
В последнее время игрофикация стала почти обязательным элементом обучения: без игр методы преподавания кажутся устаревшими. Но неверная геймификация разрушает команды, снижает самооценку детей и мотивацию. Как правильно вводить игры на занятия и не ошибиться? Об этом мы поговорили с Юрием Гатановым — кандидатом психологических наук, научным руководителем Фонда развития образования МиКЭБИ.
Играть или не играть?
Игры не всегда способствуют обучению.
Влияние игр на мотивацию краткосрочно: ребенок усиленно учится и решает задачи только какое-то время. Для достижения пиковых значений мотивации требуется много времени на организацию занятия, в том числе на объяснение правил и погружение в игру. Это может занять пол урока.
Помимо этого, многие преподаватели не всегда одобряют игры, считая их создание трудоемким. Эффективность прямого обучения в запоминании и использовании больших объемов информации более высока, что подтверждено экспериментом Джона Хэтти — профессора Мельбурнского университета и руководителя Мельбурнского научно-исследовательского института образования, автора известной книги «Видимое обучение».
Ребенок, усвоивший и применивший информацию, — это еще не значит счастливый и мотивированный ребенок. Более глубокие и абстрактные понятия решаются не только прямым обучением. В таких случаях применяют игры.
Дзен геймификации
Что такое эффективная геймификация?
Игра стимулирует ребёнка и помогает справиться с обычными задачами из учебной программы.
Главное в использовании игр на уроке – это поддержание постоянного интереса и мотивации.
Игровой процесс должен быть стабильным, неизменным в течение всех уроков. Изменения правил с каждым занятием приведут к необходимости постоянного их изучения и снизят эффективность обучения. Для успешного усвоения материала необходимо, чтобы ребенок, освоив правила однажды, мог возвращаться к игре по собственному желанию. Важно при этом обеспечить её интересность и исключить вероятность привыкания.
Эффективной геймификации способствует оперативная и подробная обратная связь. Она внушает уверенность участнику и помогает ему осознать свой уровень. В школе дети узнают оценку за контрольную максимум через день, что снижает вовлеченность. В игре же результат виден мгновенно, и на основе обратной связи быстро делается новый выбор.
Игра vs работа
Обучение часто преподносят как серьезную работу: за ошибки следует наказание и публичное осуждение. Из-за этого репутация ребенка в коллективе может ухудшиться. Ошибка в контрольной работе означает снижение оценки, на олимпиаде — исключение из списка сильнейших. Но если ребенок дорого платит за ошибку, то будет бояться пробовать новое – это разрушает образовательный процесс.
Игры отличаются от работы возможностью примерять различные образы и тесты разные стратегии без риска наказания.
Игра даёт возможность детям свободно выбирать партнёров, в отличие от урока, где учитель может принудительно объединять учеников, даже если те не ладят.
Конкуренция или сотрудничество?
Популярна установка, где игра строится вокруг соревнования: стремление победить отождествляется с желанием играть. Однако если участники соревнуются друг с другом, то команда разваливается — отстающий игрок становится ненужным, а слабости осуждаются, так как мешают победе. В трудном моменте члены команды начинают искать виновного, и из-за обиды дети могут начать действовать против группы.
Сравнивать учеников между собой портит возможность детей работать вместе, а это крайне важно. Игры не должны этому мешать.
Награждение только чемпиона снижает смысл участия для остальных, а вместе с ним мотивацию. Это особенно заметно на олимпиадах по подготовке участников: многие дети заранее прекращают участие – зачем стараться, если понятно, что не выиграют? Чтобы этого избежать в игре, важно, чтобы каждый получал от нее одинаково большое удовольствие.
Слом стереотипов
У Фонда МиКЭБИ есть любопытный случай. Разработчики мехханики игрофикации для 4 класса получили обратную связь от учительницы. Она была удивлена результатами: предыдущие 3 года в её выпуске лучшими были девочки, а после введения игр впервые в лидеры вырвались мальчики. Мальчики неожиданно появились в командах олимпиад, и к ним ещё примкнула девочка не из числа «привычных» отличниц.
Что случилось? Самые преданные учащиеся, в основном мальчики, стали лидерами.
Успех в игре также зависит от пола, потому что мальчиков и девочек с детства учат разным играм. Для девочек это игры с малым числом участников, где одни действуют по очереди, а остальные наблюдают, — таким образом проще контролировать ход игры и следить за соблюдением правил.
Игры девочек очень чувствительны к отклонениям от обычных правил: если кто-то начнет играть в классики нетрадиционным образом, это скорее всего вызовет непонимание. Мальчишеский футбол, наоборот, поощряет необычные и рискованные действия — можно обвести пять игроков, упасть, толкнуть соперника. В нём происходят много событий одновременно, и всё может неожиданно измениться. Чем более «бойцовским» выглядит игрок, тем большего он стоит как участник игры.
В начальной школе учителя в основном женщины, поэтому на уроках устанавливаются правила, выгодные девочкам: не отвечать без разрешения, отвечать по очереди, подчиняться дисциплине. Геймификация нарушает этот подход, давая возможность мальчикам и менее старательным ученикам обойти остальных.
Резюмируя, эффективная образовательная игра:
- Проста в правилахЧтобы её было легко внедрить, но она не надоедала быстро, чтобы её можно было играть много раз.
- Обеспечивает быструю обратную связь Позволяет принимать решения с учетом обратной связи, корректируя тактику игры.
- Даёт игроку право выбора.
- Поощряет свободное объединение игроков и взаимопомощь.
- Поощряет всех, а не только чемпионовЖелание опередить других в игре теряет свою значимость. Достижение удовольствия от процесса играют и «средние», и «слабые» участники.
Арифметические игры
Этим критериям соответствуют Арифметические игры Это марафон по решению простых задач из школьной математики. Задания разложены по карточкам, разделенным на уровни сложности. Каждую карточку можно решить за несколько минут. За каждое верно выполненное задание игрок получает баллы. Чем сложнее уровень — тем больше очков.
Обучающиеся могут подобрать подходящий им этап сложности и неоднократно переходить на другой в процессе игры. Набранные очки обмениваются на подарки от спонсоров, тем самым поощряя старания каждого ребёнка.
Расстояние между играми даёт возможность детям усвоить новые знания перед следующим испытанием. Повторяемость позволяет избежать повторения правил, а дети стремятся к улучшению своих результатов и накоплению большего количества очков.
Модель Арифметических игр для школьников прошла тестирование и показала хорошие результаты: дети даже после окончания игры с вниманием слушали объяснение учителя. Повысилась мотивация к получению знаний, так как это приводит к реальному вознаграждению. В настоящее время разрабатывается онлайн-версия Арифметических игр, чтобы дать возможность участвовать как можно большему числу детей.
Партнерский материал