
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Как педагогу развлечь детей летом и какие игры подойдут для увлекательного и полезного времяпрепровождения на свежем воздухе, делится опытом Надежда Куликова, одна из инициаторов проекта «…». Игры в четырёх измерениях: дети, активность, взаимоотношения, придомовая территория », дефектолог и амбассадор сообщества «Университет детстваСтатья предлагает десять вариантов игр для детей на свежем воздухе.
1. «Хвостики»
В совместной работе помогает тренировать ловкость и быстроту реакции.
Игра требует ленточек по 30 см. Участники образуют пары. Каждому ребенку за пояс продевают ленточку, или «хвостик», свисающий на две трети длины. В парах дети держатся за руки и стараются отнять ленточки соперников, не потеряв свои. Выбывают те, кто потерял ленточки. Победит пара, собравшая больше «хвостов».
2. «Крестики-нолики»
Что развивает: стратегическое мышление.
На земле или асфальте мелом рисуют сетку 3×3, 4×4 или 5×5. Два игрока берут предметы: один — камешки, другой — шишки. По очереди они выкладывают по одному предмету на поле. Побеждает тот, кто первым заполнит ряд клеток в вертикали, горизонтали или по диагонали.
При большом количестве участников уместен турнирный формат: победители сражаются между собой, а проигравшие – друг с другом. В финале определяется самый умный.
3. «Раскопки»
Развивает планирование, аккуратность и креативное мышление.
В игре в песочнице двое или более участников засыпают кисть одного игрока песком, скрывая ее. Участники откапывают руку так, чтобы не коснуться ее. Ребенок, чью руку раскапывают, кричит «Стоп» и выводит из игры тех, кто ее коснулся. Остальные продолжают игру. Побеждает самый смекалистый и осторожный игрок.
4. «Тазик»
Развивает пространственное мышление, ловкость и скорость реакции.
Ребенка ставят охранять таз, который находится посередине площадки. Рядом разложены мячики. Остальные игроки становятся вокруг охранника и стараются попасть мячами в таз. Задача охранника – не позволить им этого сделать, например, отбивая мячи руками и прикрывая цель. Когда все снаряды попадут в мишень, игра закончиться.
Что делать запрещено:
- трогать друг друга;
- двигать таз;
- Убирать мячики, попавшие в цель.
- Заниматься шариками, находящимися на земле.
5. «Вермишель»
Какие качества совершенствуют: координация, скорость реакции, ловкость?
Для игры нужно веревки или шнурки длиной 30-40 см — вермишелью их назовут. Каждый участник получит свою верёвочку. Дети становятся в круг, машут ими и говорят:
«Мы варили вермишель,
В гости к нам пришел Мишель.
Был Мишель упитанный,
Но очень невоспитанный!»
Затем дети бегают по кругу и кричат.
«Невоспитанный Мишель
Раскидал всю вермишель!»
Ребята разбегаются, каждый старается положить другим игрокам на плечо «вермишелину» и избежать попадания её себе на плечи. Первый, у кого нет «вермишелины» ни в руках, ни на плечах, становится победителем. Игру заканчивают, когда появляется первый победитель или по таймеру, например, через пять минут.
Правила:
- Если спадает «вермишель», её не оставляют на полу, а поднимают и возвращают обратно.
- Ребенок, перед побегом с веревочкой на плече соперника, должен удостовериться, что та не свалилась.
Чтобы затруднить игру, участникам предлагают по две верёвки или сокращают время на выполнение задания до одной с половиной минуты.
6. «Шляпа»
Тренировки улучшают ловкость, выносливость и скорость реакции.
В кругу игроки передают шляпу, надевая её на голову следующего за собой.
«На работу ходит папа!
У него большая шляпа!
Скоро вырасту и я!
Будет шляпа у меня!»
По окончании стихотворения все dispersя, игрок с шапкой догоняет остальных и старается надеть ее на голову другого ребенка. Ребенку, которому надели шляпу, становится новым ловцом. Игра завершается, когда ловец сдаётся или когда об этом объявит воспитатель.
Что делать запрещено:
- убегать за границы площадки;
- сбрасывать шляпу;
- мешать руками ловцу.
В отсутствии настоящей шляпы её делают из бумаги и приклеивают липучку сзади. Так дети крепят бумажную шляпу к одежде.
7. «Пробка»
Развивает мелкую моторику, координацию и внимательность.
Игроки держат в руке пробку или контейнер. Бегут по площадке, пытаясь сбить предметы у других, не уронив свой. Упавшая «пробка» означает выбывание.
Играя, нельзя сжимать пробку в руке и сгибать её.
8. «Петина горошина»
Повышает реакцию и пространственные способности.
Дети, двигаясь по кругу, передают мяч, называя его «горошиной».
«По дороге Петя шел,
И горошину нашел.
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох, ох, ох, ох,
Где-то вырастет горох!»
В игре по слову «горох» зажмуриваются. Игрок с мячом закрывает глаза и бросает его, крича: «Ищи!». Открыв глаза все участники стараются найти мячик. Побеждает самый быстрый.
В игре нельзя во время передачи мяча его удерживать и открывать глаза до команды «Ищите!».
Чтобы сделать игру труднее, «горошинку» передают с завязанными глазами.
9. «Палочки-передавалочки»
Что развивает: ловкость, находчивость, координацию.
Для игры необходимы палочки длиной тридцать сантиметров на каждого участника и две или три салфетки размером тридцать на тридцать сантиметров из микрофибры.
В кругу стоят игроки с палочками в руках. У двух детей на палочках прикреплены салфетки. По команде «Раз! Два! Три! Догони!» участники передают салфетки по кругу. Кто получит две салфетки подряд, выбывает из игры. Пятеро оставшихся игроков объявляются победителями.
Правила:
- Если салфетка упала, ее поднимают и дальше передают палочками.
- Нельзя махать палочкой.
- Рукой не следует помогать надеть салфетку на палочку.
Для облегчения игры вместо салфеток применяют бумажные стаканы. При желании затруднить игру добавляют больше салфеток и берут палочки большей длины, управлять которыми сложнее.
10. «Цепи»
Что развивает: сплоченность, сноровку.
Дети делятся на две команды, становятся в линию и берут соседа за руку. Одна команда подходит к другой и говорит: «Цепи-цепи кованые, раскуйте нас!». Вторая уточняет: «Кем из нас?». Первая команда выбирает игрока, который с разбега прорывается сквозь руки игроков противоположной команды.
Если попытка неудачна – ребёнок переходит к участникам игры и встаёт между теми, кого хотел развести. Если прорвался – забирает одного из разошедшихся ребят. Затем игра продолжается. Выигрывает команда, в которой остаётся больше игроков.
Как воспитателю устроить активные и коллективные игры на свежем воздухе.
- В прохладную погоду, при температуре ниже +20 ℃, подходят подвижные игры: «Хвостики», «Цепи», «Пробка», «Шляпа», «Вермишель».
При температуре более +20 градусов Цельсия для того, чтобы дети не перегревались и не потели, стоит предпочесть более спокойные игры: «Крестики», «Петина горошина», «Пробка», «Палочки-передавалочки», «Раскопки». - Для начала спортивных игр на улице в детском саду нужно сделать разминку: разогреть шею, плечи, локти, тазобедренные, коленные и голеностопные суставы.
- Регулируйте длительность игры. По утрам для младших групп – от 6 до 10 минут, для средних – от 10 до 15 минут, для старших и подготовительных – от 20 до 25 минут. Вечером для младших и средних – от 10 до 15 минут, для старших и подготовишек – от 12 до 15 минут.
- Следите за активностью участников. Если ведущий долго не может кого-либо поймать, прервите игру, дайте отдохнуть или замените его.
Материалы по теме:
- Пять подвижных игр для развлечения детей вместо гаджетов.
- Подготовка первоклассника к учебе через игры с песком.
- 6 монтессори-игр для улицы и дачи