Фото: img.freepik.com

Урок изобразительного искусства для некоторых учеников — отдохновение и возможность самовыражения. Другие видят в нем шаблонное рисование геометрических форм. Третьи же получают оценки родители, вместо детей рисующие пейзажи и натюрморты. Попробуем разобраться, как проходит урок ИЗО в современной школе, и чему должны научиться будущие мастера, подобные Пикассо и Дали.

От шаблона к креативу

Сейчас уроки живописи и уроки пятнадцати лет назад отличаются по содержанию и форме. Раньше учителю было достаточно прикрепить на доску картину и продемонстрировать технику ее выполнения, а сейчас программа стала богаче и глубже. Дети изучают теорию, учатся анализировать работы известных художников и разбирают жанры.

Артем ПетровПреподаватель изобразительного искусства из столичной школы № 2065 указывает, что главные трансформации связаны не с методами живописи, а с сутью занятия.

«Я стремлюсь через искусство, подобно фильтру, пропустить все предметы. Объединить их в урок, чтобы образовательная среда была целостной», — делится педагог.

Например, узнав о теме урока по истории — гербе, Артем предлагает ученикам нарисовать герб своей семьи, школы. Или, поговорив с учителем литературы, ненароком предлагает проиллюстрировать книгу, изучаемую классом. Или включает в уроки ИЗО элементы геометрии — юные художники рисуют пирамиды и конусы, ищут геометрические фигуры во всех предметах. Так школьники находят практическое применение всем предметам, не покидая класс.

Экспозиция произведений искусства, созданных учениками школы № 2065 на уроке изобразительного искусства.

Академизм — это основа

Всё же нельзя пренебрегать традиционными, академическими сведениями.

Татьяна ГилеваУчитель рисования из столичной школы № 2120.

Креативность без освоения основ невозможна. Известные абстракционисты, например, Сальвадор Дали и Казимир Малевич, начинали в традиционном искусстве.

Цветоведение, смешение цветов и законы перспективы – неотъемлемая часть уроков в школе № 2120. Но каждая академическая тема – это также пространство для творчества. Например, после изучения строения человека и рисования фигур Татьяна предлагает создать выставку шаржей и шуточных рисунков соседей по парте. В школе существует традиция: на последнем уроке перед каникулами ребята рисуют чек-лист в виде комикса с планами на предстоящие дни.

Педагоги рекомендуют каждому отвести определенное время для развития как академических навыков, так и творческой свободы.

До десяти лет детей нужно только поддерживать. Когда ребенок начинает изучать основы, легкая смелость уступает место штампам. В это время стоит приступить к обучению свету и теням. Пока ребенок не боится быть смелым в искусстве, нужно просто дать ему такую возможность. Инна Егорова.

Урок ИЗО в школе № 1354 «Вектор»

Артем Петров знакомит учеников с различными техниками: «по-сухому», «по-мокрому», на помятой бумаге, «пушистой» и «стеклянной» штриховке. Главное в уроке — интерес, его не забывает подогревать. Например, ученики часто становятся промышленными дизайнерами и в команде придумывают дизайн этикеток для сухариков, газировки и мороженого. В школе № 2065 даже рисование начинают нестандартно: чаще всего самые яркие шедевры рождаются из кляксы или обычного пятна посередине листа.

Как развить креативность

Педагоги рекомендуют следовать следующим правилам для того, чтобы муза чаще или постоянно посещала учеников.

  • Задавать тему.

Татьяна Гилева Она утверждает, что для её учеников нет ничего страшнее, чем свободный выбор темы. Как только задашь хотя бы какое-то направление или ограничишь творчество конкретными рамками, мозг моментально запускает генерацию идей.

  • Не ждать вдохновения.

В искусстве, как и в кулинарии, желание творить появляется во время самого творчества. Не нужно ожидать инспирации, лучше взять в руки инструменты и приступить к работе, а вдохновение само собой появится в ходе процесса.

  • Носить с собой блокнотик.

Инна Егорова Рекомендуется держать под рукой блокнот для записи или рисования неожиданно появившегося образа.

  • Ограничить просмотр мультфильмов.

Педагог-психолог Марина Озерова делится своим мнением о негативном влиянии мультфильмов на фантазию и творчество. книге «О детском рисовании».

  • Смеяться и смешить детей.

Смех снижает уровень кортизола Повышает активность тех участков коры головного мозга, что связаны с творческими способностями.


Материалы по теме:

  • Пять необычных занятий по живописи для школьного класса и на открытом воздухе.
  • Развитие эмоционального интеллекта у школьников в рамках занятий по изобразительному искусству.
  • Объединение музыки и изобразительного искусства в уроках: цели и подходы.