Фотографии: Depositphotos, иллюстрации: Юлия Замжицкая.

После поступления в первый класс ребенок теряет до половины суточной активности, а с годами этот дефицит только растёт. Замедляется обмен веществ, снижается рабочий тонус коры головного мозга, сигналы мышечных рецепторов медленнее поступают в голову. Всё это может привести не только к плохой успеваемости, но и к проблемам со здоровьем. Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые гимнастики могут помочь избежать подобных последствий. Эта подборка упражнений поможет педагогу вернуть внимание школьникам, а детям — высидеть длинные уроки.

1. Игра «Морские волны»

Снимает мышечную напряженность и помогает детям переключиться с одного занятия на другое.

Учитель произносит «Штиль», класс замирает. Звучит команда «Волны» — ученики по очереди встают. Сначала с мест поднимаются ребята с первых пар, через две-три секунды — со вторых и так далее. Последние усядутся — дети хлопают в ладоши и возвращаются на места в обратном порядке линиями парт.

Учитель может добавить в игру сигнал «Шторм». По сигналу ученики сразу же встают со своих мест и начинают хлопать, интервал между действиями не обязателен. Игра завершается командой «Штиль».

2. Игра «Ловим комаров»

Даёт возможность двигаться в собственном темпе, освобождает от ограничений.

Учитель просит ребят представить себе лето.

Лето настало, я распахнула форточку, и в класс залетело множество комаров. Надо их поймать! Вот так!.

Учитель сначала медленно, затем ускоряясь, делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая кулаки — то по одному, то по два. Ученики повторяют, ловят «комаров» в своём темпе, главное — не задеть соседей. Закончить игру можно так:

Хватит! Отлично постарались. Устали. Наклоните слегка руки вниз, потрясите ими несколько раз. И снова вперёд!

3. Танец-игра «Мы пойдем налево»

Внушает энергией и оптимизмом, освобождает от напряжения в области спины.

Учитель включает видео (например, этоРолик вызывает улыбки, а дети смотрят и повторяют танцевальные движения за героями. Мальчики и девочки могут подпевать слова песни и одновременно с разминкой тренировать память.

4. Математическая физкультура

Стимулирует желание учиться, укрепит математические умения, избавит от усталости и статической нагрузки.

Учитель разделяет учеников на пять команд. Каждой выдаётся карточка с примером или уравнением и названием физической активности. Решая задачи, команды выполняют приседания, шагают на месте, вращают руками столько раз, сколько получилось в ответе. При наличии времени команды могут поменяться карточками и повторить задание.

Примеры заданий:

Команда 1: (5+7) / 2 = приседания (6 раз)

Команда 2: 30 — 24 = шаги на месте (6 раз)

Команда 3: 2×2 + 6 = вращения руками (10 раз)

Команда 4: (2×2) + (5+5) = наклоны в стороны (14 раз)

Команда 5: (22+2) / 2 = прыжки на месте (12 раз)

Преподаватель устанавливает число команд по своему усмотрению. Можно также позволить ученикам самостоятельно выбирать движения для различных упражнений.

5. Пальчиковая разминка «Многоножка»

Помогает расслабить руки после письма, снимая усталость и напряжение. Также может использоваться как разминка перед чистописанием.

Учитель демонстрирует и объясняет: руки на краю парты, все пальцы касаются поверхности. Это многоножки. По сигналу многоножки начинают движение к противоположному краю парты.

Вращатель многоножек учитель может изменять с каждым разом. После финиша нужно старательно тереть ладошки друг о друга, чтобы они нагрелись. В конце кисти рук несколько раз встряхнуть.

6. Разминка для глаз «Солнечный зайчик»

Снижает напряженность, переключает фокус с одной задачи на другую, тренирует мышцы глаз. Также улучшает память и дыхание.

Учитель читает текст и с помощью зеркала создаёт солнечного зайчика, показывая детям упражнение. Каждый ребёнок выполняет каждое движение шесть-восемь раз.

— Глазки, глазки, где вы были?

— В гости к зайчикам ходили.

Встретили зайчат и поспешили их нагнать.

Влево-вправо, влево кругом

Ходят глазки друг за другом.

Вправо-влево, вправо-влево

Побежали глазки смело.

Снизу вверх, а сверху вниз —

Опустились на карниз.

А потом восьмерки пишем:

Кто подальше, кто повыше?

Плавно глазками моргаем,

С силой глазки закрываем.

Повторим все еще раз

И рукой закроем глаз.

На нос посмотрим, потом вдаль.

Как ленивых деток жаль:

Играть с нами не хотели —

У них глазки заболели.

В заключительной части упражнения малыши произносят последние два предложения на выдохе, что способствует развитию правильного дыхания.

7. Подвижная игра «Бродилка»

Улучшает производительность, скорость и качество труда, снимает напряжение с мышц.

Учитель требует от ученика произнести слово по изученному материалу или назвать ответ на математическую задачу. Отвечающий подходит к любому товарищу по классу и встаёт у его парты. Сын за ней освобождает место, идёт к третьему и называет новое слово и так далее.

8. Упражнение «Необычные движения»

Повышает творческие способности, улучшает настроение, снижает мышечное напряжение, освобождает от блокад.

Преподаватель просит детей показать нестандартные способы передвижения. Например, походку цапли на вытянутых ногах или медведя в шаткой ходьбе, марш солдат, подъём туриста по склону горы, движение акробата по тонкому канату, плавание корабля во время шторма и спокойной погоды и т. д. Учащиеся повторяют каждое движение 30 секунд.

9. Психогимнастика «Строители»

Уменьшает психологические трудности, улучшает настроение, облегчает установление контактов и самовыражение чувств.

Учитель просит детей представить себя строителями и изобразить весь процесс возведения дома: покраску стен, пиление досок, установку лестницы к стене и подъём по ней, открытие и закрытие замка, забивание гвоздей, сверление дырок, вставку окон и так далее. Учитель может подсказывать детям действия.

Гимнастика может проходить в формате, где один ребенок показывает действия строителей, а остальные угадывают, что это за профессия или инструмент: кран, самосвал, бетономешалка, дрель, пила и так далее.

10. Упражнение «Шалтай-Болтай»

Снимает напряжение с плеч, тонизирует, повышает настроение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Учитель предлагает ученикам представить себя тряпичными куклами. Произносит текст, а школьники поворачивают корпус вправо-влево. Руки при этом свободно болтаются. На словах «свалился во сне» дети резко наклоняются вниз. Текст произносится медленно, повторяется два-три раза.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.