Фотографии: Pixabay / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Многие учителя иностранных языков с опаской ждут перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который будет постепенно внедряться с сентября. Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников английскому — рассказали на конференции группы компаний «Просвещение» заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Дмитрий Метелкин и авторы линии УМК «Team Up!» («Вместе») Андрей Мишин, Евгения Костюк и Эльчин Гашимов.
Ошибки прошлого ФГОСа
В рамках ФГОС, разработанных в 2010-х, каждый учитель постоянно сталкивался с ситуацией, когда он и «швец, и жнец, и на дуде игрец», отмечает Дмитрий Метелкин. Происходило это потому, что этот документ оказался чисто декларативным и не мог использоваться как реальный инструмент — ни педагогами, ни администраторами, ни экспертами по контролю за реализацией программ.
Вот четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс:
- примерные образовательные программы;
- основные образовательные программы;
- учебная и учебно-методическая литература;
- КИМы и задания национальных исследований в области качества.
Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт.
В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций:
- учитель — автор и исполнитель образовательной программы;
- учитель — проектировщик учебного процесса и методист;
- учитель — специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям;
- учитель — эксперт по личностному развитию.
Однако далеко не у всех педагогов достаточно сил, времени и компетенций, чтобы воплощать все задачи одновременно.
Что изменится
Разработчики новых федеральных стандартов, которые должны окончательно вступить в силу осенью, постарались исправить недочеты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса.
Обновленные ФГОСы:
- соответствуют положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- устанавливают вариативность сроков программ;
- детально описывают условия их реализации;
- систематизируют и уточняют требования к результатам;
- оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам.
ФГОС по иностранным языкам стал более конкретным и подробным. Теперь в нем определили разные требования к обучению первому и второму иностранным языкам, а также описали условия, при которых стоит вводить второй иностранный в расписание. Главное, что теперь изучать второй иностранный язык можно по заявлению учеников или их родителей при наличии в школе необходимых условий.
Во ФГОСе требования к результатам, которые должны показать школьники по первому иностранному языку, таковы:
- развитые навыки во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований);
- количественные нормативы: употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
- взаимосвязанность предметных с метапредметными и личностными результатами (опыт практической деятельности в повседневной жизни, умение участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности и далее по списку).
Какой УМК по английскому выбрать
В ближайшем будущем на рынке будут появляться новые учебно-методические комплексы по английскому языку, которые соответствуют обновленным ФГОС. Однако уже сейчас существуют УМК, которые развивают у школьников ключевые компетенции и предметные знания. Одним из них является «Team Up!» («Вместе!») для 2-11 классов, который можно использовать с учениками разного уровня подготовки.
В его основе — коммуникативно-когнитивный метод обучения. Кроме того, он развивает все те компетенции, которые указаны в новом ФГОСе:
- критическое мышление;
- умение сотрудничать;
- цифровую грамотность;
- рефлексию;
- автономию в обучении;
- умение проявлять личную инициативу.
У «Team Up!» есть несколько особенностей, которые делают его увлекательным для учеников и удобным для педагога.
- Темы, интересные школьникам.
Разработчики предложили такие темы, которые пробудят в детях желание обсуждать тексты, диалоги, видеоролики, а вместе с этим осваивать лексико-грамматический материал.
- Ориентация на Россию.
Школьник изучает английский, чтобы уметь рассказать о собственной стране, городе или любимом месте. Для этого авторы УМК разработали целые разделы, посвященные России, ее истории, обычаям, природе, интересным местам. С разработкой им помогали учителя из разных регионов: они делились местными легендами, традициями и рассказами об уникальных достопримечательностях.
- Метапредметность.