
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Южнокорейский хит «Игра в кальмара» вызывает активные обсуждения. Преподаватели возражают против просмотра детьми сериала «Игра в кальмара». ) Из-за сцен насилия и чрезмерной жестокости дети стали копировать поведение героев и играть в подобные игры. С психологом Ольгой Некрасовой Разговариваем о целесообразности запрета этого сериала для несовершеннолетних и его возможном применении в образовательных целях.
В действительности в России есть и положительные стороны. «Педсовет» провел… опрос среди учителей53 % членов сообщества не замечали и не встречались с подобными случаями, а 40 % не усматривают в сериале ничего дурного.
Запрещать бессмысленно
Запреты для подростка действуют как красная тряпка: хочется сделать всё наоборот. Родители не смогут контролировать его поведение: дома нельзя — значит, посмотрит у друга или в школе, даже примет участие в импровизированной игре. Ведь, если все знают сюжет, а он нет — значит, с ним не о чем разговаривать. Он чувствует себя белой вороной, изгоем. А для подростков общение со сверстниками и желание быть частью сообщества — главная задача. Поэтому приходится соответствовать: разбираться в обсуждаемых темах, следовать негласным правилам поведения, принятым в их среде.
Родители должны помогать ребенку осваивать жизненные ситуации, а не избегать их. Это возможно благодаря обсуждению контента, который интересует ребенка. Смотря фильмы и сериалы, получаем новый социальный опыт, примеряем его на себя, чтобы решить: подходит ли это мне, что принять, что отвергнуть, как использовать в жизни.
Чтобы знать о внутреннем мире ребёнка, посмотрите вместе с ним сериал «Игра в кальмара».
Философский «Кальмар»
Сериал затрагивает не только насилие и смерть. Внимательное слушание диалогов позволяет заметить множество тем, важных для детей: налаживание отношений, принятие решений, выбор между жизнью и смертью, поддержку и предательство. Демонстрируются пути достижения цели.
Подросток задается вопросами о смысле жизни, этике и морали, пытаясь найти свое место в мире.
Темы для обсуждения:
- Следует ли руководствоваться совестью и тщательно планировать каждый шаг или же полагаться на принятие решений в зависимости от сложившихся обстоятельств?
- Мир многогранен, у всего есть две грани. Нет категорий «хорошо» и «плохо», потому что поступки могут иметь неожиданные последствия.
- Стать взрослым значит нести ответственность за каждое действие.
- Что может случиться из-за нехватки финансовой грамотности и долгов?
- Какие последствия могут возникнуть при оформлении кредитов ради удовлетворения текущих желаний?
Семье принадлежит значительная роль в формировании жизненных ценностей ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми. Родители определяют тематику размышлений ребенка после просмотра сериалов и ориентиры для построения его будущей жизни.
Смотрим вместе
Во время повествования расспросите ребёнка о его чувствах, за кого тот «болеет» и причину своего выбора. Расскажите о своих переживаниях, но не увлекайтесь — легко перейти в морализаторство. Говорите меньше, слушайте больше, наблюдайте и задавайте уточняющие вопросы.
— Что по-твоему, заставило участников вернуться в игру после того, как было разрешено её покинуть?
— Если будешь повторять одни и те же ошибки, что тогда изменится?
Какие твои достоинства способствуют реализации твоих задач?
— Как бы ты поступил?
Что тебе было важно в нашем разговоре?
Что предлагаешь сделать?
Игра вам понравилась? Что в ней хорошо, а что не очень?
Забудьте о фразах «хорошо» и «плохо», ребенок от них убежит (закроется в агрессии, уйдет в комнату, начнет спорить). Позвольте ему рассказать о ценностях и переживаниях, слушайте внимательно без осуждения. Когда подросток решится поделиться своими мыслями — это большое везение.
Если ребёнок не раскрывается и относится настороженно к вашему предложению, дайте ему время. Ребёнок видит подвох в таком поведении: опять будут учить и поучать. Озвучьте дату просмотра и начните смотреть в одиночку — сериал поучительный и для взрослых. Ребёнок сможет присоединиться к вам позже, если захочет.