Фото: img.freepik.com

Профессиональная компетентность практического психолога — это знания, навыки, умения и личностные качества, обеспечивающие эффективную работу с клиентами. К примеру, способность проявлять эмпатию, активно слушать и уважать собеседника. Подробно о психологических навыках, необходимых специалисту, рассказала клинический психолог, гештальт-терапевт, практикующий психолог и преподаватель. АкадемСити, Дарья Иванова.

Психолого-терапевтические услуги: компетенция специалиста.

Консультирование и терапия стремятся к одной цели — повышению психологического благополучия и качества жизни. Однако различаются в интенсивности и длительности взаимодействия с человеком, нуждающимся в помощи.

В психотерапии Изучают и меняют состояние и поведение человека. Как правило, человек обращается к терапевту не менее одного раза в неделю, а встречи длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Для глубокой работы с психикой и корректировки особенностей личности и установок, мешающих жить, клиент выбирает долгосрочный подход: психоанализ, экзистенциальную или гештальт-терапию.

Консультирование Решает конкретные задачи в жизни, например, помогает влиться в новый коллектив или разрешить конфликт в семье. Длительность таких встреч составляет от 6 до 12 сеансов. На погружение в прошлое время не выделяют, психолог обращает внимание на настоящее. Обычно применяют методы краткосрочной терапии, например:

  • ориентированная на решение краткосрочная психотерапия;
  • когнитивно-поведенческая;
  • терапия принятия и ответственности.
Психолог на консультации не погружается в детские травмы. Помощь больше напоминает психологическое консультирование. Цель — не переделать клиента, а помочь развить новые навыки, справиться с ситуацией или изменить поведение, мешающее принимать решения, общаться с собой и миром.

Дарья Иванова



Техники консультирования по целям: профессионализм психолога.

Компетенции психолога в консультировании клиентов заключаются в создании безопасной и доверительной обстановки, помощи в понимании собеседника и достижении эффективного решения его проблем. К ним относятся наблюдение, эмпатия, активное слушание и безоценочное отношение.

Наблюдение. Психолог сознательно и методично анализирует поведение, чувства и ответы клиента.

Развитие навыка наблюдения обязательно при освоении психологии. Можно начать с простых действий: наблюдать за поведением знакомых и незнакомых людей. Старайтесь не вмешиваться в происходящее, например, во время семейного общения, а фиксировать, как люди ведут себя, что говорят, есть ли расхождение между их словами и действиями.

Дарья Иванова

Наблюдение может быть вербальным, невербальным и системным.

По наблюдению за поведением клиента особенно важен зрительный контакт. Если на начальной консультации человек совсем не смотрит в глаза, это может указывать на психическое заболевание. Иногда клиент словно разговаривает сам с собой, почти не поднимая взгляда на психолога. Такое поведение чаще всего демонстрирует уязвимость и страх взаимодействия с другими, желая остаться незамеченным. Люди отводят взгляд при волнении. Например, студент отвечает по билету и смотрит в стену или пол, чтобы снизить напряжение. Непрерывающийся зрительный контакт также нежелателен. Пристальный взгляд может сигнализировать о том, что клиент не анализирует информацию, а просто все воспринимает, сказанное психологом.

Дарья Иванова

Эмпатия. Это умение постигать и разделять эмоции другого человека. Существует три степени эмпатии:

  • Человек на первичном уровне осознаёт смысл слов говорящего.
  • на среднем — что он чувствует;
  • Чувствительный человек может разделять чувства других и испытывать свои эмоции открыто.

Психолог с помощью эмпатии демонстрирует клиенту важность его слов.
Реакция подбирается в зависимости от ситуации. Например, при обсуждении страха публичных выступлений можно сказать: «Да, это непросто», «Волноваться — нормально».

Активное слушание. Этот навык важен в психотерапии для создания доверия с клиентом, лучшего понимания его чувств и эффективного руководства процессом лечения.

В активном слушании терапевт применяет прием «перефразирование» — пересказывает информацию своими словами для проверки понимания. Например, человек говорит: «Я всегда чувствую себя виноватым, когда что-то идет не так на работе». Терапевт может перефразировать это так: «Когда возникают трудности на работе, вы часто считаете себя виновным?»

При активном слушании лучше избегать вопросов, начинающихся с «почему», так как они звучат неточно. Например, если клиент говорит: «После развода я не была еще ни на одном свидании. Каждый раз, когда меня приглашают, я соглашаюсь, но незадолго до встречи боюсь идти.», вместо вопроса «Почему вы боитесь?» можно спросить точнее: «Как вы думаете, чего вы избегаете?», «Что именно вас пугает?» или «Что вам дает отказ от свиданий?». Перефразирование важно в терапии, потому что помогает клиенту почувствовать себя услышанным и поддержанным. В доверительной атмосфере он охотнее делится чувствами, что ускоряет решение его запроса.

Дарья Иванова

Безоценочное отношение. Психолог принимает клиента без суждений и критики. Специалисту необходимо сохранять нейтралитет и не навязывать свои взгляды.

Рассмотрим предложения с суждениями и без них.

Требования к психологу: необходимые качества.

  • Внимательность к деталям манеры общения и поведения клиента.
  • Эмпатия заключается в понимании и переживании эмоционального состояния клиента, а также в искреннем сочувствии и сопереживании ему.
  • Активное слушание – это сосредоточенность на словах и манере общения собеседника.
  • Важна позиция принятия клиента без суждений и оценок.

Материалы по теме:

  • Из учителя в психологи: как сменить профессию
  • Проблемы на рабочем месте: как обрести увлекательную работу.
  • В Салехарде работает психолог, переехавшая из-за границы преподавать в школу.