
Фотографии: Unsplash. Изображение: Юлия Замжицкая.
Елена Постовар, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ Журнал № 79, издаваемый в Санкт-Петербурге, делится наработками по развитию критического мышления с помощью чтения и письма. РКМЧП).
Что такое РКМЧП
Рефлексивная деятельность в обучении (РКМЧП) позволяет учащимся самостоятельно устанавливать цели обучения, эффективно работать с информацией и анализировать полученные знания. В ее основе — модель из трех этапов: «вызов — осмысление — рефлексия».
- Стадия вызова.
Задача — возбудить любопытство к материалу, освежить накопленные сведения, пополнить предложения новыми идеями, стимулировать связи между концепциями.
- Стадия реализации смысла (осмысления).
Работа с информацией – это обработка текста, видеофильмов, лекций и подобных материалов. Ученик активно воспринимает сведения, связывая новое с уже известным, сравнивая прошлые и нынешние данные.
- Стадия рефлексии.
Ее задачи:
- Понять, запомнить и систематизировать полученные сведения.
- выработать собственное отношение к материалу;
- Рассмотреть свой процесс мышления и поступки.
Как использовать РКМЧП на уроках литературы
Стадия вызова
«Я знаю»
Встреча с жизнью и творчеством А. Пушкина происходит постепенно: дети накапливают знания от класса к классу. Поэтому при разговоре об А.Пушкине в 5 классе уместно задать вопрос: «Что вы знаете о биографии и творчестве великого поэта?».
Предложите записать ответ в таблицу с тремя столбцами: «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать».
Дети, разделяя полученные знания, стимулируют себя к дальнейшему обучению. В качестве мотивации выступает либо любопытство: «Хочу узнать еще!», либо соперничество: «Кто-то знает больше меня! Как это возможно?!»
«Рассказ-предположение по ключевым словам»
Этот прием полезен при анализе рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» в шестом классе.
Учитель сообщает детям, что в предстоящем рассказе важны слова: «встретились», «друзья детства», «восторженно», «окаменел», «поморщился», «поклонился». За пять минут нужно догадаться о его содержании.
Дети затем делятся с классом своими вариантами. Предположения не затрагивают чеховской проблематики, однако уже на этом этапе просматривается интерес к теме.
«Перепутанные логические цепочки»
Второго урока по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» в 5 классе учитель предлагаеет составить предложение из слов, написанных на доске: «Зле во возмож но добро всяком найти».
В любой беде можно найти пользу, – сделали такое заключение. Учитель попросил учеников поделиться своим мнением. Лучше всего записать его в тетради. Это поможет закрепить материал на этапе осознания содержания текста личным опытом.
Смысловая стадия
«Двухчастный дневник»
В этом приеме обучающего письма учащиеся определяют ключевую информацию и формулируют свои мысли. Например, после прочтения рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» педагог поручает вести записи в двухрамочный дневник:
- На что автор обращал внимание, читая текст.
- Восприятие, переживания, раздумья по прочтенному.
«Таблица толстых и тонких вопросов»
Это метод записи вопросов во время чтения или аудирования.
Простые вопросы подразумевают краткие ответы, а сложные – обстоятельные.
Примеры:
- «Тонкий» вопрос: «Кто посеял в сердце Ассоль „семена крупной мечты“?»
- «Толстый» вопрос: «Почему Ассоль и Лонгрен Собирателя сказок и легенд окрестили волшебником, а местные Каперны — колдуном?»
«Чтение с остановками»
В процессе чтения учителя текст фрагментами, с остановочных точек учитель задает вопросы о предстоящем развитии сюжета.
Учащиеся формулируют догадки и приводят аргументы в подтверждение своих мнений.
Например, разделяем текст на рассказы В. Гаршина. Attalea princepsПосле прочтения первой части текста авторы задают учащимся пятого класса вопрос: «Как разрыв с родной землёй может повлиять на жизнь растений?»
Стадия рефлексии
Методы рефлексии: сочинения, обсуждения, разборы отдельных тем. Более креативные: синквейны и хокку.
Синквейн — пятистрочная Стихотворение строится по схеме: тема (существительное или местоимение), описание признаков, действия объекта, личное отношение автора, сущностное слово. Хокку — трестие с 17 слогами (5-7-5).
Примерно таким образом можно подвести итоги обсуждения сказки В. Гаршина «…». Attalea princeps»:
Синквейн:
Пальма
Гордая, свободолюбивая.
Томиться, тоскует, рвется.
«Умру или освобожусь!»
Обречённая.
Хокку:
Я видел гордую пальму
В оранжерее-тюрьме тоскует она
Одиноко.
Материалы по теме:
- Десять способов тренировать критическое мышление в учебном заведении и у себя дома. .