
Содержание:
- Космическая зарядка «Путешествие по планетам»
- Координационная игра «Морские волны»
- Игровая гимнастика «Зеркало»
- Энергичная разрядка «Лесные зверята»
- Динамичная пятиминутка «Ловим комаров»
- Танец-игра «Мы пойдем налево»
- Веселая активность «Ракета»
- Математическая физкультура
- Пальчиковая разминка «Многоножка»
- Разминка для глаз «Солнечный зайчик»
- Подвижная игра «Бродилка»
- Упражнение «Необычные движения»
- Психогимнастика «Строители»
- Упражнение «Шалтай-Болтай»
- «Гиганты и карлики»
- Советы педагогам по организации физкультминуток.
Вступив в первый класс, ребёнок теряет до половины суточной активности. Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность коры головного мозга, появляются проблемы с учёбой и здоровьем. Эта подборка упражнений поможет педагогу привлечь внимание учеников, а детям — высидеть долгие уроки.
1. Космическая зарядка «Путешествие по планетам»
Механика. Учитель говорит детям, что они космонавты, путешествующие по галактике. Каждый шаг по вселенной – это новое упражнение. Преподаватель называет планету, а ученики выполняют соответствующие действия.
- Земля Остаемся неподвижно, совершаем медленные вдохи и выдохи.
- Марс Мы делаем отскоки в разных направлениях: два шага влево, два — вправо.
- Венера — наклоняемся и тянем руки к ногам.
- Юпитер Мы быстро перемещаемся по окружности.
- Сатурн Крутим руками, как бы изображая кольца Сатурна.
- Плутон — Поднимаем на носочках ноги и стараемся коснуться «звёзд» — тянемся ввысь.
Польза: Эта физминутка для детей с движениями, напоминающими движение планет по орбитам, развивает выносливость, координацию и гибкость, а также укрепляет мышцы ног, спины и рук. Игра активизирует внимание, расширяет кругозор и помогает школьникам изучить устройство Солнечной системы.
2. Координационная игра «Морские волны»
Механика. Педагог произносит сигнал «Штиль», дети в классе замирают. Затем команда «Волны» — и школьники поочередно встают с мест: сначала ученики из первых парт, через две-три секунды — со вторых и так далее. Когда все встанут, первоклассники хлопают в ладоши и возвращаются на места линиями парт в обратном порядке.
Польза. Игра способствует развитию координации и скорости реакции у детей. В процессе игры дети учатся работать в команде, соблюдая последовательность действий. Физминутка снимает напряжение и улучшает циркуляцию крови, а также тренирует внимание и слуховую реакцию, так как школьники должны быстро реагировать на команды.
3. Игровая гимнастика «Зеркало»
Механика. Учитель демонстрирует разнообразные действия: прыжки, наклоны, хлопки, шаги на месте, а ребята повторяют их, словно отражения преподавателя. Можно включить забавные позы и выражения лица!
Польза. Эта простая разминка для учеников улучшает координацию, внимание и зрительно-двигательную связь. Хорошо снимает напряжение с мускулатуры спины и шеи, способствует более глубокой концентрации.
4. Энергичная разрядка «Лесные зверята»
Механика: Учитель предлагает детям игру с имитацией поведения животных.
- Зайчики — прыгают на двух ногах.
- Лягушки — делают глубокие приседания и подпрыгивают.
- Лисички Их передвижение напоминает тихую и грациозную походку.
- Медведи Проходят, тяжело ступая с ноги на ногу.
Польза: Повышает баланс, укрепляет мышцы ног и позвоночника. Прыжки и приседания развивают выносливость и координацию.
5. Динамичная пятиминутка «Ловим комаров»
Механика. Воспитатель просит ребят представить тёплую пору года. Пример: «Пришло лето, я приоткнула окно, и в нашу классную комнату ворвались многочисленные комары. Нам нужно их поймать. Вот как!».
Учитель сначала медленно, затем ускоряясь, делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая кулаки — то по одному, то по два. Ученики повторяют, «ловят комаров» каждый в своем темпе, главное — не задевать соседей.
Игра завершается словами: «Стоп! Отлично постарались. Расслабимся. Опустим руки и несколько раз их встряхнём. И снова работа!».
Польза. Ученики могут двигаться свободно, расслабляясь.
6. Танец-игра «Мы пойдем налево»
Механика. Учитель включает бодрое динамичное видео с несложными танцевальными движениями и знакомой музыкой. Дети смотрят и повторяют элементы за героями ролика. Школьники могут также подпевать слова песенки и параллельно с разминкой тренировать память.
Польза. Обеспечивает энергией и положительными эмоциями, разгружая спину от напряжения.
7. Веселая активность «Ракета»
Механика. Учитель с учениками встают в позу, а затем одновременно прыгают вверх, поднимая руки. В качестве дополнения можно сделать движения руками, имитирующие полет, и закончить прыжок приседанием.
Педагог может давать задания во время полёта, имитируя разные ситуации. Например, если космический корабль сталкивается с астероидом, дети делают быстрое движение влево-вправо. Если космонавт должен приземлиться на планету, дети выполняют прыжок или серию приседаний. Каждое «пункт назначения» — новое упражнение.
Польза: Игра стимулирует кровообращение и помогает размять мышцы после длительного сидения.
8. Математическая физкультура
Механика. Учитель разделяет учеников на группы. Каждой выдаётся карточка с задачей и названием движения. Решая задачи, группа выполняет движение: приседания, шаги на месте или вращения руками необходимое количество раз. Если время позволяет, команды меняются карточками и продолжают игру ещё один раунд.
Примеры заданий:
- Команда 1: (5+7) / 2 = приседания (6 раз)
- Команда 2: 30 − 24 = шаги на месте (6 раз)
- Команда 3: 2×2 + 6 = вращения руками (10 раз)
- Команда 4: (2×2) + (5+5) = наклоны в стороны (14 раз)
- Команда 5: (22+2) / 2 = прыжки на месте (12 раз)
Польза. Способствует обучению, укрепляет математические умения, устраняет утомление и статическую нагрузку.
9. Пальчиковая разминка «Многоножка»
Механика. Учитель показывает и объясняет: руки находятся на краю парты, все пальцы касаются поверхности. Это многоножки. По сигналу многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола.
Преподаватель может изменять направление передвижения многоножек каждый раз. После финиша необходимо старательно растирать ладошки друг о друга, чтобы те прогрелись. В заключение полезно несколько раз встряхнуть кисти рук.
Польза. Успокаивает пальцы после письма, уменьшает утомление и мышечное напряжение. Можно использовать как разминку перед каллиграфией.
10. Разминка для глаз «Солнечный зайчик»
Механика. Учитель читает текст вслух вместе с учениками. Используя зеркало, создаёт изображение солнышка-зайчика, который будет руководить ими во время упражнения. Упражнение выполняется по шесть-восемь раз.
— Глазки, глазки, где вы были?
— В гости к зайчикам ходили.
Поймали зайчат, увидев их раньше.
Влево-вправо, влево кругом
Ходят глазки друг за другом.
Вправо-влево, вправо-влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз —
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели —
У них глазки заболели.
В заключение дети делают выдох, повторяя последние две строчки, таким образом правильно дыша.
Польза. Уменьшает усталость глаз, перенаправляет фокус с одной задачи на другую, улучшает тонус глазечных мышц. Также способствует развитию памяти и освоению техники правильного дыхания.
11. Подвижная игра «Бродилка»
Механика. Учитель требует от школьника произнести слово по изученной теме или ответить на математическую задачу. Ребенок подходит к любому однокласснику и становится у его парты. Ученик, сидевший за ней, освобождает место, идёт к третьему и называет новое слово. Игра продолжается до тех пор, пока не поучаствуют все.
Польза. Делает урок интересным и оживленным.
12. Упражнение «Необычные движения»
Механика. Учитель просит учеников демонстрировать непривычные движения.
- как ходят цапли — на цыпочках;
- как двигаются медведи — вразвалку, косолапят;
- как маршируют солдаты — строгие движения, прямые ноги;
- как циркачи двигаются по тонкому канату — аккуратно балансируют, стараются не упасть.
- как туристы поднимаются в гору — тяжело, высоко поднимают ноги;
- как плывет корабль — в шторм или в штиль.
Ученики демонстрируют движения тридцать секунд каждый.
Польза. Способствует развитию воображения, улучшает настроение, снижает умственную нагрузку, устраняет психологические барьеры.
13. Психогимнастика «Строители»
Механика. Учитель просит детей представить себя строителями. Ребятам нужно изобразить процесс постройки дома: как пилят доски, ставят лестницу к стене и поднимаются по ней, красят стены, открывают и закрывают замок, забивают гвозди, сверлят дырки, вставляют окна и так далее. Учитель может подсказывать ребятам действия.
Польза. Уменьшает психологическое давление, способствует снятию коммуникативных преград и свободному проявлению чувств.
14. Упражнение «Шалтай-Болтай»
Механика. Педагог просит школьников представить себя тряпичными куклами и поворачивать корпус вправо-влево, при этом свободно размахивая руками. На словах «свалился во сне» дети резко наклоняются вниз. Текст следует произносить медленно, повторить два-три раза.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Польза. Снимает напряжение с области плеч, тонизирует, повышает настроение и улучшает кровоснабжение мозга.
15. «Гиганты и карлики»
Механика. При слове «Гиганты!» ученики поднимаются на носки и тянутся ввысь. При команде «Карлики!» — садяться на корточки. Указания можно менять быстро, чтобы задача стала сложнее.
Польза. Повышает баланс и эластичность, тренирует мускулатуру ног и позвоночника. Быстро меняя положение тела, совершенствуешь координацию и сосредоточенность.
Тренировки на переменах: три совета для учителей
Физкультминутка в первом классе — не просто перерыв на уроке, а важный элемент обучения. Краткосрочные подвижные игры помогают детям снять напряжение, улучшить концентрацию внимания, развить координацию движений и даже повысить успеваемость.
Для достижения максимальной пользы от физкультминуток необходимо:
- Выбирать разнообразные активности Двигательные, координационные, дыхательные упражнения, ритмические и гимнастика для глаз.
- Поддерживать игровой интерес Упражнения следует дополнить задачами для развития внимания и вопросами по изученному содержанию.
- Следить за вовлеченностью всех детей Предлагать разнообразные позиции и способы вовлечения.
Иллюстрация: Юлия Замжицкая