Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Анна Азаматова, методист образовательных программ, делится опытом по созданию интерактивных видеоуроков и их эффективному применению в обучении.

Какие бывают видеоуроки

Видео с обучающими материалами могут заменять традиционные занятия или дополнять их.

Полноценный видеоурок:

  • длится от 5 до 15 минут;
  • дает теорию по предмету;
  • Включает практическое задание для проверки первоначального понимания изученного материала.

Он удобен для дистанционного обучения. Однако создание такого урока требует тщательного планирования сценария, чтобы ученик лучше погрузился в атмосферу занятия. Важно также уделить внимание звуку, свету, картинке и дополнительным материалам. Полноценный видеоурок — это сложная работа, похожая на труд архитектора.

В интернете работают сервисы с видеоуроками по различным дисциплинам и направлениям, если самостоятельное планирование занятий не представляется возможным.

  • YouTube
  • Videouroki.net
  • Interneturok
  • Ted-Ed
  • KhanAcademy
  • National Geographic.

Видеоурок как часть занятия:

  • длится до 7 минут;
  • расширяет основную тему
  • Может включать отрывки из кинофильмов, мультфильмов и литературных произведений.

Видеоурок можно частично применять как в очном, так и в дистанционном обучении. Лучше всего это сделать в начале занятия, а не на этапе рефлексии и подведения итогов, чтобы не отвлекать учеников от обратной связи. Не рекомендуется использовать интерактивный видеоурок на протяжении всего занятия; полезнее постоянно чередовать активности.

    Как добавить интерактив

    Интерактивный видеоурок отличается от традиционного тем, что во время просмотра ученик отвечает на вопросы и выполняет задания. Продолжение видео зависит от действий пользователя: пока ученик не выберет вариант ответа, не прослушает запись или не прочтет заметку от учителя, дальше смотреть нельзя.

    В чем плюсы интерактивных видеоуроков:

    • это отличный инструмент вовлечения.

    Если предложить классу обычный видеоурок, часть ребят предпочтет вместо него пользоваться телефонами. В интерактивном видеоуроке участие необходимо всем, иначе его нельзя будет запустить.

    • дают больший охват учеников.

    В то же время опрос всего класса затруднителен, а во время интерактивного урока каждый ученик может ответить на поставленный вопрос.

    • его легко создать.

    Популярные сервисы позволяют быстро изготавливать интерактивные видеоуроки.

    Где создать интерактивный видеоурок

    TedEducation

    Это сервис известной площадки TED — международного образовательного проекта для учителей, учеников и студентов.

    В нем есть:

    • Коллекция обучающих видео, позволяющая формировать интерактивные уроки.
    • Возможность вставлять задания и тесты в любое место видео.
    • К видео можно прибавить дополнительный материал: фрагмент из книги, изображение, рисунок или ссылку на статью.
    • обсуждать видео в интерактивном режиме.

    Несмотря на то, что сервис на английском, перевод на русский доступен прямо в браузере.

    EdPuzzle

    В общем, сервис предоставляет аналогичные возможности, что и Ted-Ed. Однако, у EdPuzzle имеются определенные преимущества:

    • Предоставить учителям возможность формировать группы учащихся, создавая виртуальные классы по возрасту и предмету.
    • Учителя одной школы могут объединиться и обмениваться видеоуроками.
    • более интуитивно понятный интерфейс;
    • Ученики могут выполнить задание по видео как строго по инструкции, так и самостоятельно.

    Для создания интерактивного урока доступна загрузка видео из YouTube, с компьютера или запись нового видео непосредственно в сервисе.


    Материалы по теме:

    • Как геймифицировать школу без ущерба образованию;
    • Использование игровых механик для обучения и развития .