Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • О пути в педагогику
  • Об учениках, которые меняют педагога
  • О принципах и ценностях профессии
  • Начальные этапы педагогической деятельности требуют освоения ряда ключевых навыков и знаний.
    Будущим учителям важно сформировать у себя понимание основных принципов организации учебного процесса.
    Необходимо также развивать умение эффективно взаимодействовать с учениками, создавать благоприятную атмосферу в классе.
    Важное значение имеет владение современными методами обучения и воспитания.
    Одной из ключевых компетенций педагога является способность грамотно планировать и проводить уроки.
    Успешное преподавание предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика.
    Ключевым моментом в обучении является создание мотивации у учащихся к познанию.
    Профессиональный рост учителя – непрерывный процесс, который требует постоянного совершенствования своих навыков и стремления к обновлению знаний
  • О выгорании и способах сохранить энергию
  • Об искусственном интеллекте и будущем школы

Педагог четвертого поколения, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018», автор книги «Я не волшебник, я только учу» и пособий для подготовки к ЕГЭ, отец троих детей Алихан Динаев рассказал редакции Педсовета о своем пути в педагогику. Что спасает от выгорания, как ученики меняют учителя, а искусственный интеллект — школу, рассказывает сам Алихан.

О пути в педагогику

Я не могу назвать конкретный момент, когда принял решение работать в школе. Скорее, это были несколько возможностей. Во-первых, я родом из семьи педагогов: моя мама преподавала математику, а дедушка и прадедушка занимали должности директоров школ. С детства я наблюдал за жизнью учителей, и это оказало на меня значительное влияние.

Второй значимый опыт – школьный. Мне нравилась география, и моя классная руководительница, Роза Хароновна, предложила создать кружок. Мы дали ему простое название – «Вокруг света». Это был мой первый опыт в преподавании: я разрабатывал планы уроков и проводил занятия для школьников 5–9 классов. Конспекты этих уроков я до сих пор храню.

Пятый курс университета оказался поворотным моментом. Будучи прилежным студентом, я часто оказывал помощь однокурсникам, и это приносило мне удовольствие. В преддверии государственных экзаменов ребята настолько интенсивно обращались ко мне с просьбами о помощи, что я перестал успевать отвечать на них. Тогда я начал вести YouTube-канал, чтобы отвечать на их вопросы в видеоформате.

Благодарность за эти видеоролики выражали и мои однокурсники, и люди из других городов, а также из других стран. Положительные отзывы убедили меня в том, что я способен создавать что-то полезное для широкой аудитории. Я не получал педагогическое образование, однако после этого опыта у меня не осталось других планов: я осознал, что хочу стать преподавателем.

Об учениках, которые меняют

Постоянное стремление детей к идеалу педагогического мастерства является источником вдохновения и мотивирует к профессиональному росту. Недавно, к примеру, моя бывшая ученица стала победительницей городского конкурса «Учитель года» в Грозном. Это вызвало у меня одновременно и радость, и удивление, а также стало знаком, что пришло время написать обстоятельный труд о педагогической профессии.

Педагогу важно учитывать интересы детей, пусть даже они кажутся незначительными. У меня был ученик с запоминающимся именем Чингисхан — он был очень тихий и замкнутый подросток, который практически не отвечал на уроках и всегда сидел в стороне. Однажды я обратил внимание на рисунок супергероя в его тетради. Начав расспрашивать об этом увлечении, я установил с ним контакт. Мы до сих пор поддерживаем общение, а по его согласию один из его рисунков я даже включил в пособие для подготовки к ЕГЭ.

Основа моего педагогического подхода, сформировавшаяся за 13 лет работы, осталась прежней и лишь усилилась. Доброжелательность, свобода, чувство юмора и внимательное отношение к детям – все это помогает ученикам преодолевать стресс и усталость, связанные со школой, а мне – оставаться профессионалом.

О принципах и ценностях профессии

Основа моей педагогической стратегии заключается в практической направленности. В этом я считаю себя удачливым, поскольку преподаю обществознание, предмет, в котором легче, чем, например, в математике, продемонстрировать ученикам, какая польза от знаний, получаемых на уроках. Гораздо проще объяснить необходимость понимания ценных бумаг или инфляции, чем рассказать о применении синуса 30 градусов.

Я придерживаюсь принципа непрерывной обратной связи. В деловом мире существует правило, гласящее: «жалоба – это возможность». Это справедливо и в образовании. Если ученик высказывает мнение, что «ваш урок плох, поскольку…», это не является оскорблением, а представляет собой ценную информацию.

Я применяю различные методы сбора обратной связи: использую формы Google и Яндекс, а также предоставляю ящики для анонимных отзывов. В заключение контрольных работ прошу учеников написать свои пожелания. В основном получаю нейтральные ответы вроде «все хорошо», однако всегда есть 10–20%, которые высказывают свои впечатления. Это могут быть простые просьбы, например, «посадите меня рядом с другом» или «нам необходим кондиционер», а также замечания относительно проведения урока. Подобные отзывы позволяют понять, что волнует детей.

Я сохранил один отзыв в особо ценной папке. Ученица написала: «Мне нравятся ваши занятия, но вы редко шутите надо мной». За этой простой фразой скрывался намек на необходимость проявить больше внимания. При таком количестве учеников – 30–35 – и продолжительности урока в 45 минут, невозможно уделить внимание каждому, но иногда достаточно одного взгляда, улыбки или короткой шутки.

Необходимо хотя бы помнить: «Сегодня я ничего не сказал Насте и Артему — надо это исправить на следующем уроке». Дети стремятся к вниманию, и особенно это касается тех, кого мы определяем как «трудных» или «не усердных».

Для молодых учителей существует ряд важных навыков и знаний, которые необходимо освоить

Если можно дать лишь один совет, который, на мой взгляд, имеет наибольшее значение: преподаватель должен испытывать удовольствие от урока. Если само занятие не доставляет радости педагогу, оно вряд ли окажется интересным и для учеников. Поэтому необходимо всегда добавлять что-то, что находит личный отклик – будь то пример, шутка или деталь, отражающая ваши увлечения.

Возможно, это прозвучит самонадеянно или не совсем корректно, но другой вариант не представляется возможным. Занятия нередко становятся конвейером по предоставлению учебного материала. Дети мгновенно замечают, когда преподаватель действует по шаблону, теряют заинтересованность и испытывают усталость, а вместе с ними и педагог утрачивает ощущение значимости своей работы.

Мы нередко заявляем, что в центре внимания находится ученик, однако я убежден: ключевая фигура на уроке — учитель. Его энергия определяет атмосферу, темп и динамику учебного процесса. Когда педагог проявляет заинтересованность и энтузиазм, ученики также вовлекаются в обучение.

О выгорании и способах сохранить энергию

Выгорание – распространенная проблема среди педагогов. Для предотвращения этого состояния необходимо «выходить из кабинета», как в буквальном, так и в переносном смысле. Учителю важно иметь увлечения и интересы, не связанные с работой. Постоянное сосредоточение исключительно на профессиональных обязанностях может привести к истощению.

Чтобы избежать профессионального выгорания, учителю необходимы новые впечатления: посещение конференций, участие в новых проектах, знакомства и смена обстановки. Важно, чтобы эта деятельность не обязательно была связана с педагогической деятельностью. У меня есть коллеги, для которых ощущение благополучия приносят увлечения, такие как занятия спортом или садоводство.

Читайте также:
Нетворкинг для учителей: как установить полезные связи

Подробнее

Пространство имеет огромное значение. К сожалению, в школах учителя часто сталкиваются с нехваткой места, где можно отдохнуть, переключиться и даже просто выпить чаю. Учительская должна стать местом, где можно восстановить силы. Если подобного помещения нет или оно не располагает к отдыху, его следует организовать совместно с коллегами и администрацией. Зачастую простые решения, такие как диван, чайник и возможность спокойно пообщаться, оказываются весьма эффективными.

Чтобы предотвратить выгорание, я использую творчество. Я пишу книги, учебники, создаю игры — как электронные, так и печатные, которые доступны для приобретения на онлайн-платформах.

Об искусственном интеллекте и будущем школы

Нейросети активно трансформируют образовательный процесс. Традиционная роль в передаче знаний постепенно уменьшается, поскольку ChatGPT и подобные сервисы способны объяснять учебный материал не хуже, а порой даже лучше, чем многие преподаватели. Я убедился в этом лично: обратился к различным нейросетям с просьбой разъяснить такие понятия, как «инфляция», «государственный бюджет» и другие. К моему удивлению и одновременно с некоторой тревогой оказалось: их ответы не уступают тем, которые я бы подготовил за 20–30 минут, а они справились с задачей за считанные секунды.

Всё больше репетиторов и преподавателей дополнительного образования ощущают на себе конкуренцию, поскольку нейросети способны выполнять их задачи. При этом следует учитывать, что профессиональный уровень педагогов повышается постепенно, в то время как возможности нейросетей претерпевают значительные изменения каждые полгода. В ближайшие два-три года их потенциал возрастёт многократно.

Искусственный интеллект предоставляет педагогам ценные инструменты, позволяющие создавать для детей новые, увлекательные возможности обучения. К примеру, вместо прослушивания стихотворения «Бородино», прочитанного одноклассником, можно предложить его звучание в формате рэпа или рок-композиции.

Я убежден, что искусственный интеллект – это наш партнер и помощник. Он может взять на себя выполнение повторяющихся задач: проверку работ, подготовку презентаций и отчетов. Таким образом, у педагога высвобождается время для творчества и развития учеников. В перспективе это может вернуть нас к основному принципу педагогики – живому общению с детьми. Ни один алгоритм не заменит 45 минут урока.