Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos, иллюстрация — Юлия Замжицкая.

О качествах педагога-авторитарного рассуждает… Людмила Кондратенко Ранее преподавал технические предметы в течение десяти лет в машиностроительном техникуме.

Никогда не считала себя авторитарным преподавателем. Не анализировала себя с этой точки зрения. Просто трудилась, ей было интересно, получала результат. После того как применили к ней это неприятное определение, могу сказать, что оно вполне подходит.

Я строга к своим ученикам.

Мой педагогический опыт связан с обучением пятнадцатилетних выпускников девятых классов, поступивших в техникум. Ребята, которых родители, измученные нерадивостью детей и отсутствием успехов в учебе, отправили в взрослую жизнь, надеясь, что там их научат настоящей жизни и профессии.

Подростки встречали уход из школы по-разному: «Ура, свобода!» В техникуме всё было иначе: вместо уроков — пары, вместо перемен — перерывы. Наконец-то нет учителей, только «преподы». А с остальным — как-нибудь потом разберутся.

Первого сентября, вступив, ради традиции, ногой в новую школу, вчерашние ученики 9 класса демонстративно вошли в класс.

На их пути к предстоящей свободе, к радостной и лёгкой жизни, появляется авторитарный педагог, местные называют его «препод».

Пятьдесят пар глаз, на первых занятиях обычно приходящих всем поступившим, любопытным взглядом изучают друг друга. Некоторые смотрят настороженно, другие — дружелюбно, с интересом, а кто-то — явно с вызовом.

Настаёт время представить им три непреложных правила авторитарного наставника.

  1. Я главный здесь, нравится вам это или нет.

    Из-за своей натуры я не являюсь актером, поэтому не буду изображать демократию, дружелюбие и неестественную радость. Есть правила, которым вы должны подчиняться.
  2. Вы пришли сюда, чтобы учиться. Я здесь, чтобы вас обучать.

    Хороший режиссер своего дела – я, и вам предстоит принять участие в моем продуманном, прописанном и отработанном не одним годом преподавания учебном сценарии.
  3. Все соблюдаем личные границы.

    Знают моё имя-отчество не только студенты, но и я всех студентов в лицо. Кого-то даже по отчеству знаю, если во время первого знакомства представились с ним.

Мои правила были жёсткими и неотменимыми. С учащимся, нарушавшим их намеренно и постоянно, общался без церемоний, довелось даже расторгнуть с ним отношения. Его поступки затрудняли мне работу, другим ученикам и учебный процесс в целом.

В определённых случаях правила допускали гибкость. Например, одному студенту обучение давалось сложно, хотя к занятиям он относился ответственно. Понимая, что он не сможет сдать экзамен на общих условиях, я подготовила для него индивидуальные, упрощённые задания. Студент успешно прошёл аттестацию.

Внешность учащихся не была ограничена установленными мною нормами.

В чём-то должна быть свобода самовыражения. Меня не волновало, как одеты, какая длина и цвет маникюра, волос, какой принт на футболках и толстовках. Это их личная ответственность, демонстрирующая внутреннее содержание, предпочтения.

В процессе общения вкусы менялись. Однажды вошёл ученик с устрашающим видом: длинные волосы в хвосте, бандана с черепами и костями на лице, кожаная одежда, звенели цепи, сапоги-«казаки» со шпорами. Не знала, как работать, разговаривать с таким специфическим составом. Даже заподозрила, что авторитарные правила не сработают. Казалось, у ребят свои законы. Но я осталась верна себе, а студент тихо занял место за второй партой и выполнял все задания.

Через два месяца, когда я немного успокоилась и перестала ожидать от него чего-то неожиданного, он подошел ко мне в перерыве и спокойно сказал: «Вы сегодня в первый раз улыбнулись». Мы оба рассмеялись. Преподаватели — тоже живые люди, испытывают в процессе работы разные чувства, иногда ошибаются.

Помимо сотрудников, руководство также получало бонусы от моего стиля управления.

Заставляла учеников ответственно относиться к занятиям, сама так же относилась к работе. Это вызывало уважение среди студентов, и ребята не прогуливали лекции. Потому мои занятия часто ставили в расписание последними, обеспечивая тем самым хорошие показатели посещаемости.

Кульминацией моей работы стал экзамен в группе с учащимся, который меня прежде пугал. Студенты пришли без конспектов и готовились по памяти — сами! Моя удивляющая радость была огромной. Кстати, студент появился на экзамене в обычной одежде. Ему больше не нужно было ни от кого защищаться.

«Для меня авторитарность — от слова авторитет».

Уважение к ученикам исходит от учителя, владеющего своим предметом, высоко ценит индивидуальность каждого, в том числе и юного человека, и сам решает свои личные трудности без ущерба для окружающих.

И я за такую авторитарность!