
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Как педагогу развлечь малышей летом и какие игры на свежем воздухе принесут радость и пользу, поведает Надежда Куликова, один из руководителей проекта « ». Игры четырехмерности: дети, движение, дружба, двор. », дефектолог и амбассадор сообщества «Университет детстваВ статье представлено десять сценариев для уличных игр с детьми.
1. «Хвостики»
Тренирует совместную работу, ловкость и быстроту реакции.
Игра ведется с лентками длиной 30 см. Участники объединяются в пары. Каждому ребенку за пояс заправляют ленточку, или «хвостик», свисающий на две трети длины. В парах держатся за руки и пытаются отобрать ленточки противников, не потеряв свои. Выбывают те, кто потеряли ленточки. Победит пара, собравшая больше «хвостиков».
2. «Крестики-нолики»
Что развивает: стратегическое мышление.
На земле или асфальте мелом рисуется сетка размером 3×3, 4×4 или 5×5. Два игрока берут по предметам: например, один — камешки, а другой — шишки. По очереди, каждый ход — один предмет, игроки выкладывают их на поле. Побеждает тот, кто первым заполнит ряд клеток в вертикали, горизонтали или диагонали.
При большом количестве участников подходит формат турнира: побеждающие соревнуются между собой, проигравшие — друг с другом. В итоге определяется самый умный участник.
3. «Раскопки»
Развивают планирование, аккуратность и креативное мышление.
В этой игре для двух или более человек участники по очереди засыпают песком кисть одного игрока, чтобы та была не видна. Участники откапывают руку так, чтобы ее не коснуться. Ребенок, чью руку раскапывают, говорит «Стоп» и выводит из игры тех, кто ее коснулся. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель – самый смекалистый и осторожный.
4. «Тазик»
Развивает пространственное мышление, ловкость и скорость реакции.
Ребенка ставят охранять таз, стоящий посередине площадки. Рядом разбросаны мячики. Остальные игроки окружают охранника и пытаются попасть мячами в таз. Задача охранника – не дать им этого сделать: например, отбивать мячи руками и закрывать цель. Когда все снаряды попадают в мишень, игра завершается.
Что делать запрещено:
- трогать друг друга;
- двигать таз;
- Убирать мячи, попавшие в цель.
- Взаимодействовать с шарами, находящимися на поверхности земли.
5. «Вермишель»
Развивает координацию, скорость реакций и ловкость.
Для игры понадобятся веревки или шнурки длиной 30–40 см – это будет вермишель. У каждого участника по одной веревочке. Дети стоят в круге, машут ими и говорят:
«Мы варили вермишель,
В гости к нам пришел Мишель.
Был Мишель упитанный,
Но очень невоспитанный!»
Затем дети пробегают по кругу и кричат.
«Невоспитанный Мишель
Раскидал всю вермишель!»
Ребята расходятся по площадке. Каждое желание положить «вермишелину» другому игроку на плечи и избежать попадания под нее. Победителем становится тот, у кого нет «вермишелины» ни в руках, ни на плечах. Игру завершают после появления первого победителя или по истечении заданного времени, например, через пять минут.
Правила:
- Если упал «вермишель», её не сбрасывают с плеча, а поднимают и возвращают.
- Ребенок, перед побегом, если поставил верёвку на плечо противника, обязан проверить её устойчивость.
Для повышения сложности игры выдаются по две верёвки участникам или время уменьшают до одной-полтора минуты.
6. «Шляпа»
Физическая активность.
В кругу участники игры по очереди передают шляпу, надевая её друг другу, и при этом дружно говорят:
«На работу ходит папа!
У него большая шляпа!
Скоро вырасту и я!
Будет шляпа у меня!»
По окончании стихотворения все расходятся, а играющий со шляпой догоняет их и надевает ее на голову другому ребенку. Ребенку, которому надели шляпу, становится новым ловцом. Игра завершается, когда ловец сдается или воспитатель объявляет о её окончании.
Что делать запрещено:
- убегать за границы площадки;
- сбрасывать шляпу;
- мешать руками ловцу.
В отсутствие готовой шляпы ее вырезают из бумаги и к обратной стороне приклеивают липучку для крепления нарисованной шляпы к одежде.
7. «Пробка»
Развивает: мелькую моторику, координацию и внимательность.
Игроки держат в руке пробку от бутылки или контейнер из киндера. Ребята разбегаются и пытаются сбить предметы у других, но не уронить свой. Кто потерял предмет, тот выходит из игры.
В игре не следует сжимать пробку в кулаке и сгибать руку.
8. «Петина горошина»
Игра тренирует реакцию и пространственное мышление.
Ребята по кругу передают мячик, называемый «горошиной», и при этом произносят…
«По дороге Петя шел,
И горошину нашел.
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох, ох, ох, ох,
Где-то вырастет горох!»
На слове «горох» зажмуриваются. С закрытыми глазами игрок, у которого остался мяч, бросает его и кричит: «Ищи!». Все открывают глаза и ищут мячик. Победителем становится тот, кто быстрее всех справится с задачей.
Во время игры нельзя останавливать мяч во время передачи и открывать глаза, пока не прозвучит команда «Ищите!».
Чтобы сделать игру сложнее, горошину передают с закрытыми глазами.
9. «Палочки-передавалочки»
Что развивает: ловкость, находчивость, координацию.
Для каждой игры потребуется по палочке длиной тридцать сантиметров и пара-тройка салфеток из микрофибры размером тридцать на тридцать сантиметров.
Дети образуют круг и держат в руках палочки. Две салфетки закреплены на палочках двух игроков. По команде «Раз! Два! Три! Догони!» игроки передают салфетки по кругу. Кто получит сразу две, выбывает. Победители – оставшиеся пять участников.
Правила:
- Если салфетка упадет, ее поднимут и будут продолжать передавать палочками.
- Нельзя махать палочкой.
- Не следует помощью руки одевать салфетку на палочку.
Для облегчения игры применяются бумажные стаканы вместо салфеток. В случае необходимости усложнения количество салфеток возрастает, и используются более длинные палочки, которые сложнее удерживать.
10. «Цепи»
Что развивает: сплоченность, сноровку.
Дети делятся на две команды. Встают в линию и держатся за руки. Одна команда подходит к другой со словами: «Цепи-цепи кованые, раскуйте нас!». Другая уточняет: «Кем из нас?». Первая команда выбирает игрока.
Если попытка не удалась, ребёнок переходит к участникам игры и встаёт между тем, кого хотел развести. Если прорвался – забирает одного из ребят, разъехавшихся друг от друга. Игра продолжается. Победит команда с большим числом игроков.
План занятий с детками на свежем воздухе.
- В прохладную погоду, когда температура ниже +20 ℃, лучше выбрать подвижные игры: «Хвостики», «Цепи», «Пробка», «Шляпа», «Вермишель».
При температуре свыше двадцати градусов Цельсия для того, чтобы дети не перегрелись и не вспотели, лучше подобрать менее подвижную активность: «Крестики», «Петина горошина», «Пробка», «Палочки-передавалочки», «Раскопки». - Начинать спортивные игры на улице в детском саду нужно с разминки: шею, плечи, локти, тазобедренные, коленные и голеностопные суставы важно разогреть, чтобы избежать травм от резких движений.
- Регулируйте длительность игры. С утра для младших групп — 6–10 минут, для средних — 10–15 минут, для старших и подготовительных — 20–25 минут. Вечером для младших и средних — 10–15 минут, для старших и подготовишек — 12–15 минут.
- Контролируйте уровень физической активности участников. Если водящий долго не может кого-либо поймать, прервите игру, дайте отдых или замените ведущего.
Материалы по теме:
- Пять активных игр для развлечения детей вне зависимости от электронных устройств.
- Подготовка первоклассника к школе через игры в песочнице.
- 6 монтессори-игр для улицы и дачи