Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Психология как наука и профессия в России развивалась на протяжении многих лет. От начальных исследований до психотерапевтических встреч, число которых растет ежегодно. востребованнееСвыше ста лет уже прошло. В статье рассказывается о том, как это случилось.

В России профессия психолога оформилась в конце XIX — начале XX веков.

В области психологии первым исследованием занялся профессор Московского университета, физиолог Иван Михайлович Сеченов.

В исследовании 1836 года «Рефлексы головного мозга» ученый проанализировал физиологические основы работы психики. Ученый считал, что сознательные процессы, такие как произвольные действия и мышление, можно рассматривать как рефлексы — автоматические реакции организма на внешние раздражители. Таким образом, сознание и эмоции зависят от деятельности нервной системы, а не являются проявлением воли.

В 1873 году Сеченов опубликовал статью «Кому и как разрабатывать психологию?». В нём изложен план развития психологии как науки. Учёный считал, что ей должны заниматься физиологи.

Все мыслительные процессы, подобные рефлексам, должны подчиняться изучению физиологией. В ее сферу входит начало этих процессов — внешнее чувственное возбуждение, и конец — движение. Но физиология должна исследовать также и саму середину — психический элемент в буквальном смысле слова, поскольку он часто, а может быть и всегда, оказывается не самостоятельным явлением, как считалось раньше, а интегральной частью процесса.

Владимир Михайлович Бехтерев внес вклад в развитие психологии как науки. В 1907 году в Петербурге основал Психоневрологический институт. Его цель — изучение мозга и нервной системы, а также диагностика и лечение психических заболеваний. Там впервые в стране проводили комплексные исследования, объединяющие знания из физиологии, психологии, психиатрии и невропатологии.

Формирование отечественной психологии в советское время.

Вслед за революцией 1917 года психология претерпела трансформации. Марксистская концепция подразумевала материалистический подход к изучению психических явлений. Несмотря на идеологическое давление, в это время были сформулированы важные психологические теории.

Психическое развитие по Выготскому. Лев Семенович Выготский являлся одним из основателей советской психологии. По его теории, психика человека формируется под воздействием социума и культуры, а мышление и речь развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Ученый считал, что человеческое сознание невозможно объяснить без учета общественных и исторических условий.

Исследования Выготского построены на понятии «зоны ближайшего развития», которое описывает разницу между тем, что ребенок способен сделать без помощи, и тем, что он может достичь при поддержке взрослого или более опытного товарища.

Л.С. Выготский: «Зона ближайшего развития предсказывает функции, которые ещё не сформировались, но находятся в стадии формирования…»

В экспериментах ученый замещал: во время выполнения задания, например сборки пирамидки, успешность показывал малыш, которому давали подсказки, даже самые минимальные. Дети, которым не оказывалась помощь, задания не завершали.

Ученик Выготского Алексей Николаевич Леонтьев систематизировал понимание формирования сознания и психики через деятельность. По его теории, психика развивается через активное взаимодействие с окружающей средой.

Психическое развитие происходит посредством деятельности, с помощью которой человек приспосабливается к окружающей среде и формирует сознание.

По мнению Леонтьева, деятельность имеет три составляющие.

То же действие может служить разным целям, а одна цель достигается различными действиями в зависимости от ситуации. Например: у человека появился мотив — приготовить еду для удовлетворения голода. Его цель — сделать блюдо, например суп. В этом случае действиями будут нарезка овощей, закипание воды, добавление соли и специй, а операциями — непроизвольные движения, которые человек выполняет автоматически при совершении перечисленных действий.

Концепция функциональных блоков Лурии. В годы Великой Отечественной войны Александр Романович Лурия, советский психолог и невропатолог, изучал вопросы реабилитации солдат с повреждениями мозга. Исследования заложили основы нейропсихологии, науки о связи между мозгом и психическими процессами.

Концепция функциональных блоков, предложенная Лурией, раскрывает механизмы организации когнитивных функций в мозге. В ней выделяются три блока:

  1. Мозг обладает блоком, контролирующим сон и бдительность, а также активизирующим отделы мозга для решения задач.
  2. Блок приема, обработки и хранения информации активирует отделы коры мозга, отвечающие за восприятие, анализ и синтез сенсорной информации: зрение, слух, осязание, обоняние.
  3. Блок выполняет программирование, регулирование и контроль деятельности. Функции блока включают планирование, определение целей, организацию сложных последовательностей действий и контроль их исполнения.

Лурия полагал, что осуществление психических функций возможно при координированном взаимодействии трёх структур мозга.

Психология после распада СССР

После развала Советского Союза российская психология претерпела трансформацию. Исследования освободились от идеологических ограничений, а обмен идеями с зарубежными коллегами стал возможным. В отечественной психологию вошли свежие подходы и методики.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Благодаря эффективности в лечении тревожности и депрессии это направление стало одним из самых популярных. КПТ построена на идее о том, что мысли формируют чувства и поведение. Изменение мыслей человека с помощью терапии приводит к трансформации эмоций и действий. Например, клиент избавляется от чёрно-белого мышления, вместо крайностей учится видеть промежуточные варианты и, как следствие, принимает взвешенные решения.

Психоанализ. Психоанализ был запрещен в СССР из-за противоречия с идеологией. Это направление уделяло внимание внутренним бессознательным психическим процессам как основе поведения личности. Марксистская теория утверждала, что сознание человека формируется социальной средой. В постсоветское время психоанализ стали изучать и использовать: перевели книги Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, открыли психоаналитические институты и ассоциации.

Гуманистическая и экзистенциальная психология. Подходы Карла Роджерса, Абрахама Маслоу и Виктора Франкла получили распространение в постсоветской России. В это время многим остро ощущалась потребность в смысле жизни, самореализации и личностном росте, а психотерапия оказывала им помощь в этом.

Гештальт-терапия. Популярный подход в психотерапии постсоветской России — гештальт-терапия. Фриц Перлз предложил эту методику. В ее основе – осознанность, анализ чувств и всего происходящего в настоящий момент. Гештальт рассматривает личность как единое целое, где важны мысли, чувства, телесные реакции и поведение.
Лечение помогает восстановить целостность личности и вернуть внутреннюю гармонию.



В 1990-х годах помимо помощи при болезнях и развитии детей консультирование стало новой сферой деятельности психологов. Специалисты открывали частные кабинеты и центры психологической поддержки.
Популярность профессии росла, распространились профессиональные книги и тренинги, а терапия постепенно перестала быть чем-то зазорным.

Профессия психолога сегодня

Психология занимается различными сферами.

  • Клиническая психология. Врачами-клиническими психологами лечатся психические расстройства, такие как депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство и другие.
  • Корпоративная психология.В сферу бизнеса психологи включаются для оптимизации работы персонала, повышения производительности труда и формирования благоприятной атмосферы в коллективе.
  • Школьная психология и психология развития. Специалисты выявляют и устраняют затруднения в учебе, эмоциональном становлении и общении. В учебных заведениях психологи способствуют адаптации детей, оказывают помощь родителям и учителям.
  • Семейная терапия. Психологи оказывают помощь в урегулировании разногласий в отношениях, преодолении сложных периодов и разводах.
  • Коучинг и личностное развитие. Психологи-коучи помогают людям расти как личности и добиваться успеха в работе и личной жизни.

Психологи трудятся в школах, больницах, госучреждениях и ведут частную практику, так что каждый сможет найти подходящую сферу деятельности.


Материалы по теме:

  • Как выбрать место для обучения психологии и как отличить качественную программу?
  • Из учителя в психологи: как сменить профессию
  • Психологу необходимы навыки консультирования: эмпатия, активное слушание и беспристрастность.