Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

В речи детей все чаще встречается грубая лексика. Подростки в современном мире слышат ругательства не только от взрослых и сверстников, но и от известных блогеров и музыкантов. Это подсознательно формирует мнение о том, что непристойности в общественных местах нет ничего страшного. Но что делать, если ученики используют грубые выражения прямо на уроках? Американский психолог, автор книг по поведенческим проблемам школьников, поможет разобраться с этой проблемой. Кеннетом Шором (Kenneth Shore).

Постарайтесь установить причину

Ребята применяют ненормативную лексику по разным мотивам. Некоторые используют ее для привлечения внимания преподавателя или сверстников. Другие — чтобы произвести впечатление на ровесников. Кому-то мат помогает выразить сильные чувства, например гнев, боль или разочарование. А некоторые ругаются в качестве ответной реакции обидчику.

Поймите, почему ученик обращается к ненормативной лексике, и реакция на неё станет действеннее, — утверждает Шор.

Не игнорируйте сквернословие

Непо reacted на нецензурную лексику может ввести детей в заблуждение, показав, что это приемлемо. Нужно бороться с использованием ненормативной лексики. Важно еще и потому, что некоторые дети ругаются так часто, что сами могут не понимать, что их слова неуместны.

В случае услышанного нецензурного слова отреагируйте, независимо от точного источника. Не поручайте ученикам поиск виновника.

Объясните классу, что подобные выражения недопустимы. Скажите, например: «От учащихся этого класса требуется вежливое общение». После этого продолжите урок.

Реагируйте спокойно

Если считаете, что ученик использует грубую лексику для привлечения внимания или вашего недовольства, сохраняйте спокойствие и сдержанность в общении. Не поддавайтесь на провокации — это может только усугубить ситуацию, и ему будет труднее прекратить нежелательное поведение.

Предложите более эффективные способы обратить на себя внимание.

Ребенок может не понимать, что высказывания неуместны. Может утверждать, что считает слова нормальными, потому что слышал их от родителей, друзей или по телевизору. В таком случае можно сказать: «Я понимаю, что ты, возможно, слышал, как другие используют эти слова, но в школе их нельзя произносить».

Проверьте, понял ли ученик, какие именно слова имеют значение, и напомните ему, что эти слова могут обидеть других.

Помогите найти синонимы

Подберите с учеником литературные слова Какие фразы может использовать человек, когда хочет сказать запрещенное слово? Может быть, придумаем ему забавные альтернативы нецензурной лексике: вместо «блин» – «бублик», «батон» или «баранка»?

Когда ученик ругается, чтобы высказать эмоции, предложите ему записать о них письмо или вести личный дневник.

Придумайте стоп-сигнал

Согласуйте тайный знак (например, прикрытие рта рукой), который будете использовать, когда ученик будет употреблять грубую или неприемлемую лексику. Объясните, что при сигнале от вас требуется моментально прекратить нецензурную речь.

Назначьте мягкое наказание

Можно установить правило: учащиеся, употребляющие ненормативную лексику, лишатся пяти минут перемены за каждое нарушение.

При назначении наказания молча исполняйте его.

Если ребенок допустил первый проступок, попросите его записать сказанные слова и причины их использования. Добавьте свои комментарии. Закройте запись в конверте и пусть ученик адресирует его родителям. Поместите конверт на свой стол и скажите, что передадите письмо родителям, если ребенок снова будет использовать ненормативную лексику.

Случается, что все указанные меры не приносят результата, и ученик по-прежнему употребляет нецензурную лексику, невзирая на неоднократные замечания и применяемые санкции. В подобных — исключительных! — случаях требуется комплексное исследование проблемы с участием педагога, родителей, руководства образовательного учреждения, социального педагога и детского психолога.