Фото: img.freepik.com

Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Юлия Морозова, филолог и ведущий методист образовательной онлайн-платформы Учи.ру, отвечает на актуальные для педагогов вопросы о функциональной грамотности и методах её обучения в школах.

Функциональная грамотность — это новый предмет?

Специфической дисциплины с подобным наименованием в школьной программе не существует (хотя уже имеется курс «Финансовая грамотность» в старших классах, а это направление ФГ). Подобные занятия обычно входят в внеурочное время. Конечно, финансовую грамотность можно формировать и на обычных уроках при решении практических задач по предмету. Однако задания, развивающие ФГ, носят межпредметный характер, для них требуются отдельные часы.

Математическое и литературное знание — это разные вещи?

Это общее заблуждение. Когда речь идёт о ФГ, подразумевается прежде всего шесть направлений.

  • это читательская;
  • математическая;
  • финансовая;
  • естественнонаучная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление.

Но направления ФГ не привязаны к конкретным предметам.

В задачах по математической грамотности нет логарифмов и систем уравнений, а по читательской — вопросов про годы жизни Пушкина или особенности рифмовки в стихотворении.
И всё же предметные знания могут помочь ученику дать более креативное, эффективное или аргументированное решение в задачах с открытым ответом. Например, представитель завода убеждает в безвредности выбросов, а ученикам нужно найти несостыковки в его выступлении. Если один ученик заметит логические противоречия, а другой — неправильное объяснение химических процессов, то оба ответа должны быть оценены.

Как узнать хорошую задачу по ФГ?

Три главных признака качественных задач по ФГ — .

  • метапредметность;
  • жизненная проблемная ситуация;
  • иллюстративность.

Хорошие задачи по ФГ обычно легко определяются благодаря понятной структуре, состоящей из следующих компонентов:

  • Название, завязка сюжета
  • стимул (столкновение с непредметной проблемой);
  • Описание задания.
  • критерии оценивания.

Если задач много, названия и сюжеты у всех общие для группы.

Можно ли придумать задачи по ФГ самостоятельно?

Согласны, однако важно следовать утвержденной программе и учитывать признаки качественной задачи по ФГ. Наблюдается, что трудности часто возникают на этапе разработки сюжета, поскольку необходима история, понятная и интересная ученикам определенного возраста. Но этого недостаточно, нужно также понимать, какие навыки должны формироваться по каждой разновидности грамотности в каждом классе.

Как организовать работу по ФГ?

Можно выделить целый урок для изучения одного сюжета. К примеру, с учениками пятого класса можно детально рассмотреть вопрос выбора домашнего питомца и найти решения для различных проблем.

  • как узнать об аллергии до появления питомца,
  • сколько стоят породистые котята;
  • как работают питомники;
  • как назвать щенка;
  • как ухаживать за попугаем;
  • откуда взялись лысые кошки и т. д.

На уроке целесообразно переходить от простых задач к более сложным, от общего обсуждения к групповой и самостоятельной работе. Необходимо чередовать задания с закрытым и открытым ответом, работу с интерактивной доской, за компьютером и с карточками.


Материалы по теме:

  • Ум — залог благосостояния: как организовать обучение финансам.
  • Формирование выпускника, готового к взрослой жизни