
Психология в России прошла эволюцию от начальных исследований до всё более популярных сеансов психотерапии. востребованнееПрошло более ста лет. Материалы рассказывают о случившемся.
В России профессия психолога возникла в конце XIX — начале XX веков.
Первое исследование в области психологии провёл профессор Московского университета, физиолог Иван Михайлович Сеченов.
В исследовании 1836 года «Рефлексы головного мозга» ученый проанализировал физиологические основы работы психики. Ученый считал, что сознательные процессы, такие как произвольные действия и мышление, можно рассматривать как автоматические реакции организма на внешние раздражители. Сознание и эмоции зависят от деятельности нервной системы, а не являются проявлением воли.
В 1873 году Сеченов опубликовал статью «Кому и как разрабатывать психологию?». В ней автор изложил программу развития психологии как науки. Учёный полагал, что ей должны заниматься физиологи.
Все психические процессы, подобные рефлексам, должны целиком подвергаться физиологическому изучению. Это обусловлено тем, что к сфере этой науки относится начало этих процессов — чувственное возбуждение извне, и конец — движение. Физиология должна также охватывать среднюю часть — психический элемент в узком смысле, поскольку он часто, возможно всегда, оказывается не самостоятельным явлением, как считалось ранее, а интегральной частью процесса.
Владимир Михайлович Бехтерев внес вклад в развитие психологии как науки. В 1907 году в Петербурге он основал Психоневрологический институт. Цель работы института заключалась в изучении мозга и нервной системы, а также диагностике и лечении психических заболеваний. Там впервые в стране проводили комплексные исследования, объединяющие знания из физиологии, психологии, психиатрии и невропатологии.
Формирование отечественной психологии в СССР.
После Октябрьской революции 1917 года произошли изменения в психологии. Марксистская идеология пропагандировала материалистическое осмысление психических явлений. В это время сформировались важные психологические теории, несмотря на влияние господствующей идеологии.
Психическое развитие по Выготскому. Лев Семенович Выготский – один из основателей советской психологии. По его теории, психика человека формируется под влиянием социума и культуры, а мышление и речь развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Ученый считал, что человеческое сознание нельзя объяснить вне общественных и исторических условий.
Исследования Выготского построены на понятии «зоны ближайшего развития», которое обозначает разницу между тем, что ребёнок способен совершить самостоятельно, и тем, что ему под силу при поддержке взрослого или продвинутого сверстника.
В некоторых экспериментах исследователь установил: когда дошкольники выполняли задания, например собирали пирамидку, с успехом справлялись те, кому давали подсказки, даже самые маленькие. Дошкольники, которым не оказывали помощи, не заканчивали задание.
Ученик Выготского, Алексей Николаевич Леонтьев, развил идеи учителя и предложил систематизированное понимание формирования сознания и психики через деятельность. Его теория деятельности утверждает, что психика формируется и развивается в процессе деятельности, когда человек активно взаимодействует с окружающим миром. Сознание и мышление не существуют изолированно, а являются продуктом практической деятельности в конкретной социальной среде.
Основной путь развития психики — деятельность, с помощью которой человек приспосабливается к окружающему миру и формирует сознание.
По Леонтьеву, деятельность разделяется на три части.
Одно действие может служить разным целям, а одна цель может достигаться различными действиями в зависимости от ситуации. Например, у человека появился мотив — приготовить еду для насыщения. Цель — сделать блюдо, например суп. Действиями будут: нарезка овощей, закипячение воды, добавление соли и специй. Операциями станут непроизвольные движения, которые человек выполняет автоматически во время этих действий.
Концепция функциональных блоков Лурии. В годы Великой Отечественной войны учёный Александр Романович Лурия исследовал реабилитацию солдат с повреждениями головного мозга. Работы Лурия стали основой нейропсихологии — науки о взаимодействии мозга и психических процессов.
Концепция функциональных блоков, предложенная Лурией, раскрывает механизмы организации психической деятельности головным мозгом. Автору удалось выделить три функциональных блока:
- Мозговая структура, регулирующая сон, бодрствование и включающая другие отделы для выполнения функций.
- Блок прием, обработки и сохранения информации. Активирует участки коры головного мозга, отвечающие за восприятие, анализ и синтез сенсорной информации — зрения, слуха, осязания, обоняния.
- Блок предназначен для программирования, регулирования и контроля выполняемых задач. Его функции включают в себя планирование, определение целей, организацию сложных последовательностей действий и контроль их осуществления.
Лурия полагал, что для осуществления мыслительной деятельности необходима согласованная работа трёх структур.
Психология после распада СССР
После развала СССР российская психология претерпела трансформацию. Ослабление идеологического давления позволило установить обмен знаниями с зарубежными коллегами, а также внедрить в практику новые подходы и методики.
Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). КПТ получила широкую популярность из-за эффективности в лечении тревожных расстройств и депрессии. Суть этой методики заключается в том, что мысли формируют чувства и поведение. Изменение когнитивных схем терапии может привести к изменению эмоциональных реакций и поведения человека. Например, клиент сможет перейти от категоричного мышления к более взвешенному анализу ситуации, принимая обоснованные решения.
Психоанализ. Психоанализ был запрещён в СССР из-за противоречия с идеологией. Это направление рассматривало внутренние бессознательные психические процессы как основу поведения личности. Марксистская теория утверждала, что сознание человека формируется социальной средой. В постсоветское время психоанализ начали изучать и использовать: переводили книги Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, открывали психоаналитические институты и ассоциации.
Гуманистическая и экзистенциальная психология. Методы Карла Роджерса, Абрахама Маслоу и Виктора Франкла получили распространение в России после распада Советского Союза. В это время многие испытывали сильное желание найти смысл жизни, реализовать себя и развиваться личностно, что и обеспечивала им психотерапия.
Гештальт-терапия. Популярный подход в психотерапии постсоветской России разработал Фриц Перлз. Его особенность – акцент на осознанности, анализе чувств и настоящего момента. Гештальт рассматривает личность как единое целое, где важны все аспекты: мысли, чувства, телесные реакции и поведение. Терапия помогает восстановить целостность личности и вернуть внутреннюю гармонию.
В 1990-х годах помимо психологической помощи при болезнях и развитии детей появилось консультирование. Специалисты открывали частные кабинеты и центры психологической поддержки. Популярность профессии росла, интерес к психологии был высок. Распространились профессиональные книги и тренинги, терапия постепенно перестала считаться чем-то порицательным.
Профессия психолога сегодня
Психология затрагивает множество сфер.
- Клиническая психология. Специалисты по клинической психологии лечат различные психические недуги, такие как депрессия, тревога, посттравматическое стрессовое расстройство и подобные ему состояния.
- Корпоративная психология. В сфере бизнеса психологи способствуют эффективному руководству сотрудниками, повышению производительности труда и благоприятной атмосфере в трудовом коллективе.
- Школьная психология и психология развития. Специалисты выявляют и исправляют затруднения в учёбе, эмоциональном развитии и общении со сверстниками. Психологи в школах и учебных центрах помогают детям приспособиться к новому окружению, а также консультируют родителей и учителей.
- Семейная терапия. Эти психологи оказывают помощь в разрешении конфликтов в отношениях, преодолении кризисных ситуаций и расставаниях.
- Коучинг и личностное развитие. Коучи-психологи помогают добиваться роста личности и достижения целей в работе и жизни.
Психологи трудятся в школах, больницах, госучреждениях и ведут собственную практику, предоставляя возможность каждому найти свое место.
Материалы по теме:
- Как стать психологом и выбрать хорошее учебное заведение?
- Из учителя в психологи: как сменить профессию
- Психолог должен обладать навыками консультирования, такими как эмпатия, активное слушание и безоценочная позиция.