Фото: img.freepik.com

Wikimedia Commons

Его современники считали сумасшедшим и насмехались над идеями. Долги и безденежье сопровождали его всю жизнь. Но через десятилетия учение этого швейцарца легло в основу современной педагогической теории и практики. Это история Иоганна Песталоцци, жившего более двух столетий назад, и того, как его идеи изменили взгляды общества на воспитание детей.

К сорока годам Песталоцци ясно понял своё предназначение — быть воспитателем. Юридическая стезя и коммерция ему не подходили. Занимаясь с детьми, Песталоцци забывал обо всем. Ему нравилось размышлять о развитии ребёнка, о методиках образования, наблюдать за тем, как дети учатся новому и меняются каждый день. Он сам оставался ребёнком и, по мнению многих, был таким же не приспособлен к жестокому материальному миру: слишком мягкий, открытый, доверчивый, мечтательный, идейный и совершенно непрактичный.

Дом, где царит любовь

Песталоцци появился на свет в Цюрихе в 1746 году в семье хирурга. После смерти отца воспитание детей перешло к матери, которая оказалась в затруднительном положении. Ей пришлось заботиться о трёх сыновьях без финансовой поддержки. Только благодаря служанке Баббель, которая вела дом и хозяйство, семья избежала тяжёлого положения. Денег не хватало катастрофически: всё уходило на пропитание и содержание дома — вакс и уксус (чистота была для Баббель «идеей фикс»). Поэтому дом всегда блестел, а дети ходили чистыми и причесанными. Никто из окружающих не мог догадаться о финансовых проблемах семьи.

В доме жила любовь. Мать любила детей безмерно, готова была каждого уберечь от бед под покровом собственного платья. К ней приходили жаловаться и радоваться, делиться секретами и рассказывать о других. Иоганн с малых лет впитал эту мягкость и доброту. В семье его считали слишком чувствительным мальчиком и оберегали больше всех. Он мог отдать свой завтрак нищему и расплакаться над трогательной историей.

Мальчику повезло с дедом не меньше, чем с матерью. Он был приходским священником и очень любил свою паству. Люди шли к нему за благословением или советом, и Песталоцци с малых лет видел, как доброта и желание помочь могут изменить жизнь других людей. Благодаря деду он начал писать, считать и полюбил учиться. Ему казалось, нет на свете ничего занимательнее, чем узнавать новое и искать ответы на загадки деда.

А потом началась школа.

Школа как пытка

В школе мальчик с большими глазами быстро прославился. Учителя нарекали его «бестолковым Песталоцци», «глупым Иоганном», «лентяем и соней». Большинство из них раздражались на ребенка из-за необычного поведения: что это за мода — задавать учителю вопросы? Откуда все эти «зачем, для чего, почему?». Единственное, что требуется от ученика — зубрить и отвечать на вопросы учителя. А не спрашивать самому.

В казенной школе Иоганну было плохо. Мир обучения превратился в бесконечные крики, насмешки учителей и зубрежку. Он плакал от оскорблений и побоев, чувствовал одиночество. Ему хотелось домой, к Баббель, матери с ее запахом и шуршащими платьями, дедушке и совместным занятиям.

Учебный центр Педсовета представляет:
Профессиональная переподготовка
Преподаватель дополнительного образования, обладающий квалификацией «Социальный педагог».
Подробнее →

Горе-юрист

Иоганн считал выбором юриста естественным: желание защищать нуждающихся, обманутых, забытых было сильным. Будущее, где все равны, он видел идеальным, ради него готов был терпеть голод, одеваться попроще, спать на жестких матрасах, доводя свое тело до крайнего истощения.

У Песталоцци был друг, разделявший его идеалы — Каспар Блюнчли. Незадолго до смерти Блюнчли попросил у Песталоцци обещание отказаться от юридической карьеры, полагая, что наивность не приведет к успеху. Песталоцци сдержал слово: вместо судов он купил землю, используя наследство и кредиты, построил дом для большой семьи и занялся новым земледелием.

В общении с крестьянами, Иоганн с грустью смотрел на детей — неухоженных, невежественных, грубых и грязных. Что их ждёт? Безнравственность, преступления, тюрьма. Если бы любили, занимались ими, воспитывали не издеваясь, а учитывая их интересы, эти хулиганы могли бы стать достойными людьми.

День настал, когда приставы пришли к нему домой. Он обанкротился и оставил долг банку. Кредит погасили приданым его молодой жены Анны: она верила мужу и его идеям. Но что делать дальше? Большой дом построен, есть земля — не самая плодородная, но всё же. Почему бы не открыть школу с проживанием? Дети будут жить, трудиться и постепенно воспитываться. Получив согласие супруги — к тому времени она уже растила их первенца, — Песталоцци собирает под крышей около 50 детей разных возрастов и начинает воплощать свои идеи в жизнь.

Новая наука

Песталоцци считал необходимым развивать все природные силы и способности ребенка одновременно, чтобы сформировать гармоничного человека, живущего в согласии с природой. Революционной для того времени была идея о стимулировании самостоятельной умственной деятельности ребенка, тогда как главным педагогическим методом считалась зубрежка. Песталоцци настаивал на том, чтобы ребенок постигал мир самостоятельно: наблюдал и участвовал, а не полагался на книги и чужие слова.

Песталоцци выделил три главных способности, формирующие личность человека: мышление, творчество и чувствование.

Природа формирует ребёнка единым существом, организованным по всем направлениям: нравственным, интеллектуальным и физическим. Ей важно, чтобы каждый из данных задатков получил развитие.

Песталоцци особо подчеркивал значение педагога.
Этот человек помогает ребенку перевести «хаотичное скопление впечатлений» в ясные и определённые понятия. Главная задача педагога — пробудить и поддерживать интерес к обучению. И последней целью обучения по теории Песталоцци является формирование логичной картины мира.

Первые педагогические опыты

Пятьдесят детей, знакомых лишь голоду, побоям и крикам, сначала не отвечали ласке и добру в доме Песталоцци. Многие из них сформировали плохие привычки, почти никто не знал о мыле и не умывался. Но Песталоцци, всегда испытывавший денежные трудности, строго придерживался принципа Баббель: «Чистота скрывает бедность». И настойчиво обучал детей заботиться о своей внешности.

Достигая цели, он избегал криков, телесных наказаний и морализаторства. Учебные дисциплины вводились постепенно. Число, форма и слово являлись исходными элементами обучения. Дети изучали звуки и составляли слова, постигали свойства чисел и практиковали счет, занимались простейшими измерениями, учили геометрию и рисовали, а также пели, узнавали основы географии и природоведения. Песталоцци разработал для них специальную суставную гимнастику на базе движений, свойственных детям, считая ее основой физического воспитания ребенка.

В доме строго соблюдались дисциплина и распорядок дня. Старшие оказывали помощь младшим, все дети трудоспособного возраста трудились по мере сил. Иоганн считал необходимым обучить их полевым работам и ремеслу. Дети своими руками изготавливали товар, который можно было продать на рынке и заработать деньги для собственного содержания.

В течение года воспитанники Песталоцци преобразились до неузнаваемости. Чистые, вежливые и доброжелательные, называли Иоганна отцом, а Анну — матерью. Радоваться успехам выдающегося педагога мешало бедственное финансовое положение большой «семьи». Денег не хватало даже на регулярное питание. Песталоцци отказывали в кредитах, по городу пошли слухи о его безумии. В конце концов, просуществовав чуть больше шести лет, школа Песталоцци закрылась из-за финансовых трудностей.

Позднее признание

Закрытие школы стало для Иоганна тяжким ударом. Он боялся выходить из дома и ездить в город. Люди отворачивались от него, мальчишки со свистом бежали следом, а он, не в силах сдержать слезы, стремился побыстрее убраться домой. Если бы не Анна, Иоганн, вероятно, действительно сошел бы с ума. Жена верила ему и поддерживала во всем. Именно она убедила его записывать свои мысли и теории. Одна за другой выходили книги Песталоцци, и это привлекло к нему внимание ученых коллег. За консультациями к педагогу стали приезжать учителя из Цюриха и других крупных городов.

Через двадцать лет Песталоцци получил работу в школе Бургдорфе. В 1800 году с помощью друзей открыл Бургдорфский институт, собирая команду единомышленников. Через год вышла его самая известная книга — «Как Гертруда учит своих детей». Метод Песталоцци стал широко известен. Богатые люди Франции, Англии и Италии привозили своих детей, чтобы те получили полноценное развитие, воспитание и образование.

Песталоцци преподавал ещё четверть века. В 1825 году единомышленники рассорились, вновь появились трудности с финансированием, и институт (к тому моменту переместившийся в Ивердон) прекратил своё существование. После этого Песталоцци прожил ещё два года в имении в Нейгофе, завершая свои работы.

К концу жизни ему всё же исполнилась мечта. Будучи пожилым человеком, Песталоцци выделил средства от продажи книг на школу для малоимущих детей.