
Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Юлия Морозова, филолог и ведущий методист образовательной онлайн-платформы Учи.ру, отвечает на актуальные для педагогов вопросы о функциональной грамотности и методах её обучения в школах.
Функциональная грамотность — это новый предмет?
Специфической дисциплины с подобным наименованием в школьной программе не существует (хотя уже имеется курс «Финансовая грамотность» в старших классах, а это направление ФГ). Подобные занятия обычно входят в внеурочное время. Конечно, финансовую грамотность можно формировать и на обычных уроках при решении практических задач по предмету. Однако задания, развивающие ФГ, носят межпредметный характер, для них требуются отдельные часы.
Математическое и литературное знание — это разные вещи?
Это общее заблуждение. Когда речь идёт о ФГ, подразумевается прежде всего шесть направлений.
- это читательская;
- математическая;
- финансовая;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Но направления ФГ не привязаны к конкретным предметам.
В задачах по математической грамотности нет логарифмов и систем уравнений, а по читательской — вопросов про годы жизни Пушкина или особенности рифмовки в стихотворении.
И всё же предметные знания могут помочь ученику дать более креативное, эффективное или аргументированное решение в задачах с открытым ответом. Например, представитель завода убеждает в безвредности выбросов, а ученикам нужно найти несостыковки в его выступлении. Если один ученик заметит логические противоречия, а другой — неправильное объяснение химических процессов, то оба ответа должны быть оценены.
Как узнать хорошую задачу по ФГ?
Три главных признака качественных задач по ФГ — .
- метапредметность;
- жизненная проблемная ситуация;
- иллюстративность.
Хорошие задачи по ФГ обычно легко определяются благодаря понятной структуре, состоящей из следующих компонентов:
- Название, завязка сюжета
- стимул (столкновение с непредметной проблемой);
- Описание задания.
- критерии оценивания.
Если задач много, названия и сюжеты у всех общие для группы.
Можно ли придумать задачи по ФГ самостоятельно?
Согласны, однако важно следовать утвержденной программе и учитывать признаки качественной задачи по ФГ. Наблюдается, что трудности часто возникают на этапе разработки сюжета, поскольку необходима история, понятная и интересная ученикам определенного возраста. Но этого недостаточно, нужно также понимать, какие навыки должны формироваться по каждой разновидности грамотности в каждом классе.
Как организовать работу по ФГ?
Можно выделить целый урок для изучения одного сюжета. К примеру, с учениками пятого класса можно детально рассмотреть вопрос выбора домашнего питомца и найти решения для различных проблем.
- как узнать об аллергии до появления питомца,
- сколько стоят породистые котята;
- как работают питомники;
- как назвать щенка;
- как ухаживать за попугаем;
- откуда взялись лысые кошки и т. д.
На уроке целесообразно переходить от простых задач к более сложным, от общего обсуждения к групповой и самостоятельной работе. Необходимо чередовать задания с закрытым и открытым ответом, работу с интерактивной доской, за компьютером и с карточками.
Материалы по теме:
- Ум — залог благосостояния: как организовать обучение финансам.
- Формирование выпускника, готового к взрослой жизни