Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Значение игр на улице для развития ребёнка.
  • Игровые занятия вне помещения для детей раннего возраста (1,5-3 года).
  • Игровые занятия на улице для детей 3-4 лет
  • Игровые занятия на улице для детей 4–5 лет.
  • Игровые занятия на улице для детей пяти-семи лет.
  • Основные правила проведения подвижных игр на улице в детском саду.

Если каждый момент дня расписан по минутам, а дети зовут поиграть, времени на изобретение чего-то нового практически нет. Старые игры уже надоели, а искать новые некогда. В статье — подборка подвижных игр на улице для детей разного возраста: с 1,5 до 7 лет.

Влияние уличных игр на развитие детей.

На улице играют важные роли в развитии детей дошкольного возраста: укрепляют здоровье, помогают общаться и управлять эмоциями.

Физическое развитие. Бегая, прыгая, ползая, бросая мяч дети развивают крупную моторику. Ребенок учится управлять своим телом: руками, ногами, спиной. Неумение держать равновесие или плохое координирование движений затрудняет сидение за столом, правильное держание ложки или карандаша. Физическая активность также связана с речью: слаженная работа тела облегчает ребенку говорить, слушать и учиться.

Социальное развитие. В уличных играх дети постигают взаимодействие: разделяют роли, соблюдают правила, разрешают разногласия. Если ребенок привык обсуждать роль водителя и не расстраивается при выборе другого – ему легче сотрудничать в коллективных заданиях, избегать конфликтов и уважать чужое решение.

Эмоциональное развитие. На улице ребёнок может освободить накопившиеся эмоции: гнев, утомление, волнение. Вместо капризов и ссор, малыш бегает, шумит, прыгает. Это естественный способ снять напряжение.

В группе ребенок целый день проявлял самоконтроль, но на прогулке чувствует себя свободно: бегает, играя охотника, громко смеётся и гонится за другими. После этого ему легче заниматься спокойно, он конфликтнее и лучше управляет поведением.

Еще игры на улице помогают:

  • Уменьшить тревожность при помощи движений и шума.
  • Проявлять чувства и развивать фантазию — через поступки и образы.
  • Развивать навыки саморегуляции через игры: останавливаться по указанию, следовать правилам и сохранять концентрацию на поставленной задаче.

В группе дети могут вести себя по-разному: один малыш замкнутый, а другой — слишком активный. Если воспитатель подберёт подходящие развлечения, каждый ребенок сможет проявить себя и развиваться в удобном темпе. Далее — конкретные идеи для подвижных игр на улице: всё, что легко проводить на прогулке даже с большой группой.

Настолько полезные игры снаружи для малышей от одного с половиной до трёх лет.

Для малышей прогулка — это прежде всего движение и изучение окружающего мира. В этом возрасте ещё нет навыков игры по сложным правилам и долгого удержания внимания. Игры должны быть простыми: детям важно повторять знакомые действия, подражать взрослому и чувствовать себя в безопасности. Вот несколько подходящих вариантов.

«Поезд»

Что развивает. Умение двигаться в группе, координацию.

Как играть. Взрослый встает первым и ведет группу детей, которые стоят за ним, держась за друг друга.

Воспитатель задаёт темп: «Едем медленно», «Теперь быстрее», «А теперь — остановка!». Для вовлечения детей можно добавить звуковое сопровождение, например, вместе повторять «Чу-чу-чу!», петь известную песенку или учить новую.

«У медведя во бору»

Что развивает. Фантазия, способность передавать эмоции, реакция на сигналы.

Как играть. Педагог, изображающий медведя, сидит в своей берлоге (можно обозначить конусами или флажками) на одной стороне площадки. Дети, играющие грибниками, стоят на противоположной стороне и по команде воспитателя двигаются вперед: наклоняются, имитируя сбор грибов и ягод. В это время воспитатель произносит стишок: «У медведя во бору, грибы, ягоды беру…».

С последними словами «А медведь сидит и на нас рычит!» медведь резко встаёт, рычит и выскакивает из берлоги. Дети с криками бегут в свою зону. Тех, кого медведь успел догнать, можно исключить из игры или предложить им стать новыми медведями.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Что развивает. Прыжки двуногой ходьбой, аудитивная обработка, реакция на сигнал.

Как играть. Дети образуют круг или располагаются по площадке. Воспитатель зачитывает стих С. Маршака.

«Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой!»

Пока звучат строки, дети подпрыгивают и изображают мячики. На последних словах «Не угнаться за тобой!» разбегаются, а взрослый догоняет участников. Кто не умеет прыгать, может выполнять упрощенный вариант: делать пружинящие движения ногами или топать на месте.

Игровые занятия под открытым небом для детей 3-4 лет.

В этом возрасте дети могут следовать простым правилам, реагировать на сигналы и общаться друг с другом.

«Пузырь»

Что развивает. Ориентация в пространстве, концентрация внимания на звуках, способность к сотрудничеству.

Как играть. Дети образуют круг, держась за руки. Воспитатель говорит:

«Растет пузырь!» — дети отступают и увеличивают границы круга.
«Раздувайся большой!» — продолжают отходить.

«Пусть не лопнет… Шшш — лопнул!» В это время все быстро опускаются.

Игру можно играть многократно, изменяя темп или вставляя нежданные паузы для тренировки внимания. Для большей активности по фразе «Лопнул!» дети могут разойтись, а затем вновь вернуться к кругу.

«Поиски игрушек»

Что развивает. Внимательно смотрите и ориентируйтесь на площадке.

Как играть. Когда малыши закрывают глаза или отворачиваются, воспитатель убирает игрушки на площадке – в песочнице, под скамьей, за кустом. Но прячет так, чтобы дети могли их обнаружить. После этого педагог дает команду: «Ищем мишку!» или «Где спрятался мяч?».

Ребята разыскивают игрушку на детской площадке. Найдя ее, возвращают в обозначенную емкость, которая может быть как обруч, так и ящик. После этого педагог проигрывает игру с новыми предметами.

«Медвежата спят»

Что развивает. Контроль над собой, внимательность к звукам, способность прерваться по указанию.

Как играть. Дети — медвежата. Лежат на полу или на скамейках, закрывают глаза и спят в берлоге. Воспитатель ходит рядом и тихо произносит: «Медвежата спят, никто не шумит». Затем резко говорит: «Весна пришла — просыпаемся!». Малыши встают и начинают двигаться: топают, хлопают, весело бегают по лесу.

Через 10–15 секунд воспитатель даёт новый сигнал: «Зима вернулась — спать!». Дети должны как можно быстрее лечь и замереть. Тот, кто не успевает или продолжает двигаться, выходит на один раунд или остаётся на месте. Игру можно повторять до тех пор, пока не надоест.

Игровые занятия на природе для детей среднего возраста (4-5 лет).

В этом возрасте дети лучше усваивают правила, могут сконцентрироваться дольше, играть в малых группах и пробовать роли. Простые конкурсы, перемена ролей и игры со сюжетами им интересны.

«Лиса в курятнике»

Что развивает. Координацию, быструю реакцию, ловкость.

Как играть. На одной стороне площадки устанавливают курятник: скамьи или обозначение на земле. Ребята, играющие курами, сидят там. Педагог или одно из детей, выполняющее роль лисы, располагается в своей норе на противоположной стороне площадки.

Куры сначала гуляют, клюют зерно, хлопают крыльями, бегают и кудахчут. Когда воспитатель кричит «Лиса!», куры убегают в курятник и стараются забраться на насест. Лиса ловит тех, кто не успел. Пойманные уходят в нору: садятся на скамейку или в обозначенное место.

«Самолеты»

Что развивает. Управление, подвижность, отклик на сигнал.

Как играть. Дети строятся в линию, а педагог посылает команды.

«Готовы к взлету! Включаем двигатели!» — дети крутят руками в воздухе.

— Полетели! — руки расходятся в стороны, бегут по площадке, изображая полет.


«Посадка!» — быстро возвращаются к начальной точке.

Можно многократно воспроизводить команды, изменять темп и тональность речи, а завершить занятие игрой, требующей от детей воображения. Например: «А теперь летаем как вертолет, ракета или птица» — и попросить ребят самостоятельно придумать движения.

«Не попадись!»

Что развивает. Прыжки, сноровка, внимательность, скорость реакции.

Как играть. На земле рисуют круг шнуром или веревкой. Ребенок становится в центр, остальные располагаются по кругу с небольшим отступом.

По сигналу дети прыгают в круг и возвращаются на исходное место. Водящий в это время пытается коснуться игроков, находящихся внутри. Затронутый игрок выходит из игры или становится новым водящим. Каждая игра продолжается 30–40 секунд, затем педагог останавливает ее.

Игровые занятия на открытом пространстве для детей дошкольного возраста (5-7 лет).

Дети около пяти до семи лет способны решать более сложные задачи: им нравится соревноваться, примерять на себя роли, действовать по правилам и даже создавать собственные. В этом возрасте можно вводить командные и сюжетные игры, где важны стратегия, внимательность и взаимодействие.

«Третий лишний»

Что развивает. Скорость реакции, сосредоточенность, сотрудничество.

Как играть. Один ребёнок — третий лишний, другой — водящий. Лишний бегает за пределами круга, спасаясь от водящего и присоединяясь к любой паре спереди. Тогда задний из пары становится новым лишним и убегает. Водящий старается догнать убегающего. Как только это удаётся, меняются ролями.

«Коршун и наседка»

Что развивает. Согласованные действия в группе, ловкость.

Как играть. Малыш-коршун преследует последнего цыпленка из цепочки, которая движется за наседкой. Наседка защищает цыплят руками. Все стараются не дать себя поймать, а пойманный отправляется в гнездо коршуна.

«Считалка на бегу»

Что развивает. Внимательность, счёт, слушание и быстрый отклик.

Как играть. Дети бегают по площадке. Воспитатель произносит число, например «Три!», а затем команду «Стоп!». Дети быстро собираются в группы по указанному количеству человек. Тот, кто не успел, выполняет задание: прыгает пять раз или приседает. Игра повторяется с новым числом.

Организация подвижных игр во дворе детского сада.

Для того чтобы игра на улице приносила пользу, нужно грамотно ее организовать. Вот принципы, способствующие безопасности и увлекательности процесса.

  • Планируйте активность с учетом погоды. Играйте в тихие развлечения в тени жарким днем. При прохладной погоде лучше выбрать подвижные игры, чтобы не озябнуть. В дождливую погоду допустимо играть под навесом на веранде.


    При ненастье воспитатели проводят с детьми игры с крупами. Могут наполнить контейнеры гречкой, рисом или пшеном, чтобы малыши находили спрятанные в зернах игрушки, сортировали их или создавали простые аппликации.

  • Следите за безопасностью. Перед игрой осмотрите площадку: удостоверьтесь, что там нет стекла, скользких мест, острых предметов. Хорошо обозначьте границы, чтобы малыши знали, где можно бегать, а где нельзя. Объясните правила простыми словами, чтобы все понимали, как начинается и заканчивается игра, и что происходит в процессе.
  • Обращайте внимание на возраст и возможности ребят. Выбирайте игры соответствующие возрасту: малышам 2–3 лет еще предстоит научиться бегать и прыгать, а детям 5–6 лет подходят игры с правилами и ролями. Слишком сложная игра быстро утомляет, слишком простая – надоедает.
Читайте также:
5 игр с крупой для дошкольников

Подробнее

  • Сочетайте вольную игру с структурированной. Игры с правилами помогают развить внимание, память и умение слушать взрослого. Но не менее важны свободные игры, где дети бегают, фантазируют и играют по собственным сценариям. В них развивается инициатива, фантазия и самостоятельность. Лучше сочетать оба формата: предложить сначала 1–2 организованные игры, а потом дать детям возможность поиграть по-своему.
  • Будьте рядом, но не мешайте. Взрослый должен объяснять и направлять, поэтому наблюдайте, поддерживайте, вовлекайте тех, кто не собирается сам играть. В некоторых случаях достаточно предложить: «Желаете просто посмотреть? Может быть, мы вместе будем зайцами?» Если ребенок совсем не хочет играть, предложите ему другой способ участия, например, посчитать участников.