
Математические дидактические игры на уроке не только увлекают и стимулируют мышление, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребенка, учат его учитывать интересы сверстников. Хочу рассказать о некоторых таких играх, которые использую на своих занятиях.
Игра на уроке математики для лучшего усвоения материала
МБОУ «Тонкинская СШ», учитель начальных
классов Торопова Галина Николаевна
Ребенок – не тара, которую следует наполнить.
Факел, требующий зажигания.
В первые годы школьного обучения математика часто становится для некоторых детей самым сложным и нелюбимым предметом. Такое положение объясняется недостаточным развитием у части учеников функций мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, дифференциация. Для успешного обучения необходимо с первых уроков пробудить интерес к занятиям, увлечь и активизировать деятельность детей. Дидактические игры являются одним из самых эффективных средств для пробуждения живого интереса к учебному предмету.
Внедрение игровых приемов и ситуаций на уроке осуществляется по следующим направлениям: учащимся ставится учебная задача в форме игрового задания; образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал выступает средством игры, в деятельность вводится элемент соревнования, превращающий дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.
Дидактические игры на уроках математики привлекают внимание, побуждают к размышлениям и развивают самостоятельность, инициативу, волю ребенка. Игры учат считаться с интересами сверстников. Дети, увлеченные игрой, лучше усваивают программный материал, приобретают знания, умения и навыки. Включение в урок математики игр и игровых упражнений делает обучение интересным, поднимает настроение, помогает преодолеть трудности в усвоении материала, снимает усталость и поддерживает внимание.
Значение дидактических игр:
- У учеников начальных классов растёт любознательность.
- Урок наполняется яркими красками и эмоциями.
- формируется положительная мотивация к обучению;
- Развивается свободный контроль внимания, повышается продуктивность труда.
- формируется умение работать в команде
Игровые технологии в обучении эффективны при правильном понимании учителем назначения и разновидностей методических игр.
По характеру познавательной деятельности Дидактические игры разделяют на группы.
- Игры, развивающие исполнительную деятельность у детей. В таких играх дети копируют действия (составляют примеры с числами, создают узоры, рисуют фигуры по образцу).
- Игры, требующие воспроизведения действий, направлены на формирование вычислительных навыков: «Математическая рыбалка», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
- Игры с элементами поиска и творчества («Собери круговые примеры», «Математическая гусеница»).
По характеру используемого материала Дидактические игры можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
По функциям дидактические игры делятся на:
- обучающие;
- контролирующие;
- обобщающие.
Обучающей Игра будет эффективна, если участники получат новые знания, умения и навыки во время её прохождения или при подготовке к ней.
Контролирующей Игра предназначена для повторения, закрепления и проверки пройденного материала.
Обобщающие Игры требуют интеграции знаний и способствуют установлению межпредметных связей, направленные на приобретение умений действовать в разнообразных учебных ситуациях.
По числу участников Дидактические игры бывают коллективными, групповыми и индивидуальными.
Игровые моменты с использованием дидактических игр уместны на разных этапах урока.
Расскажу о некоторых дидактических математических играх, применяемых на уроках. Работаю с учениками 3 класса. Центральная тема курса математики — изучение таблицы умножения и деления. Методика требует не только запоминания таблицы, но и понимания принципов ее составления, позволяющих находить любое произведение. Вычислительные навыки приобретаются в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в отработке табличных случаев умножения и деления, использую упражнения в игровой форме.
Важно для меня, чтобы дидактическая игра помогала решить учебные задачи для каждого ребенка максимально эффективно, а не только вызывала определенную реакцию.
При выборе дидактической игры для урока учитываю следующее. вопросы:
- Какова цель игры? Какие способности и навыки приобретут участники во время её прохождения? Каковы воспитательные задачи, которые ставятся перед игрой?
- Посильна ли она для учащихся моего класса?
- Будут все дети принимать участие в игре с одинаковым энтузиазмом?
- Подведение итогов игры.
Для проведения игры на уроке составляю группы заранее, в каждую из которых включаю учеников с разным уровнем способностей. В каждой группе назначаю ответственного — обычно это ученик с хорошими знаниями или хорошо организованный, способный руководить работой группы.
Я на уроках большое значение придаю устным упражнениям. Чтобы заинтересовать ими всех учеников, использую сигнальные карточки. Карточки помогают дисциплинировать учеников и получать информацию об усвоении материала. С помощью карт можно в виде игры проводить много устных упражнений.
В занятиях применяются игры.
Игра «Да. Нет»
На доске написаны примеры: 4×6, 8×3, 4×5, 7×3, 9×4, 5×6. Показывает карточки с числами. Если число — ответ, ученики хором говорят «Да», затем произносят пример 4×6=24. Если число не является ответом, говорят «Нет».
«Живая математика»
Каждый школьник владеет карточкой с числами от нуля до девяти. Демонстрируется пример (3×2). Встаёт или поднимает руку учащийся, у которого карта с цифрой шесть. Для примеров деления лучше всего подходят задачи, так как ответы представляют собой однозначные числа.
Чтобы оставаться активным, игру можно использовать вместо зарядки посреди урока.
«Не скажу»
Игра проходит следующим образом: дети считают от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся на 6, говорят «Не скажу!». Записываю эти числа на доске: 24, 30, 36, 42, 48. Затем учащиеся при каждом записанном числе называют примеры деления: 24:6=4, 30:6=5 и так далее.
Игра помогает развивать умение переключать внимание.
«Проверь себя»
Подготовляю карточки с результатами умножения, например, 18. Представлю карточку, а учащиеся запишут пример умножения с таким ответом.
«Кто скорее, кто вернее?!»
Каждый ряд получает по одному комплекту цифр от 0 до 9 так, что у каждого ученика в ряду будет своя цифра: 0, 1, 2 и т.д. Я говорю примеры (4×4; 9×2 или 40:4 и пр.), дети быстро считают результат, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выходят к доске и складывают число 16. За каждый пример очки получает ряд, который быстрее и правильно составил ответ. Ряд с наибольшим количеством очков побеждает.
Игра помогает закрепить навыки вычислений, особенно умножения и деления. Во время игры у учеников формируется понимание разряда чисел: одна цифра означает единицы, другая — десятки. Замена мест цифр приводит к поражению.
«Не подведи друга!»
К доске одновременно приходят два (четыре) ученика. Читаю пример, например: 6×7. Предлагаю составить четыре примера на умножение и деление с теми же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой — на деление. Если примеры составлены и решены верно, одобряю ребят за слаженную работу. Запись на доске выглядит так:
6×7=42 7×6=42
42:7=6 42:6=7
Дети должны научиться находить частное по известному произведению. Нужно объяснить им, как из примера 7×6=42 следует, что 42:7=6 и 42:6=7.
«Делится — не делится»
Говорю разные числа, и ученики хлопают в ладоши, если число делится, к примеру, на 4 или 5 без остатка.
«Собери слово»
На доске размещены примеры поровну справа и слева. Две команды выходят к доске. По сигналу каждый участник выбирает один пример и из подготовленных карточек находит карточку с числом, равным ответу (на обороте карточки указана буква). Первая команда, собравшая слова, побеждает.
Эта игра способствует установлению связи между разными предметами, ведь можно составить слова для словарной работы или по определённому правилу.
«Молчанка»
На доске написаны примеры на умножение и деление. Продемонстрировал пример, учащиеся отвечают на карточках с числами.
«Лучший счетчик»
На доске висит круг с цифрами. Задание: изменить эти числа в несколько раз больше или меньше. Ребята пишут ответы в тетрадях. Затем проводится проверка (первым отвечает ученик, который справился с заданием, читает свои и все проверяют записи).
«По порядку»
Даны примеры:
8×3
3×2
3×6
7×3
5×3
3×9
Упорядочить значения выражений от меньшего к большему (или наоборот).
«Круговые примеры»
Подготавливаю заранее карточки с примерами, выбирая их так, чтобы ответ предыдущего являлся началом следующего. Каждый ученик одного ряда получает подобную карточку. Очень важно не ошибиться! На следующем уроке круговые примеры получают ребята другого ряда.
«Чей ряд лучше?»
Ученики первого ряда расспрашивают учеников второго ряда о таблице умножения, включая деление. Далее ученики второго ряда составляют задачи для учащихся третьего ряда. Я на доске отслеживаю число верных ответов в каждом ряду.
«Какой ряд быстрее полетит на Луну?»
У меня есть три ракеты из плотной бумаги, сложенной вдвое. Каждая ракета имеет окошки, количество которых равно числу учеников в ряду. В середину ракеты вкладываю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Ученики каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры всем вместе. Ракета, в которой все задания выполнены верно, «летает в космос» первой!
Используемые листочки с примерами выбрасываю и вставляю новые. Завтра ракета снова готова к полёту!
Также проходят игры «Кто первым попадет на загадочный остров?», «Кем из вас сегодня будут остроумные?».
«Цепочка»
На доске или плакате запись.
Даю задание:
- Определите наибольшее число, если первое число 18, а второе 24.
- Определите начальное число последовательности, если последним является 16, 72.
«Математическое домино»
У каждого учащегося есть карточка, разделенная на две части: первая содержит пример на умножение или деление, вторая — ответ на другое задание. Первый ученик читает свой пример. Кто у кого карточка с ответом на услышанное задание, тот называет его и произносит новый пример. Следующий ученик отвечает своим заданием и так далее.
«Математическое лото»
Каждый ученик получает по одной карточке. У меня 24 карточки с результатами таблицы умножения (по 4 ответа на каждую). Я показываю классу карточку с выражением, например 5×3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Побеждает тот, кто быстрее закроет все числа на своей карточке. Фишки ученики делают на уроке труда.
«Найди пару»
Трое учеников из каждого ряда выходят к доске по очереди. Участникам предстоит заполнить окошки числами так, чтобы получились верные уравнения.
9×4 = ? + ?
42 : 6 = ? — ?
76 — 44 = ? х ?
27 + 27 = ? х ?
Эти примеры задач на уроке по математике активизируют учеников. Ребята думают, сравнивают, анализируют при выполнении этих заданий. Это способствует более крепкому и осмысленному усвоению знаний.
Детям очень нравится игра «Я-фотограф», где я показываю им полоску с цифрами и знаками, а дети должны запомнить их за 5 секунд и записать в тетради.
Автор: Галина Торопова