
Содержание:
- Игротерапия: разнообразие видов и форм
- Плюсы и минусы игровой терапии
- Когда использовать игру как метод лечения?
- Основы применения метода игровой терапии психологом.
- Организация кабинета для игр терапевтического назначения.
- Как организовывают занятия игровой терапией
Работа психолога с детьми не схожа с работой со взрослыми по причине низкой эффективности вербальных методов. Для раскрытия ребенка эффективнее использовать игровую деятельность.
Детский психолог Алёна Чепуркова объяснила, как можно применять игру в качестве терапии.
Игровые методы в терапии: разнообразие подходов
Игровая терапия — это вид психотерапии, при котором используются разные виды игр для помощи. Эта методика появилась в начале 20 века и сейчас часто используется для решения эмоциональных и поведенческих проблем у детей.
Игра позволяет ребёнку исследовать окружающий мир, адаптироваться к нему, изменять его в своих интересах и целях. Благодаря игре ребёнок оттачивает навыки управления окружающей действительностью, моделирует реальные ситуации и может переигрывать их до получения нужного результата.
Игра – совокупность опыта ребёнка. По игре можно определить знания о мире, его чувства в нём. Можно наблюдать типичные детские действия и корректировать их.
Игротерапия помогает проникнуть в подсознание ребёнка, узнать его мысли, чувства, страхи и желания. Это способ общения детей с окружающим миром и самим собой. Специалист применяет игровые приёмы, чтобы пообщаться с ребёнком на его языке, увидеть больше, чем может выразить словами. В то же время он не вмешивается в действия ребёнка, а наблюдает, анализирует и интерпретирует полученные данные во время игры.
Игротерапия бывает двух видов:
- В активной Психолог отбирает игрушки, помогающие ребёнку справиться с болезненными воспоминаниями.
- В пассивной Специалист не лимитирует детские игры инструментами, а лишь наблюдает за процессом, давая ребёнку свободу выбора игрушек и взаимодействия с ними.
Плюсы и минусы игровой терапии
Игра для детей — естественный процесс. Дети любят играть, придумывать различные роли и создавать уникальные игровые площадки.
Игротерапия становится главным инструментом для работы с детьми благодаря бесспорным достоинствам.
✔️Ребенок испытывает чувство благополучия и умиротворения. В знакомой атмосфере ему не приходится разрешать трудности и объяснять непонятное специалисту. Такой подход способствует установлению доверия между малышом и психологом.
✔️В игре игроки могут открыто выражать любые эмоции, чувства и мысли, в том числе нежелательные и противоречащие общественным нормам. Никто не будет никого ругать, осуждать, наказывать. Такая свобода самовыражения помогает высвободить подавленные эмоции и пережить их. Игра учит управлять эмоциями, понимать и справляться с ними.
✔️В уютной обстановке игровой зоны уменьшается тревожность, исчезают опасения у детей. Игра помогает снять напряжение, свойственное жизни.
✔️Ребенок строит собственный мир, где все так, как хочет он. Это даёт жизненные ресурсы, возможность восстановиться, поверить в возможности, признать самого себя.
✔️В игре ребёнок учится качественно общаться, пробовать и усваивать различные модели коммуникации, тренируя навыки общения в игровых ситуациях. Эффективные модели применяются в повседневной жизни.
✔️В игре ребёнок сталкивается с реальными, порой необычными, проблемами. Игра помогает найти наилучшие варианты действий в разных ситуациях, научиться принимать решения и отвечать за них. Ребенок осознает возможность повторить игру, поэтому не боится социальных последствий. Дети открываются в игре, фантазируют и предлагают оригинальные решения повседневных задач.
Это развивает самостоятельность, смелость, ответственность и стойкость. Игра создает внутреннюю опору, уверенность в себе. Игротерапия помогает взаимодействовать с внутренним миром ребенка, его чувствами, страхами, сокрытыми эмоциями.
Недостатки метода игротерапии:
- Не рекомендуется для лиц с тяжелыми психическими расстройствами, такими как шизофрения.
- ограничивается фантазией и опытом ребенка;
- Метод доступен не любому детскому психологу и эффективен лишь при обучении терапевта в специальной области.
В каких случаях применяется игровая терапия?
В зависимости от запросов пациентов психолог может определить направление игротерапии и проблемы, которые она помогает решить.
Проблема |
Направление |
Как помогает |
Стресс Ситуативная тревога Страхи |
Игротерапия от реагирования |
Во время терапии психолог воспроизводит обстановку, вызывающую у ребёнка стресс, интегрируя её в игру. Это помогает вернуть опыт, вызвавший эмоции, и дает ребенку возможность руководить ситуацией, владеть ею. |
Низкая самооценка Неуверенность Тревожность Пассивность |
Игровое сопровождение детей с тревожностью |
Играя, ребёнок примеряет на себя главные роли, становясь при этом более ответственным и самостоятельным, а также обретая способность принимать решения с большей лёгкостью. |
Коммуникативные сложности Страх проявлять свою индивидуальность в связях (как у детей с послушным поведением). Отсутствие веры в себя |
Игровая терапия построения отношений |
Между игротерапевтом и ребенком складываются особые отношения. Психолог воспринимает ребенка без изменений, верит в его возможности и ценит неповторимость. Благодаря этим связям у ребенка усиливается ощущение собственной ценности. |
Неуверенность Сложности с пониманием себя Страх самовыражения Низкий эмоциональный интеллект |
Игротерапия, центрированная на ребенке |
В игре восстанавливаются важные отношения между детьми и взрослыми, например, когда взрослый не стремится изменить ребёнка, поставить его под свой контроль или чему-то научить. Игротерапевт с уважением относится к границам, чувствам и способностям ребёнка. |
Нарушения в эмоциональной сфере Расстройства поведения |
Психоаналитическая игровая терапия |
Игра позволяет проникнуть в Ребенок нуждается в помощи для разрешения эмоциональных трудностей и выхода накопившихся чувств. |
Проблемы в отношениях родителей и ребенка |
Игротерапия детско-родительских отношений |
Психолог работает с детьми в ходе терапии и учит родителей взаимодействовать с ребёнком. |
Игротерапия может совместноaddress problems comprehensively in each case.
Основные положения применения метода игровой терапии психологом.
Игровой терапевт руководствуется правилами для достижения эффективности терапии.
- Психолог старается наладить дружеские и доверительные отношения с ребёнком, установить контакт.
- Ведущий игры — ребёнок, за которым следит взрослый и наблюдает. Психолог не вмешивается в игру и не предлагает ребёнку никаких вариантов игровых инструментов.
- Специалист воспринимает ребенка с учетом всех особенностей, навыков и способностей. В работе терапевта ключевым моментом является убеждение в том, что ребенок способен самостоятельно справляться с проблемами и нести ответственность за свои решения.
- Психиатр предоставляет детям свободу самовыражения, позволяя им проявить чувства и эмоции. Вместе с тем устанавливает границы, которые помогают ребенку осознать ответственность за свои действия и применять усвоенные навыки в повседневной жизни.
- Психолог заботится о своем эмоциональном благополучии и способен справляться с чувствами юных пациентов.
- Игротерапия предоставляет ребёнку возможности для самовыражения и освоения новых моделей поведения.
- Психолог отказывает в принятии подарков от детей. В случае если ребёнок желает преподнести терапевту рисунок или сделанную им во время сеанса поделку, ребёнок имеет право на это. При этом место для хранения выбирает сам ребёнок.
- Взрослый не рассказывает детям подробностей своей личной жизни. При интересе к фактам из биографии специалист отвечает кратко.
- В занятиях игротерапевт использует удобную одежду, которая не жаль испортить. В противном случае вся концентрация психолога будет уходить на поддержание внешнего вида, а не на терапию.
Оснащение кабинета для игр-терапии.
Игровая комната служит инструментом терапии. Мебель, интерьер и игрушки предназначены для свободного самовыражения детей.
Помещение. Размер комнаты имеет значение. Площадь игровой зоны должна быть от четырнадцати до тридцати шести квадратных метров. В маленьком помещении дети располагаются слишком близко друг к другу или к психологу. Такое расположение может вызвать у ребенка агрессию и желание оградить свое личное пространство.
Нападениям подвергнутся агрессивные дети, а стеснительные отшельниками станут ещё больше.
Большая игра побуждает к веселью, бегам и пряткам. Психически активные дети испытают усиление возбуждения, а спокойные — попытаются уклониться от общения со специалистом.
В помещении требуется звукоизоляция, хорошее освещение, малые окна и водонепроницаемый нескользкий пол. Не допускаются стеклянные двери; зеркала и лампы следует защитить проволочными решетками для предотвращения травм и порезов. Нужно предусмотреть раковину для быстрого мытья рук детей в случае загрязнения.
Оборудование. Мебель в игровой должна быть крепкой. Полезно иметь два стола: большой прямоугольник для игр и круглый для занятий творчеством. Пол устлан ковром, на стене – меловая доска.
В комнате устанавливают песочницу, возле нее — стеллажи с игрушками для игр в песок, лопаты, ведро, сито. При наличии места в игровой зоне обустраивают оборудование для лазания.
Материалы. Разнообразные игровые инструменты способствуют выражению богатого внутреннего мира детей.
- кукольный домик;
- куклы;
- В доме обычно имеется посуда, мебель и техника.
- игрушки для театра;
- животные;
- транспорт;
- кубики;
- мячи;
- груша для битья;
- шумовые игрушки;
- светящиеся игрушки.
Для творческих занятий нужны также мольберт, гуашь, акварель, карандаши, пальчиковые краски, пластилин и глина.
Как организовывают занятия игровой терапией
Этапы игротерапии для детей:
- В ходе встречи с родителями психолог изучает проблемы ребенка и потребности взрослых.
- Диагностика через игру, при которой психолог изучает состояние ребенка перед началом терапии.
- Первоначальные встречи для налаживания взаимопонимания между участниками терапии.
- В игре ребенок познает себя, учится контролировать эмоции и преодолевать трудности под руководством психолога.
Процесс включает введение, игру и обсуждение пройденного. - В заключительной диагностике эксперт сопоставляет первоначальные данные с финальными и анализирует прогресс малыша.
Структура игрового занятия:
Ритуал входа. Для перехода из комнаты ожидания в игровой могут использоваться повторяющиеся игры. К примеру, особый порядок построения детей в ряд, особенный жест приветствия или игра в прятки с психологом.
Приветствие и установление контакта. Разговоры, несложные развлечения для создания уютной и располагающей атмосферы.
Повторение правил. Психолог обращает внимание на правила поведения в игровой комнате. Не допускается причинение вреда себе, другим посетителям, специалистам и имуществу игровой комнаты.
Настройка на игру. Мальчик изучает обстановку в комнате и подбирает игрушки для игры.
Свободная (недирективная) игровая терапия. Ребенок взаимодействует с избранными игрушками, психолог ведет наблюдение, регистрируя выбор игрушек и игровые сценарии. По требованию игровая деятельность может переходить в структурированную, где психолог незаметно подталкивает к использованию определенных инструментов или сюжетов.
В ходе игры специалист обращается к ребенку вопросами, побуждающими к размышлению, оценивает его поступки и чувства нейтрально, формируя среду для самовыражения.
Уборка игрушек. Психолог совместно с ребёнком убирает игрушки и рассказывают о игре.
Рефлексия. Открытое и внимательное общение о сюжете игры, героях, их действиях, стремлениях. Обсуждение персонажей позволяет психологу помочь ребенку разобраться в себе.
Ритуал выхода. Повторяющиеся ритуалы прощания, такие как слова или действия. Примером может быть, когда ребёнку нужно пройти по обозначенной дорожке до двери и открыть её специальным словом-заклинанием.
Структурированность помогает установить границы для детей. Агрессивным и импульсивным детям она даёт возможность контролировать эмоции и поведение. Тревожным и замкнутым – ориентироваться в обстановке, снизить напряжение. Все дети смогут сконцентрироваться на занятии, а не на внутренних переживаниях.