Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Изображение: Юлия Замжицкая.

Елена Постовар, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ Журнал № 79, издаваемый в Санкт-Петербурге, делится наработками по развитию критического мышления с помощью чтения и письма. РКМЧП).

Что такое РКМЧП

Рефлексивная деятельность в обучении (РКМЧП) позволяет учащимся самостоятельно устанавливать цели обучения, эффективно работать с информацией и анализировать полученные знания. В ее основе — модель из трех этапов: «вызов — осмысление — рефлексия».

  1. Стадия вызова.

Задача — возбудить любопытство к материалу, освежить накопленные сведения, пополнить предложения новыми идеями, стимулировать связи между концепциями.

  1. Стадия реализации смысла (осмысления).

Работа с информацией – это обработка текста, видеофильмов, лекций и подобных материалов. Ученик активно воспринимает сведения, связывая новое с уже известным, сравнивая прошлые и нынешние данные.

  1. Стадия рефлексии.

Ее задачи:

  • Понять, запомнить и систематизировать полученные сведения.
  • выработать собственное отношение к материалу;
  • Рассмотреть свой процесс мышления и поступки.

Как использовать РКМЧП на уроках литературы

Стадия вызова

«Я знаю»

Встреча с жизнью и творчеством А. Пушкина происходит постепенно: дети накапливают знания от класса к классу. Поэтому при разговоре об А.Пушкине в 5 классе уместно задать вопрос: «Что вы знаете о биографии и творчестве великого поэта?».

Предложите записать ответ в таблицу с тремя столбцами: «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать».

Дети, разделяя полученные знания, стимулируют себя к дальнейшему обучению. В качестве мотивации выступает либо любопытство: «Хочу узнать еще!», либо соперничество: «Кто-то знает больше меня! Как это возможно?!»

«Рассказ-предположение по ключевым словам»

Этот прием полезен при анализе рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» в шестом классе.

Учитель сообщает детям, что в предстоящем рассказе важны слова: «встретились», «друзья детства», «восторженно», «окаменел», «поморщился», «поклонился». За пять минут нужно догадаться о его содержании.

Дети затем делятся с классом своими вариантами. Предположения не затрагивают чеховской проблематики, однако уже на этом этапе просматривается интерес к теме.

«Перепутанные логические цепочки»

Второго урока по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» в 5 классе учитель предлагаеет составить предложение из слов, написанных на доске: «Зле во возмож но добро всяком найти».

В любой беде можно найти пользу, – сделали такое заключение. Учитель попросил учеников поделиться своим мнением. Лучше всего записать его в тетради. Это поможет закрепить материал на этапе осознания содержания текста личным опытом.

Смысловая стадия

«Двухчастный дневник»

В этом приеме обучающего письма учащиеся определяют ключевую информацию и формулируют свои мысли. Например, после прочтения рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» педагог поручает вести записи в двухрамочный дневник:

  • На что автор обращал внимание, читая текст.
  • Восприятие, переживания, раздумья по прочтенному.
Это стимулирует чтение, структурирует информацию и подготавливает её к этапу рефлексии.

«Таблица толстых и тонких вопросов»

Это метод записи вопросов во время чтения или аудирования.

Простые вопросы подразумевают краткие ответы, а сложные – обстоятельные.

Примеры:

  • «Тонкий» вопрос: «Кто посеял в сердце Ассоль „семена крупной мечты“?»
  • «Толстый» вопрос: «Почему Ассоль и Лонгрен Собирателя сказок и легенд окрестили волшебником, а местные Каперны — колдуном?»

«Чтение с остановками»

В процессе чтения учителя текст фрагментами, с остановочных точек учитель задает вопросы о предстоящем развитии сюжета.
Учащиеся формулируют догадки и приводят аргументы в подтверждение своих мнений.

Например, разделяем текст на рассказы В. Гаршина. Attalea princepsПосле прочтения первой части текста авторы задают учащимся пятого класса вопрос: «Как разрыв с родной землёй может повлиять на жизнь растений?»

Стадия рефлексии

Методы рефлексии: сочинения, обсуждения, разборы отдельных тем. Более креативные: синквейны и хокку.

Синквейнпятистрочная Стихотворение строится по схеме: тема (существительное или местоимение), описание признаков, действия объекта, личное отношение автора, сущностное слово. Хокку — трестие с 17 слогами (5-7-5).

Примерно таким образом можно подвести итоги обсуждения сказки В. Гаршина «…». Attalea princeps»:

Синквейн:

Пальма

Гордая, свободолюбивая.

Томиться, тоскует, рвется.

«Умру или освобожусь!»

Обречённая.

Хокку:

Я видел гордую пальму

В оранжерее-тюрьме тоскует она

Одиноко.


Материалы по теме:

  • Десять способов тренировать критическое мышление в учебном заведении и у себя дома. .