
Ребенок обретает себя, становясь успешным или, по контрасту, в среде оценок важных взрослых: родителей, наставников, педагогов. Учимся учить иначеПедагог и публицист Светлана Моторина делится методикой оценки успехов и неудач ребенка для развития его уверенности и преодоления сложностей.
Существуют разные виды обратной связи для разных ситуаций, у каждого из которых свой алгоритм. Например, обратная связь может быть предоставлена по итогам конкретного задания: ученик написал сочинение, ребенок испек блины впервые по инструкции родителей. Еще один вид — обратная связь по итогам периода: четверти в школе или полугодия на работе. Отдельным видом является обратная связь при возникновении конфликтных ситуаций, например, новый ученик не соблюдает правила класса. Недавно я посвятила двухчасовому вебинару этой сложной теме.
Несмотря на некоторые детали, качественная обратная связь, способствующая развитию, вдохновению и мотивации, обладает рядом общих черт.
1. Оценивает не человека, а его действия
Это золотое правило: оцениваем не личность, а знания, навыки, конкретные действия и поступки. Сравнивать нужно не с кем-то другим, а со своим прогрессом ребенка. Конечно, если речь идет о соревнованиях, где предполагается соперничество с другими.
2. Апеллирует к цели, понятной для ребенка
Нужно четко сказать ребенку, какой навык, знание или модель поведения мы развиваем и для чего. Не просто «Ты неправильно применил алгоритм исследования», а «В этом модуле мы учимся проводить научную работу. Овладев материалом, ты сможешь самостоятельно спланировать исследование, подобрать методы, провести его и написать отчет. Сейчас проходим алгоритм, освоить его еще не получилось, но это важно, иначе дальше двигаться сложно».
3. Демонстрирует личный прогресс
После указания на цель важно разъяснить, в каком положении находился человек изначально и где он сейчас. «Недавно ты плохо представлял, что такое исследование, а теперь знаешь алгоритм и умеешь выбирать методы. Ты прошел большой путь, но при реализации отклоняешься от своего плана. На этом нужно сосредоточиться».
4. Основана на ясных критериях
В детско-взрослой коммуникации обратная связь чаще касается пройденного материала, а во взаимодействии взрослых — обсуждаемых ранее условий, которые лучше прописать как критерии заранее.
В ходе обратной связи можно проанализировать каждый пункт и оценить, насколько успешно выполнено задание.
Например, пятилетняя девочка желает самостоятельно убрать со стола в первый раз или Вы желаете научить её этому. Чтобы это получилось, ей необходимо чётко понимать, что такое «убрать».
- отнести посуду в раковину
- вытереть крошки со стола
- подмести крошки на полу
- выкинуть остатки еды в мусор и т. д.
Важно прояснить все моменты до начала работы и затем обсуждать каждый пункт по отдельности.
5. Опирается на конкретные факты
Обратная связь должна быть конкретной и содержательной. Вместо общих фраз типа «Ты безответственный» лучше использовать факты: «Я просил прислать e-mail в 11.00, но ты не выполнил просьбу вовремя, из-за этого у меня возникли трудности». Такой подход также применим к обратной связи по навыкам и знаниям. Вместо «У тебя не очень с отрицательными числами» уточните, в чём именно возникают сложности.
6. Поощряет мышление роста
Не следует похвалить за врождённые качества. «Ты красавица!», «Ты — прирождённый математик!» – такие слова не побуждают развиваться и приобретать новые навыки. Не полезна и похвала за безошибочность или скорость (если это не критерии в конкретной задаче). Она убивает обучение. Фразы «Молодец! Ни одной ошибки» или «Класс! Ты справился за 5 минут» воспринимаются как «Ошибаться нельзя, а долго работать над задачей – признак глупости». Чтобы развить мышление роста, хвалить стоит за усилия, труд, старания. Только так человек не будет бояться осваивать любые виды деятельности.
7. Не порицает за ошибки
Этот критерий тесно связан с предыдущим. Стыд за ошибки мешает действиям. Не следует побуждать к ошибкам, но стоит подчеркнуть важность анализа ошибок для понимания необходимых улучшений.
8. Диалогична
В алгоритмах обратной связи всегда присутствует этап, где собеседника просят высказаться: «Что ты теряешь, поступая таким образом?», «Какие у тебя мысли? Возможно, я неправ, исправи меня», «Как видишь следующие действия?». Только так второе лицо становится субъектом, агентом ситуации, и может взять на себя ответственность.
9. Дается при любом результате
Если человек действует правильно, показывает желаемое поведение, об этом непременно нужно говорить. Наш мозг нуждается в постоянной обратной связи, как положительной, так и отрицательной. Поэтому социальные сети столь популярны — мы получаем обратную связь мгновенно. Когда обратная связь сводится к безразличному «претензий нет», то дающий ее превращается в полицейского в кустах, цель которого только искать ошибки.
10. Регулярна
Мозгу необходима постоянная обратная связь. Не всегда нужно проводить масштабные обсуждения во время конфликтов или по итогам четверти. Достаточно регулярных лёгких педагогических сигналов, которые говорят: «я тебя замечаю», «я здесь», «да, именно это мы говорили», «а вот здесь нужно исправить».
Материалы по теме:
- Три подхода к получению обратной связи от учащихся