
Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
История — это неизбежное запоминание дат, событий, имен. Занятие может быть неинтересным. Но оно станет увлекательнее, если провести урок в форме игры. Это создает атмосферу здорового соперничества, развивает мышление и закрепляет пройденный материал. Предлагаем семь механик, которые помогут превратить скучный урок в увлекательную игру.
1. «Кто я?»
Учитель готовит карточки с информацией о пройденном материале: имена исторических деятелей, события, даты, названия произведений искусства и так далее. На уроке учитель вызывает несколько учеников к доске и предлагает каждому выбрать по карточке. Задача ребенка — прочитать надпись про себя и как можно быстрее объяснить классу о ком идет речь, не называя слов из карточки.
Игра позволяет оценить уровень усвоения материала учащимися и развивает умение выражать свои мысли. Например, как рассказать другим, что ты – чайная церемония? Сначала это может быть трудным заданием, но систематические тренировки сделают любое определение лёгким.
2. Третий лишний
Учитель сообщает учащимся три даты, трёх событий, трёх городов, трёх цитат или трёх имен известных людей. Учащиеся определяют, какие два понятия взаимосвязаны, а третье — лишнее.
- 30 марта 1856 года;
- 19 февраля 1861 года;
- 20 ноября 1864 года.
Первые две даты связаны с отмене крепостного права в России. 30 марта 1856 года Александр II обратился к московскому дворянству и впервые публично затронул необходимость отмены крепостничества.
19 февраля 1861 года вышел Манифест об отмене крепостного права. Последняя дата не соответствует теме, так как связана с судебной реформой: 20 ноября 1864 года Александр II утвердил новые Судебные уставы.
3. «Интеллектуальные снежки»
Учитель разделил ребят на команды и установил время окончания игры. После этого задал всем вопрос по пройденному материалу. Первая команда, которая дала правильный ответ, начала бой снежками: задала свой вопрос противникам. Противники обдумали ответ и решили, кто будет отвечать. Если отвечающий ошибся, то покинул команду. Если ответил правильно — «бросил» свой вопрос в противника. Команда, у которой закончились вопросы, пропускала ход, пока не придумает новый. Победит команда, в которой к концу игры останется больше участников.
4. «Веришь или нет?»
Учитель выдвигает суждения: корректные и неверные. Учащиеся отвечают: согласны ли с этими утверждениями. После этого педагог просит несколько учеников обосновать, почему считается, что данное суждение неверно.
Можно провести игру письменно, чтобы проверить знания детей по отдельности. Для этого нужно составить таблицу: в первом столбце — утверждение, во втором — галочка (если ответ — «верю»), в третьем — краткое объяснение, почему «не верю» (то есть правильный ответ).
5. «Внимание, чёрный ящик!»
Игра построена на том же принципе, что и передача «Что? Где? Когда?». Учитель помещает в коробку карточки с изображениями предметов. Для каждого предмета готовит краткое описание, по которому дети должны угадать, что находится в «черном ящике».
Введение налога на этот продукт вызвало негодование граждан.
На картинке: соль.
Предмет быта, популярный у опричников.
На картинке: метла.
В игре возможно изменение направления. Преподаватель достаёт из коробки изображение предмета, а обучающиеся высказывают его связь с пройденным в урок материалом.
6. Историческое лото
Преподаватель создает игровые доски с объяснениями изученной информации: даты, личности, происшествия и прочее. И к каждому определению — карту с соответствующим значением. К примеру:
Учитель раздает детям игровые поля. Карточки у себя хранит и поочередно зачитывает их содержание. Дети определяют, подходит ли понятие из карточки к одному из определений на поле. Кто нашел совпадение, просит учителя отдать карточку и закрывает соответствующее определение.
Игру можно проходить командами, выдавая каждой команде личное поле для игры. В качестве альтернативы, каждое поле можно раздать ученикам, разделив класс на группы по вариантам, что позволит оценить результаты каждого участника отдельно.
7. Морской бой*
Для игры нужно подготовить игровое поле. По горизонтали вместо букв, как в классическом морском бою, указываем категории: карта, общество, термины, даты, имена. По вертикали — разные периоды истории. Например, для игры по Столетней войне это будут «раздробленность в Англии», «раздробленность во Франции», «Англия в Столетнюю войну», «Франция в Столетнюю войну», «централизация в Англии», «централизация во Франции».
Для каждой ячейки поля придумайте вопрос, учитывая её расположение. раздробленная Англия — даты: 4Когда и где была подписана Magna Carta? Учитель составит из этих слов список, который будет задавать ученикам во время игры.
Ответы записываем в ячейки игрового поля. Раздробленная Англия — даты: 4Великая Хартия Вольностей получила подписи 15 июня 1215 года в Англии.
Следующий шаг — определить места расположения кораблей и отметить их синими ячейками. После этого закройте все клетки игрового поля.
Дети разделяются на группы. Каждая группа придумывает имя для своего «корабля» и выбирает капитана. Капитан сообщает, куда его команда будет «стрелять». Учитель зачитывает вопрос, соответствующий названным координатам. Группа совещается 30 секунд, и капитан отвечает.
Если ввод неверен, выполняет следующую команду. При верном ответе открывается ячейка с решением. Решение на белом листе — «мимо», на голубом — «попали». Преподаватель сообщает каждый раз, был ли ранен корабль или уже потоплен.
Побеждает команда, потопившая больше судов.
Командам можно разрешить получать подсказку, как в телеигре «Кто хочет стать миллионером?». Например, дать им минуту для просмотра учебника, поиска информации в Интернете или звонка другу.
Разработчиком методики является Евгения Перова из МБОУ «Школа № 1» Вахитовского района города Казани.
- Десять цифровых источников с историческими архивами для преподавателя истории.