Что такое критическое мышление

Фото: img.freepik.com

Дети в наши дни окружены огромным количеством информации из интернета, телевидения, книг и повседневных разговоров. Даже взрослым не всегда удаётся различать правду от выдумки, а что говорить о детях? Часть поступающей информации оказывается ложной и потенциально опасной.

Критическое мышление – умение размышлять о получаемой информации, анализировать ее и перерабатывать, задавая себе вопросы. Ребенок не просто воспринимает то, что происходит вокруг, но и обрабатывает полученные данные, создавая собственное мнение.

Психологи настоящего времени утверждают, что гармоничное развитие в растущем потоке информации возможно при условии тренировки критического мышления с раннего возраста.

Критическое мышление развивается у детей с возрастом. Малыш в год может убедиться, что хрустальная ваза не обязательно разобьётся, как говорили родители. К трём годам ребёнок понимает, что разные взрослые могут говорить по-разному, то есть существуют различные источники информации. В случае постоянных лжи со стороны взрослых дети могут перестать им доверять.

Первые разговоры и игры для развития критического мышления можно начать в возрасте от двух с половиной до трех лет.

Развитие у детей критического мышления с помощью упражнений.

Игра «Верю не верю»

Игра «съедобное-несъедобное»: ведущий кидает мяч и называет предмет, например, «огурец». Если предмет съедобный, ребенок старается поймать мяч, в противном случае — убирает ручки и не ловит.

Это вид игры с неоднозначной информацией, требующий от ребенка самостоятельного выявления её сути.

Техника основана на проверке фактов и размышлениях над ними. Нужно сказать ребенку факт, а ему нужно решить, верит ли он в него. Обсуждение причин подобного мнения окажется очень полезным.

Узнайте у ребенка о разных цветах медведей: бурых, рыжих, чёрных и полярных. Расскажите о местах их обитания и рационе. Изучите вместе иллюстрации о медведях в детской энциклопедии.

Малыш поймёт, что медведи бывают не только коричневыми и белыми, ведь в мультфильмах может быть один вариант цвета, а в книгах — другой. Источники могут предоставлять разную информацию.

Диалоги в процессе чтения

Читая сказку ребёнку, останавливайтесь и задавайте вопросы о её содержании. Например: что случится дальше? Куда пойдёт главный персонаж? Почему плачет эта девочка? Что стало причиной этого события?

В процессе развития ребёнок учится анализировать события, задумываться о них и развивает навыки критического мышления.

Вместе рассуждайте о явлениях вокруг

Во время повседневных занятий полезно спрашивать у ребенка его мнение по определенной ситуации и причины такого мнения. Например: можно ли переходить дорогу на красный свет? Почему? Как думаешь, куда плывет этот корабль? Для чего нужно закрывать дверь на ключ? Могут ли расти цветы на снегу?

vraag om argumentatie voor zijn mening. Als het kind worstelt, help hem dan een antwoord te formuleren door leidende vragen te stellen. Zo leert de baby dialoog voeren, redeneren en gedachten uiten, oorzaak-gevolg verbanden vinden.

Представьте разные варианты решения одной проблемы.

Критическое мышление позволяет находить различные решения в похожих обстоятельствах.
Например, можно придумывать разные концовки любимой книги, строить башни из кубиков по-разному или идти из сада домой различными путями.

Вы сможете продемонстрировать ребенку возможность разных исходов, научите его разбираться в них и находить решения для одной задачи по-разному. За время занятий ребенок освоит привычку рассматривать различные варианты и предугадывать их эффективность.

Решайте логические задачи, головоломки и проявляйте творческий потенциал.

Данные занятия способствуют выходу за пределы обычных схем мышления. Бизиборды, игры Воскобовича, лабиринты, сортеры, рамки-вкладыши, пазлы, лепка, рисование и аппликации – всё это стимулирует поиск решений, генерацию идей и экспериментацию с различными подходами.

Участие взрослого в игре особенно полезно, так как помогает ребёнку справиться с задачей.
Это развивает мышление и тренирует навыки моторики. В будущем такие дети выбирают созидательные виды деятельности и получают удовольствие от самостоятельных результатов.

Общайтесь с детьми, спрашивайте о их мнениях по разным вопросам, объясните всё неясное. Не оставляйте маленьких непонимающих вопросов самих себе — это важно для развития ума, организации знаний и постижения сущности явлений.

Развивая критическое мышление, воспитывается творческое начало, аналитические способности. Ученики учатся общаться, быть наблюдательными, обрабатывать информацию. Взрослые из таких детей становятся рассудительными, умными, коммуникабельными и креативными.

Выводы

  1. Чтобы верно понять ситуацию и сформировать своё мнение, нужно развивать критическое мышление.
  2. Развитие навыков критического мышления возможно уже с двух с половиной или трёх лет.
  3. Чтобы развить критическое мышление, поиграйте в «Верю — не верю», обсуждайте прочитанное во время диалогов, вместе анализируйте окружающие явления, представляйте различные исходы одного события и решайте логические задачи.
  4. Дети, обладающие развитым критическим мышлением, отличаются умом и рассудительностью.