
Профессиональная компетентность практического психолога — это знания, навыки, умения и личностные качества, обеспечивающие эффективную работу с клиентами. К примеру, способность проявлять эмпатию, активно слушать и уважать собеседника. Подробно о психологических навыках, необходимых специалисту, рассказала клинический психолог, гештальт-терапевт, практикующий психолог и преподаватель. АкадемСити, Дарья Иванова.
Психолого-терапевтические услуги: компетенция специалиста.
Консультирование и терапия стремятся к одной цели — повышению психологического благополучия и качества жизни. Однако различаются в интенсивности и длительности взаимодействия с человеком, нуждающимся в помощи.
В психотерапии Изучают и меняют состояние и поведение человека. Как правило, человек обращается к терапевту не менее одного раза в неделю, а встречи длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Для глубокой работы с психикой и корректировки особенностей личности и установок, мешающих жить, клиент выбирает долгосрочный подход: психоанализ, экзистенциальную или гештальт-терапию.
Консультирование Решает конкретные задачи в жизни, например, помогает влиться в новый коллектив или разрешить конфликт в семье. Длительность таких встреч составляет от 6 до 12 сеансов. На погружение в прошлое время не выделяют, психолог обращает внимание на настоящее. Обычно применяют методы краткосрочной терапии, например:
- ориентированная на решение краткосрочная психотерапия;
- когнитивно-поведенческая;
- терапия принятия и ответственности.
Техники консультирования по целям: профессионализм психолога.
Компетенции психолога в консультировании клиентов заключаются в создании безопасной и доверительной обстановки, помощи в понимании собеседника и достижении эффективного решения его проблем. К ним относятся наблюдение, эмпатия, активное слушание и безоценочное отношение.
Наблюдение. Психолог сознательно и методично анализирует поведение, чувства и ответы клиента.
Наблюдение может быть вербальным, невербальным и системным.
Эмпатия. Это умение постигать и разделять эмоции другого человека. Существует три степени эмпатии:
- Человек на первичном уровне осознаёт смысл слов говорящего.
- на среднем — что он чувствует;
- Чувствительный человек может разделять чувства других и испытывать свои эмоции открыто.
Психолог с помощью эмпатии демонстрирует клиенту важность его слов.
Реакция подбирается в зависимости от ситуации. Например, при обсуждении страха публичных выступлений можно сказать: «Да, это непросто», «Волноваться — нормально».
Активное слушание. Этот навык важен в психотерапии для создания доверия с клиентом, лучшего понимания его чувств и эффективного руководства процессом лечения.
В активном слушании терапевт применяет прием «перефразирование» — пересказывает информацию своими словами для проверки понимания. Например, человек говорит: «Я всегда чувствую себя виноватым, когда что-то идет не так на работе». Терапевт может перефразировать это так: «Когда возникают трудности на работе, вы часто считаете себя виновным?»
Безоценочное отношение. Психолог принимает клиента без суждений и критики. Специалисту необходимо сохранять нейтралитет и не навязывать свои взгляды.
Рассмотрим предложения с суждениями и без них.
Требования к психологу: необходимые качества.
- Внимательность к деталям манеры общения и поведения клиента.
- Эмпатия заключается в понимании и переживании эмоционального состояния клиента, а также в искреннем сочувствии и сопереживании ему.
- Активное слушание – это сосредоточенность на словах и манере общения собеседника.
- Важна позиция принятия клиента без суждений и оценок.
Материалы по теме:
- Из учителя в психологи: как сменить профессию
- Проблемы на рабочем месте: как обрести увлекательную работу.
- В Салехарде работает психолог, переехавшая из-за границы преподавать в школу.