
Фотографии: Depositphotos, иллюстрации: Юлия Замжицкая.
Опрос Педсовета показал, что 89 процентов учащихся испытывают негативное воздействие гендерных стереотипов. пермской гимназии № 4 Проходной балл для девочек больше, чем для мальчиков — так как администрация школы считает, что именно мальчики становятся «лидерами» и «управляют страной». Рассмотрим, какие стереотипы чаще всего встречаются в школе, их влияние на детей и может ли учитель их уменьшить.
Как проявляются гендерные стереотипы
Раздельные уроки и элективные курсы
В 5-8 классах учащиеся изучают технологию по двум специальностям: мальчики занимаются столярным делом, а девочки — кулинарией и шитьем. Не существует возможности для выбора любимого направления ни у подростков, ни у их родителей.
Марина, мама ученика пятого класса из Челябинска, полагает: разделять предметы по интересам мальчиков и девочек сложно, но нужно. Например, её сын с рождения не увлекается традиционно мужскими делами, такими как рубка дерева или вкручивание гвоздей. Но ему нравится готовить, что она считает вполне нормальным. По её мнению, почему бы ему на уроке не заниматься любимым делом, а не вынужденно работать с деревом, как все мальчики?
Кроме того, дети сталкиваются с предрассудками на дополнительных занятиях: мальчики учатся стрелять, а девочкам рассказывают о методах предохранения и последствиях раннего секса. Неизвестно, почему подобные беседы не проводятся с частью класса, состоящей из мальчиков.
В моём классе учатся близнецы – мальчик и девочка. Первый уехал на поле учиться военным действиям, а вторая осталась слушать лекцию про предохранение. Как мать, я хотела бы, чтобы оба в одиннадцатом классе прошли курс по сексуальной культуре. Научиться стрелять менее важно, чем вести здоровую половую жизнь. Но гендерные разделения не позволяют этого сделать, считает Екатерина из Екатеринбурга.
Разные нормативы
В программе По физкультуре существуют четкие разделения по сдаче нормативов: юноши подтягиваются на перекладине, девушки делают то же самое лежа и так далее. Норма в среднем отличается вдвое. Например, чтобы пройти порог, мальчики должны сделать десять отжиманий в упоре лежа, а девушки — только пять.
Моя дочка занимается боксом с самого детства, поэтому может легко сдавать любые нормативы. Но на соревнования её не берут — ведь она девочка, а парни явно лучше подтянутся. Тем не менее, в команду часто попадают мальчики слабее её.
Разное отношение к успехам и склонностям
Предлагается девочкам изучать гуманитарные науки, а мальчикам — точные.
Я очень люблю математику и физику, всю жизнь занимаюсь этими предметами. Мечталось поступить после девятого класса в лучший математический лицей нашего города, поэтому все силы тратила на занятия. Сдала ОГЭ и вступительные испытания на максимальные баллы, поэтому даже не сомневалась в зачислении. На собеседовании сказали, что в приоритете у них мальчики, девочек берут очень редко (в классе из 25 человек только три), поэтому меня взять не могут. Вскоре узнала, что туда прошел мой друг с баллами намного ниже, чем у меня. Никогда так сильно не плакала и не разочаровывалась в людях и общественной системе.
Отношение учителей
Мальчикам обычно приписывают активный образ жизни и физическую силу по сравнению с женщинами. Женщинам же чаще всего предлагается пассивная жизненная позиция и подчинение общественным ожиданиям от их роли в обществе.
На уроках права учительница заслушивала мнения только мальчиков, считая, что девочкам не место с высказываниями. «Девочки, поймите: государством и жизнью управляют мужчины! Вы должны подчиняться их позиции», – делится выпускница из Санкт-Петербурга Ксения.
Наш классный руководитель никогда не наказывала мальчиков и всегда ругала девочек. Мальчикам можно было все, девочкам — ничего. Нам нужно было ходить в косах и посещать все уроки, иначе она сразу звонила родителям, а парни курили за школой и часто сбегали с уроков. Тем не менее, она смеялась с ними из-за их вечных прогулов, — делится выпускница московской школы Надежда.
Почему гендерные стереотипы – это плохо
Дети демонстрируют меньше вариантов действий.
Внедрение гендерных стереотипов в воспитании и обучении ограничивает возможности познания мира и получения опыта. Например, мальчиков не разрешают плакать и демонстрировать чувства открыто.
По мнению психолога Полины Березиной, гендерные стереотипы очень ограничивают детей, заставляя либо следовать правилам, либо действовать в их противовес, что лишает возможность самостоятельных решений.
Полина убеждена: прививая детям устаревшие представления о том, что мальчики, а что девочки должны делать, вы внушаете им страх, стыд и вину за эмоции или поступки, которые будто бы не соответствуют их полу.
Кроме того, у детей появляются табу. Мальчики избегают «девчачьих» цветов при рисовании и не занимаются поливом цветов или мытьем посуды. Девочки прогуливают физкультуру, а учителя физкультуры им предоставляют поблажки.
Дети становятся склонными к сексизму.
Предубеждения по гендерной принадлежности переходят от учителей к учащимся. Учитель, считающий, что девушка не сможет овладеть физикой или поступить в политех, может внушить такую же мысль ученикам.
Дети чувствуют себя небезопасно.
В школе ребенок сталкивается со стереотипами. Вернувшись домой, обнаруживает, что и родители придерживаются гендерных норм. Из-за этого чувствует себя запертым — все его окружение мыслит одинаково, поэтому начинает следовать их мнениям.
Как избавиться от гендерных стереотипов
Психолог школ Алеся Риттер советует педагогам следовать рекомендациям для преодоления стереотипов.
- Не разделяйте детей на группы по полу и не устанавливайте ограничений в классе. Например, не приучайте мальчиков быть только сильными и не плакать, а девочек — быть только вежливыми и прощать обиды.
- Важно одинаково демонстрировать ребенку свои чувства, мальчикам также необходимы проявления эмоций.
- Важно слышать учащихся, их стремления и принимать во внимание их неповторимость. Если девочка предпочитает бокс, а мальчик — бальные танцы, предоставляем им такую возможность.
- Детям нужно учить выражать собственные эмоции. К примеру, мальчиков не стоит запрещать плакать, чтобы не вырастили безразличными.
- Вести искренний диалог с учениками, проявляя интерес к их мыслям и чувствам.
- Не нужно осуждать учеников за то, что их поведение или взгляды не соответствуют вашим представлениям о «настоящем» мужчине.
- Обращайте внимание на формулировки и избегайте стереотипных выражений о поведении мальчиков и девочек, например, «Девочки обычно… », «Мальчики всегда… ».