
Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Анна Азаматова, методист образовательных программ, делится опытом по созданию интерактивных видеоуроков и их эффективному применению в обучении.
Какие бывают видеоуроки
Видео с обучающими материалами могут заменять традиционные занятия или дополнять их.
Полноценный видеоурок:
- длится от 5 до 15 минут;
- дает теорию по предмету;
- Включает практическое задание для проверки первоначального понимания изученного материала.
Он удобен для дистанционного обучения. Однако создание такого урока требует тщательного планирования сценария, чтобы ученик лучше погрузился в атмосферу занятия. Важно также уделить внимание звуку, свету, картинке и дополнительным материалам. Полноценный видеоурок — это сложная работа, похожая на труд архитектора.
В интернете работают сервисы с видеоуроками по различным дисциплинам и направлениям, если самостоятельное планирование занятий не представляется возможным.
- YouTube
- Videouroki.net
- Interneturok
- Ted-Ed
- KhanAcademy
- National Geographic.
Видеоурок как часть занятия:
- длится до 7 минут;
- расширяет основную тему
- Может включать отрывки из кинофильмов, мультфильмов и литературных произведений.
Видеоурок можно частично применять как в очном, так и в дистанционном обучении. Лучше всего это сделать в начале занятия, а не на этапе рефлексии и подведения итогов, чтобы не отвлекать учеников от обратной связи. Не рекомендуется использовать интерактивный видеоурок на протяжении всего занятия; полезнее постоянно чередовать активности.
Как добавить интерактив
Интерактивный видеоурок отличается от традиционного тем, что во время просмотра ученик отвечает на вопросы и выполняет задания. Продолжение видео зависит от действий пользователя: пока ученик не выберет вариант ответа, не прослушает запись или не прочтет заметку от учителя, дальше смотреть нельзя.
В чем плюсы интерактивных видеоуроков:
- это отличный инструмент вовлечения.
Если предложить классу обычный видеоурок, часть ребят предпочтет вместо него пользоваться телефонами. В интерактивном видеоуроке участие необходимо всем, иначе его нельзя будет запустить.
- дают больший охват учеников.
В то же время опрос всего класса затруднителен, а во время интерактивного урока каждый ученик может ответить на поставленный вопрос.
- его легко создать.
Популярные сервисы позволяют быстро изготавливать интерактивные видеоуроки.
Где создать интерактивный видеоурок
TedEducation
Это сервис известной площадки TED — международного образовательного проекта для учителей, учеников и студентов.
В нем есть:
- Коллекция обучающих видео, позволяющая формировать интерактивные уроки.
- Возможность вставлять задания и тесты в любое место видео.
- К видео можно прибавить дополнительный материал: фрагмент из книги, изображение, рисунок или ссылку на статью.
- обсуждать видео в интерактивном режиме.
Несмотря на то, что сервис на английском, перевод на русский доступен прямо в браузере.
EdPuzzle
В общем, сервис предоставляет аналогичные возможности, что и Ted-Ed. Однако, у EdPuzzle имеются определенные преимущества:
- Предоставить учителям возможность формировать группы учащихся, создавая виртуальные классы по возрасту и предмету.
- Учителя одной школы могут объединиться и обмениваться видеоуроками.
- более интуитивно понятный интерфейс;
- Ученики могут выполнить задание по видео как строго по инструкции, так и самостоятельно.
Для создания интерактивного урока доступна загрузка видео из YouTube, с компьютера или запись нового видео непосредственно в сервисе.
Материалы по теме:
- Как геймифицировать школу без ущерба образованию;
- Использование игровых механик для обучения и развития .