Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Что собой представляет «сильное Я», которое мы стремимся воспитать в детях? В чем состоят закономерности и противоречия его формирования? лекция Доцент кафедры психологии личности МГУ, кандидат психологических наук, психотерапевт. Светланы Кривцовой. Рассказываем, что из нее узнали.

Что такое «сильное Я»

За последнее время представления о необходимых навыках ребенка для комфортной жизни сильно изменились. Раннее уважение к самостоятельности и независимости заменилось убеждением: чем дольше ребенок находится рядом с родителями, тем полезнее это для развития.

Активность и стремление к цели, высоко ценные в советском обществе, сегодня не всегда хороши: за активностью может скрываться избыточная подвижность, а стремление к цели — желание действовать бездумно. Вместо бесстрашия и риска важнее умение распознавать угрозы и своевременно отступать.

Всемирная организация здравоохранения пересмотрела рамки детства и молодости, обнаружив, что родительская забота требуется детям дольше – это тенденция XXI века. Уменьшение бытовых проблем и относительно благополучные времена позволяют человеку не стремиться быть «суперменом», а признавать свою уязвимость без чувства стыда.

Профессор Брене Браун из Хьюстонского университета провела исследования с помощью множества психологических тестов. измерилаАвтор проверив математически сотню факторов, нашла один, отличающий выборку довольных своей жизнью людей от недовольных. Оказалось, этот фактор — принятие своей уязвимости: «я имею право бояться, я имею право переживать, перед тем как, наконец, собраться с мужеством и что-то сделать; я имею право сомневаться, не быть уверенным».

В чем связь признания своих недостатков и хрупкости с концепцией сильного «Я»?

«Сильное Я» — это не о том, чтобы быть напористым. Это своего рода стержень, внутренняя основа, с которой человек сравнивает себя всю жизнь.

Тренированное «Я», идущее по пути мудрости, доверяет миру и интегрирует противоречия.
«Сильное Я» необходимо для победы, но еще больше важно в неудачах. Оно пригодится в учебе, работе, личных отношениях и самопознании — для справедливой оценки себя.

Особенности «сильного Я»

«Я» – это не вся личность, а только та её часть, которая анализирует, понимает, рассуждает и выносит оценку. Та, что размышляет и сопоставляет впечатление с самим собой. Такая активная работа рассматривания и оценивания начинается уже в четыре года.

Сильное и стабильное «Я» имеет две характеристики.

  • Его внимание приковывают противоречия и двусмысленность – различные грани одной и той же ситуации.
  • Способна объединять противоположности в единое целое.

Виктор Франкл, основатель логотерапии и экзистенциального анализа, на лекциях использовал прием для объяснения интеграции.
В качестве примера он рисовал квадрат и круг, говоря: «Вот, посмотрите, две фигуры. Я вам говорю — это одно и тоже».

Чем продолжительнее жизнь человека, тем больше возможностей для интеграции.

Кадр из видео с лекцией Светланы Кривцовой. «Сильное „Я“ ребенка: парадоксы вызревания»

Люди, не способные интегрировать противоречия, и даже не замечающие их наличия, являются самыми слабыми личностями. Взрослый помогает ребенку укреплению «Я», замечая противоречия и помогая их интегрировать.

Парадоксы вызревания «сильного Я»

Парадокс первый.

Детям нужно ощущать, что могут быть несильны, чтобы развить крепкое ощущение собственной силы.

Преждевременная независимость, несвоевременные задачи и обязанности могут привести к тому, что ребёнок притворяется сильным, дерзким и грубым, но остаётся уязвимым внутри.

Парадокс второй.

Взаимодействие с учетом индивидуальности ребенка оказывается эффективнее принудительной коррекции.

Воспитание – не как конструкция по заранее составленному плану, а скорее как сад. Родитель должен верить в силу роста, даже не зная, что вырастет. Дети могут удивлять родителей своей непохожестью на семью. Но если родитель терпелив и внимателен, то может получиться сильная личность.

Парадокс третий.

Вместо исправления поведения ребёнка стоит обращать внимание на его эмоции, пытаться понять, что он пытается донести своим поведением.

Дети часто повторяют поведение тех взрослых, которые им близки. Однако, если ребёнок не желает поступать так же, как вы, необходимо выяснить причину такого поведения.

Парадокс четвертый.

Внимательность к ребёнку и стремление идти в ногу с ним не равносильно уступчивости перед его желаниями, позволяя ему руководить действиями взрослых.

Сочетание парадоксальное, тонкое, как лезвие бритвы. Взрослый должен быть надежной опорой ребенку. Но если мама в депрессии, много работает или дает слишком много свободы, ребенок понимает, что доверять этому взрослому нельзя и ему придется брать всё в свои руки. Такая инверсия иерархии останавливает движение к «сильному Я».

Парадокс пятый.

Чтобы ребёнок достигал желаемых результатов, важно обучить его реагировать на неудачи.

Когда мир не предоставляет ребёнку желаемого – гаджет, печенье или игрушку дорогого сервиса – это естественно. Раздражение, возможно, перерастет в истерику. Родителям следует научиться управлять собственным чувством разочарования. Как?

Должно разрешить ребёнку плакать. После слез от злости он выплакает грусть. А грусть — духовный труд, прощание с хорошим («Хорошая была идея — получить гаджет, но не вышло»). Когда оплакиваем утраченное, у нас появляется сила для того, чтобы простить жизнь, которая забрала что-то, и снова жить хорошо.

Привязанность к чему-либо может сковывать волю человека и привести к поступкам, противоречащим закону. Обучение ребёнка выражать эмоции через слёзы помогает ему обрести силу.

Что нужно, чтобы сформировать «сильное Я»

Австрийский психолог и психотерапевт, автор экзистенциально-аналитической теории личности Альфред Лэнгл считает, что для формирования «сильного Я» необходимо:

1. «Видеть» ребенка.

Родителям стоит проявлять внимательность к ребенку, интересоваться его жизнью, тогда ребенок сам начнет больше узнавать о себе. Ребенок не обладает собственным представлением о себе, кроме того, что ему рассказали взрослые. Поэтому родителям следует быть осторожными в своих высказываниях о ребенке: называя его «бестолковым» или же акцентируя внимание на способностях и положительных чертах, родители формируют представление ребенка о самом себе.

2. Относится к нему справедливо.

Это означает обращать внимание не только на итог (например, результаты ЕГЭ: сдал/не сдал), но и на самого ребенка, его старания, чувства во время выполнения задания, и весь путь, пройденный для достижения результата.

3. Ценить его.

Ценителю своих детей судья для ребёнка будет самим собой.

4. Научить его замечать противоречия и их интегрировать.

Существуют разные способы объединения круга и квадрата для получения цилиндра.

  1. Интеграция потока ощущений со словами.

В первый год жизни малышу необходим этот приём. За это время мама должна говорить до пяти тысяч слов в день, описывая свои действия с ребенком: «Надеваем комбинезон на левую ножку, а теперь — на правую. Сейчас идем гулять. Вот мама берет тебя на ручки» и так далее.

  1. Соединение ощущения с побудительной причиной.

Ребенку, испытывающему сильные эмоции, нужно, чтобы кто-то изложил и прояснил его чувства, ведь сам он еще не умеет это сделать. Родительу следует называть чувства ребенка и описывать переживания как историю с концом: «Ты сейчас очень злишься, потому что ты очень хотел телефон, а папа не дал».

  1. Интеграция через игру.

Это ещё один способ интеграции. Ребенку следует предоставлять возможность самостоятельно играть и познавать окружающий мир.


  • Как помочь младшим школьникам стать более стойкими к жизненным трудностям? ;
  • Юлия Гиппенрейтер: Воспитание детей в условиях неуверенности ;
  • Как достичь идеала родительства? 5 рекомендаций от Людмилы Петрановской. .