученика с магическими способностями, школьники сражаются со злодеями, решая математические задания, и косвенно получают знания, необходимые для победы в игре.

Покажите ребёнку важность выполнения этой задачи.

Объясните ребёнку значимость его занятий. Дети учатся, подражая другим, поэтому хорошо знакомить их с примером для подражания.

Представим: Валя мечтает быть великой художницей и смотрит фильмы о художниках, что важно для её самоидентификации. В одном из фильмов она узнаёт, что какой-то художник не занимался математикой. Хотелось бы ли ей после этого часами решать задачи по математике? Нет. Но если предложить ей другую артистическую ролевую модель, которой математика пригодилась в жизни, Валя может понять важность математики и для себя.

Сделайте задание более полезным для ребёнка в дальнейшем.

Подскажите ребёнку, как ответить на вопрос, например: «Зачем мне всё это изучать? Времени сейчас много, и никто в уме не умножает двухзначные числа, для этого есть телефоны».

В этом контексте рассматривается применимость изученного материала или конкретного упражнения. Исследования Показывают, что вовлеченность возрастает, даже если учащимся средних школ рассказывать о том, что читают о науке для лучшего понимания мира.

Пусть Грише предстоит научиться писать письма на английском языке. Он уверен, что в 21 веке никто не пишет письма, а все общаются в мессенджерах. Задание — написать письмо косметической компании с требованием остановить тестирование косметики на животных — может убедить его. Гриша увидит, что письма всё ещё пишут, и почувствует, что этот навык помогает менять мир к лучшему. В другом случае у родителей закончилась подписка на Netflix, и автоматически списались деньги за следующий год. Необходимо написать вежливое письмо в службу поддержки Netflix с просьбой об отмене автоматического продления.

4. Устраните все препятствия к обучению

В экономической теории используется анализ «затраты-выгоды», предполагающий, что люди обычно сравнивают ожидаемые выгоды и издержки, и если первые больше, начинают действовать. Такая концепция применима и к обучению, ведь дети тоже сталкиваются с выбором: учиться или нет. Разница в том, что затраты могут быть неявными, но всё же оказывать влияние на ребёнка.

Детям следует свободно учиться, без помех. Обеспечьте ребенка всем необходимым: учебниками, рабочими компьютерами и комфортным местом для занятий. Ничего не должно отвлекать его внимание и мешать сосредоточению на учебе.

Слишком большая нагрузка может негативно сказаться на ребёнке, даже если она не является чрезмерной с точки зрения фактов. Важно учитывать восприятие нагрузки, поскольку оно определяет переживания ребёнка. Избыток информации и высокая нагрузка снижают когнитивную вовлечённость и приводят к поверхностному обучению.

Аспиранты стипендиальной программы «Учи.ру» и Института Образования НИУ ВШЭ подготовили статью.

Материалы по мотивации на Педсовете

  • Как заинтересовать ребёнка обучением. Эмоциональная и познавательная вовлечённость.
  • Сохранение внимания во время занятий. Советы из литературы по мотивированию взрослых.
  • Как стимулировать интерес к учебе у учащихся?
  • Семь способов заинтересовать детей обучением по мнению специалистов Центра опережающей педагогики.
  • Как привлечь внимание аудитории во время лекций? Что делать, чтобы лекция была увлекательной и оставалась в памяти слушателей?
  • Вдохновляя интерес к обучению у детей. Перспективы обладателя красного диплома.
  • Химические уроки, оформленные под мир Гарри Поттера.
  • Как стимулировать интерес к обучению и улучшить результаты у учеников, испытывающих трудности?
  • Мотивация к учебе. Где ее раздают?
  • 7 подходов к мотивации школьника младших классов.
  • Как мотивировать учащихся на учёбу?
  • Восемь подходов к развитию у учащихся стремления к изучению математики.