
Изображения: Depositphotos, иллюстрации — Юлия Замжицкая.
Согласно опросу Педсовета, 89% школьников сталкиваются с гендерными стереотипами. пермской гимназии № 4Проходной балл для девочек превышает аналогичный показатель для мальчиков — поскольку администрация школы считает, что именно мальчики становятся лидерами и управляют страной.
Как проявляются гендерные стереотипы
Раздельные уроки и элективные курсы
С пятого по восьмой класс ученикам предлагается изучать технологию в двух вариантах: мальчики занимаются деревообработкой, а девочки — готовкой и шитьем. Выбор направления не предоставляется ни подросткам, ни родителям.
Марина, мама ученика пятого класса из Челябинска, считает: разделять предметы по половому признаку сложно, но нужно стараться. Например, её сын с самого рождения не любит заниматься «мужской» работой, как пиление дерева или вкручивание гвоздей. Ему нравится готовить, и она не видит в этом ничего предосудительного. Поэтому считает, что он должен заниматься любимым делом на уроке, а не быть принужденным к работе с деревом, как все мальчики.
На дополнительном обучении дети сталкиваются с предрассудками: мальчиков учат стрелять, а девочек — методам контрацепции и последствиям половой близости в юном возрасте. Неясно, почему подобные беседы не проводятся с юношами класса.
У меня в одном классе учатся близнецы: мальчик и девочка. Первый уехал на поле учиться военным действиям, а вторая осталась слушать лекцию про предохранение. Как их мать, я хотела бы, чтобы оба в 11-м классе прошли курс по сексуальной культуре — научиться стрелять менее важно, чем вести здоровую половую жизнь. Но гендерные разделения этому не позволяют, считает Екатерина из Екатеринбурга.
Разные нормативы
В программеПо физкультуре нормативы для сдачи различаются по половому признаку: парни подтягиваются на перекладине, а девушки выполняют аналогичное упражнение лежа. Разница между нормами составляет в среднем два раза. Например, для прохождения порога парням необходимо сделать десять отжиманий в упоре лежа, девушкам — пять.
Моя дочь занимается боксом с детства, поэтому без труда сдаёт любые нормативы. Но на соревнования её не берут — ведь она девочка, а парень явно сильнее подтянется. Тем не менее, в команду часто попадают мальчики слабее неё.
Разное отношение к успехам и склонностям
Гуманитарные науки предлагают девочкам, точные — мальчикам. Такой подход негласен, но подразумевается и в специальных школах.
Я очень люблю математику и физику и всю жизнь занимаюсь этими предметами. Мечтаю учиться после девятого класса в лучшим математическом лицее нашего города, поэтому все силы тратила на занятия. Сдала ОГЭ и вступительные испытания на максимальные баллы, поэтому в зачислении даже не сомневалась. Но на собеседовании сказали, что в приоритете у них мальчики, а девочек берут очень редко (в классе из 25 человек только три девочки), поэтому меня взять не могут. Вскоре узнала, что туда прошел мой друг с баллами намного ниже, чем у меня. Никогда так сильно не плакала и не разочаровывалась в людях и общественной системе, — рассказывает Даша из Челябинска.
Отношение учителей
Мальчикам приписывают активность и физическую силу по сравнению с женщинами. Женщинам же чаще всего достаётся пассивность и подчинение социальным нормам. Уроки часто подкрепляют это стереотипами в словах, которые слышат дети.
На уроке права учительница принимала во внимание только мнения мальчиков, считая, что девочкам не место в этом. «Девочки, поймите, государством и жизнью управляют мужчины! Вы должны подчиняться их позиции», — вспоминает выпускница из Санкт-Петербурга Ксения.
Наш классный руководитель никогда не наказывала мальчиков и всегда строго относилась к девочкам. Мальчикам дозволялось все, девочкам — ничего. Нам нужно было ходить с заплетенными волосами и посещать все уроки, иначе она сразу звонила родителям. А мальчики курили за школой и часто пропускали уроки. Тем не менее, она смеялась с ними из-за их постоянных прогулов.
Почему гендерные стереотипы – это плохо
Дети демонстрируют меньшее разнообразие моделей поведения.
Воспитание и обучение по гендерным стереотипам ограничивают возможности для получения знаний и опыта. К примеру, мальчиков учат сдерживать проявление эмоций, включая слезы.
По мнению психолога Полины Березиной, гендерные стереотипы сильно ограничивают детей: заставляют следовать правилам или противостоять им, лишая возможность самостоятельного принятия решений.
Полина полагает: внушая детям устаревшие представления о поведении мальчиков и девочек, вы вносите в них страх, стыд и чувство вины за эмоции или поступки, считаемые неуместными для их пола.
Дети устанавливают для себя запреты. Мальчики избегают «девчачьих» цветов в рисовании, не занимаются поливом цветов и мытьём посуды. Девочки прогуливают уроки физкультуры — учителя физкультуры им это позволяют.
Дети становятся склонными к сексизму.
Учителя могут внушать своим ученикам гендерные предубеждения. Если учитель считает, что девочка не способна изучить физику и поступить в политех, ученики могут принять эту точку зрения и распространять её дальше.
Дети чувствуют себя небезопасно.
В школе столкнувшись с предрассудками, ребенок обнаруживает дома то же мышление по гендерным канонам. Это заставляет его чувствовать себя ограниченным: весь его мир мыслит одинаково, и ему приходится следовать этим представлениям.
Как избавиться от гендерных стереотипов
Алеся Риттер, школьный психолог, даёт учителям советы по преодолению гендерных стереотипов.
- Не разделять детей на группы по полу и не устанавливать границы в учебном процессе.
- Важно одинаково проявлять чувства перед детьми обоего пола. Мальчики также чувственны и нуждаются в проявлении эмоций.
- Внимательно слушать учеников, понимать их стремления и уважать их особенности. Если, например, девочка желает заниматься боксом, а мальчик — бальными танцами, стоит предоставить им такую возможность.
- Важно учить детей открыто показывать свои чувства. Например, мальчикам не стоит запрещать плакать, чтобы в будущем не вырастили неприступными и равнодушными.
- Жизненно важно проявлять искренний интерес к размышлениям и эмоциям учащихся.
- Не критиковать учеников за то, что их поведение не соответствует вашим представлениям о «настоящем мужчине».
- Обращайте внимание на формулировки, избегайте фраз типа «обычно парни/девушки любят…» или «парням/девушкам следует…».