
Фотографии: агентство АГН «Москва». Рисунок: Юлия Замжицкая.
В ходе конференции «Яндекса» ЯС/е педагог по развитию педагогических компетенций Новой школы Екатерина Орлова. рассказывает Метод повышения эмоционального интеллекта у учеников, интегрируемый в текущую учебную программу.
Скорее всего, многим знакомо видео с американским педагогом, необычно приветствующим учащихся.
Педагог по имени Барри Уайт рассказывалУ него для каждого из семнадцати учеников есть своё, особенное приветствие.
Ученики знают, что придя к входной двери, им нужно пожелать мне доброго утра. Я всегда буду их поддерживать.
С первого взгляда это может показаться просто игрой. На самом деле это важный этап преконтакта: во время приветствия учитель оценивает обстановку, состояние себя и каждого ребёнка, пришедшего на урок. Возможно, до этого у них была трудная контрольная или урок физкультуры? Или же мысли детей заняты ярким событием или острой темой, из-за чего им сложно усваивать новый материал по предмету?
Иногда простое сканирование достаточно, чтобы уменьшить напряжённость и уровень возбуждения в классе, подготовить дальнейшее взаимодействие. Для оценки эмоциональной обстановки в течение всего урока учителю полезны разные «эмоциональные термометры».
«Эмоциональный термометр» Это шкала или набор шкал для оценки собственного эмоционального состояния. «заметить — распознать — назвать — управлять».
Для чего использовать «эмоциональные термометры»:
- Для быстрой оценки и первого знакомства на начальной стадии занятия.
- Чтобы снова заинтересовать детей посреди урока.
- для рефлексии и самооценивания в конце урока/задания;
- Чтобы получить обратную связь по окончании занятия.
Что умеют «эмоциональные термометры»:
- Помогают разобраться со своими эмоциями
Такой термометр пригодится малышам. Прост в использовании, показывает температуру на протяжении дня, позволяя оценить самочувствие ребёнка утром, днём и вечером.
Для ребят старшего возраста шкалы могут быть значительно более тонкими.
- Способствуют определению активности ребёнка во время урока и уровня освоения учебного материала.
- Учат просить о помощи
Этот термометр оснащен шкалой «Нужна ли мне помощь?», которая помогает ребёнку определить, в чём ему требуется поддержка, и перейти от размышлений о себе к общению с другими.
- Сочетание оценки эмоционального состояния и закрепить учебный материал возможно.
Учительница географии из Новой школы Анастасия Свирина создала эмоциональный термометр.
Она применила его на уроке для шестого класса после изучения темы «Озера». Дети прошли опрос по этой теме. «Какое я сегодня озеро»?
Вначале существовала коллекция изображений, затем её сгруппировали. гугл-формуТестирование можно проводить дистанционно, а результаты отображаются мгновенно в виде статистики. В результате учитель вместе с учениками получает представление о текущем общем настроении в классе.
Этот термометр одновременно помогает ребёнку понять своё самочувствие и повторять изученные на уроке знания.
Отклик учителя
Важно учителю не только оценить состояние детей, но и ответить на полученные результаты действенным образом. Недостаточно сказать «ваше мнение очень важно для нас» или «я вас услышал». Такая реакция даст ученикам ощущение, что их использовали, манипулировали. Это обесценивает инструмент, и в следующий раз дети не захотят открыто общаться.
Вниманию обязательно уделить, даже если развернутый ответ сейчас невозможен. Важно хотя бы самое простое сделать — например, сказать…
Заметила, что у вас немного усталость. Сменим положение, посидим поудобнее. Могу открыть окно или сделать свет мягче, если это поможет.
Или:
В данный момент у нас проверка, отменить которую нельзя. Однако замечу ваше утомление. Предложим сделать последнее задание по выбору.
Когда дети получают обратную связь, у них повышается готовность сотрудничать с учителем и вероятность выполнения плана увеличивается. Часто это более эффективно, чем попытки изменить или игнорировать их эмоциональное состояние.