Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Игротерапия: разнообразие видов и форм
  • Плюсы и минусы игровой терапии
  • Когда использовать игру как метод лечения?
  • Основы применения метода игровой терапии психологом.
  • Организация кабинета для игр терапевтического назначения.
  • Как организовывают занятия игровой терапией

Работа психолога с детьми не схожа с работой со взрослыми по причине низкой эффективности вербальных методов. Для раскрытия ребенка эффективнее использовать игровую деятельность.

Детский психолог Алёна Чепуркова объяснила, как можно применять игру в качестве терапии.

Игровые методы в терапии: разнообразие подходов

Игровая терапия — это вид психотерапии, при котором используются разные виды игр для помощи. Эта методика появилась в начале 20 века и сейчас часто используется для решения эмоциональных и поведенческих проблем у детей.

Игра позволяет ребёнку исследовать окружающий мир, адаптироваться к нему, изменять его в своих интересах и целях. Благодаря игре ребёнок оттачивает навыки управления окружающей действительностью, моделирует реальные ситуации и может переигрывать их до получения нужного результата.

Игра – совокупность опыта ребёнка. По игре можно определить знания о мире, его чувства в нём. Можно наблюдать типичные детские действия и корректировать их.

Игротерапия помогает проникнуть в подсознание ребёнка, узнать его мысли, чувства, страхи и желания. Это способ общения детей с окружающим миром и самим собой. Специалист применяет игровые приёмы, чтобы пообщаться с ребёнком на его языке, увидеть больше, чем может выразить словами. В то же время он не вмешивается в действия ребёнка, а наблюдает, анализирует и интерпретирует полученные данные во время игры.

Игротерапия бывает двух видов:

  • В активной Психолог отбирает игрушки, помогающие ребёнку справиться с болезненными воспоминаниями.
  • В пассивной Специалист не лимитирует детские игры инструментами, а лишь наблюдает за процессом, давая ребёнку свободу выбора игрушек и взаимодействия с ними.
Выбор вида игротерапии определяется запросом, проблемой и особенностями ребенка. Активная терапия быстро приносит результаты, но может быть неподходящей для тревожных и замкнутых детей. Для них предпочтительна пассивная терапия, в ходе которой ребенок в комфортном темпе и по собственным правилам преодолевает страхи и неуверенность.

Алёна Чепуркова

Плюсы и минусы игровой терапии

Игра для детей — естественный процесс. Дети любят играть, придумывать различные роли и создавать уникальные игровые площадки.

Игротерапия становится главным инструментом для работы с детьми благодаря бесспорным достоинствам.

✔️Ребенок испытывает чувство благополучия и умиротворения. В знакомой атмосфере ему не приходится разрешать трудности и объяснять непонятное специалисту. Такой подход способствует установлению доверия между малышом и психологом.

✔️В игре игроки могут открыто выражать любые эмоции, чувства и мысли, в том числе нежелательные и противоречащие общественным нормам. Никто не будет никого ругать, осуждать, наказывать. Такая свобода самовыражения помогает высвободить подавленные эмоции и пережить их. Игра учит управлять эмоциями, понимать и справляться с ними.

✔️В уютной обстановке игровой зоны уменьшается тревожность, исчезают опасения у детей. Игра помогает снять напряжение, свойственное жизни.

✔️Ребенок строит собственный мир, где все так, как хочет он. Это даёт жизненные ресурсы, возможность восстановиться, поверить в возможности, признать самого себя.

✔️В игре ребёнок учится качественно общаться, пробовать и усваивать различные модели коммуникации, тренируя навыки общения в игровых ситуациях. Эффективные модели применяются в повседневной жизни.

✔️В игре ребёнок сталкивается с реальными, порой необычными, проблемами. Игра помогает найти наилучшие варианты действий в разных ситуациях, научиться принимать решения и отвечать за них. Ребенок осознает возможность повторить игру, поэтому не боится социальных последствий. Дети открываются в игре, фантазируют и предлагают оригинальные решения повседневных задач.

Игра показывает детям правила реальной жизни и то, как общаться с другими. Она помогает понять, какие решения верные, а какие – неправильные. В игре ребенок управляет ситуацией.


Это развивает самостоятельность, смелость, ответственность и стойкость. Игра создает внутреннюю опору, уверенность в себе. Игротерапия помогает взаимодействовать с внутренним миром ребенка, его чувствами, страхами, сокрытыми эмоциями.

Алёна Чепуркова

Недостатки метода игротерапии:

  • Не рекомендуется для лиц с тяжелыми психическими расстройствами, такими как шизофрения.
  • ограничивается фантазией и опытом ребенка;
  • Метод доступен не любому детскому психологу и эффективен лишь при обучении терапевта в специальной области.

В каких случаях применяется игровая терапия?

В зависимости от запросов пациентов психолог может определить направление игротерапии и проблемы, которые она помогает решить.

Проблема

Направление

Как помогает

Стресс

Ситуативная тревога

Страхи

Игротерапия от реагирования

Во время терапии психолог воспроизводит обстановку, вызывающую у ребёнка стресс, интегрируя её в игру.

Это помогает вернуть опыт, вызвавший эмоции, и дает ребенку возможность руководить ситуацией, владеть ею.

Низкая самооценка

Неуверенность

Тревожность

Пассивность

Игровое сопровождение детей с тревожностью

Играя, ребёнок примеряет на себя главные роли, становясь при этом более ответственным и самостоятельным, а также обретая способность принимать решения с большей лёгкостью.

Коммуникативные сложности

Страх проявлять свою индивидуальность в связях (как у детей с послушным поведением).

Отсутствие веры в себя

Игровая терапия построения отношений

Между игротерапевтом и ребенком складываются особые отношения. Психолог воспринимает ребенка без изменений, верит в его возможности и ценит неповторимость. Благодаря этим связям у ребенка усиливается ощущение собственной ценности.

Неуверенность

Сложности с пониманием себя

Страх самовыражения

Низкий эмоциональный интеллект

Игротерапия, центрированная на ребенке

В игре восстанавливаются важные отношения между детьми и взрослыми, например, когда взрослый не стремится изменить ребёнка, поставить его под свой контроль или чему-то научить. Игротерапевт с уважением относится к границам, чувствам и способностям ребёнка.

Нарушения в эмоциональной сфере

Расстройства поведения

Психоаналитическая игровая терапия

Игра позволяет проникнуть в

Ребенок нуждается в помощи для разрешения эмоциональных трудностей и выхода накопившихся чувств.

Проблемы в отношениях родителей и ребенка

Игротерапия детско-родительских отношений

Психолог работает с детьми в ходе терапии и учит родителей взаимодействовать с ребёнком.
Взрослые участвуют в игровой деятельности.

Игротерапия может совместноaddress problems comprehensively in each case.

Основные положения применения метода игровой терапии психологом.

Игровой терапевт руководствуется правилами для достижения эффективности терапии.

  1. Психолог старается наладить дружеские и доверительные отношения с ребёнком, установить контакт.
  2. Ведущий игры — ребёнок, за которым следит взрослый и наблюдает. Психолог не вмешивается в игру и не предлагает ребёнку никаких вариантов игровых инструментов.
  3. Специалист воспринимает ребенка с учетом всех особенностей, навыков и способностей. В работе терапевта ключевым моментом является убеждение в том, что ребенок способен самостоятельно справляться с проблемами и нести ответственность за свои решения.
  4. Психиатр предоставляет детям свободу самовыражения, позволяя им проявить чувства и эмоции. Вместе с тем устанавливает границы, которые помогают ребенку осознать ответственность за свои действия и применять усвоенные навыки в повседневной жизни.
  5. Психолог заботится о своем эмоциональном благополучии и способен справляться с чувствами юных пациентов.
  6. Игротерапия предоставляет ребёнку возможности для самовыражения и освоения новых моделей поведения.
  7. Психолог отказывает в принятии подарков от детей. В случае если ребёнок желает преподнести терапевту рисунок или сделанную им во время сеанса поделку, ребёнок имеет право на это. При этом место для хранения выбирает сам ребёнок.
  8. Взрослый не рассказывает детям подробностей своей личной жизни. При интересе к фактам из биографии специалист отвечает кратко.
  9. В занятиях игротерапевт использует удобную одежду, которая не жаль испортить. В противном случае вся концентрация психолога будет уходить на поддержание внешнего вида, а не на терапию.

Оснащение кабинета для игр-терапии.

Игровая комната служит инструментом терапии. Мебель, интерьер и игрушки предназначены для свободного самовыражения детей.

Помещение. Размер комнаты имеет значение. Площадь игровой зоны должна быть от четырнадцати до тридцати шести квадратных метров. В маленьком помещении дети располагаются слишком близко друг к другу или к психологу. Такое расположение может вызвать у ребенка агрессию и желание оградить свое личное пространство.

Нападениям подвергнутся агрессивные дети, а стеснительные отшельниками станут ещё больше.

Большая игра побуждает к веселью, бегам и пряткам. Психически активные дети испытают усиление возбуждения, а спокойные — попытаются уклониться от общения со специалистом.

В помещении требуется звукоизоляция, хорошее освещение, малые окна и водонепроницаемый нескользкий пол. Не допускаются стеклянные двери; зеркала и лампы следует защитить проволочными решетками для предотвращения травм и порезов. Нужно предусмотреть раковину для быстрого мытья рук детей в случае загрязнения.

Оборудование. Мебель в игровой должна быть крепкой. Полезно иметь два стола: большой прямоугольник для игр и круглый для занятий творчеством. Пол устлан ковром, на стене – меловая доска.

В комнате устанавливают песочницу, возле нее — стеллажи с игрушками для игр в песок, лопаты, ведро, сито. При наличии места в игровой зоне обустраивают оборудование для лазания.

Материалы. Разнообразные игровые инструменты способствуют выражению богатого внутреннего мира детей.

  • кукольный домик;
  • куклы;
  • В доме обычно имеется посуда, мебель и техника.
  • игрушки для театра;
  • животные;
  • транспорт;
  • кубики;
  • мячи;
  • груша для битья;
  • шумовые игрушки;
  • светящиеся игрушки.

Для творческих занятий нужны также мольберт, гуашь, акварель, карандаши, пальчиковые краски, пластилин и глина.

Если игра — язык ребёнка, то игрушки — слова. В игротерапии игрушки помогают установить контакт с детьми и услышать то, что дети не могут сказать словами.

Алёна Чепуркова

Как организовывают занятия игровой терапией

Этапы игротерапии для детей:

  1. В ходе встречи с родителями психолог изучает проблемы ребенка и потребности взрослых.
  2. Диагностика через игру, при которой психолог изучает состояние ребенка перед началом терапии.
  3. Первоначальные встречи для налаживания взаимопонимания между участниками терапии.
  4. В игре ребенок познает себя, учится контролировать эмоции и преодолевать трудности под руководством психолога.
    Процесс включает введение, игру и обсуждение пройденного.
  5. В заключительной диагностике эксперт сопоставляет первоначальные данные с финальными и анализирует прогресс малыша.

Структура игрового занятия:

Ритуал входа. Для перехода из комнаты ожидания в игровой могут использоваться повторяющиеся игры. К примеру, особый порядок построения детей в ряд, особенный жест приветствия или игра в прятки с психологом.

Приветствие и установление контакта. Разговоры, несложные развлечения для создания уютной и располагающей атмосферы.

Повторение правил. Психолог обращает внимание на правила поведения в игровой комнате. Не допускается причинение вреда себе, другим посетителям, специалистам и имуществу игровой комнаты.

Настройка на игру. Мальчик изучает обстановку в комнате и подбирает игрушки для игры.

Свободная (недирективная) игровая терапия. Ребенок взаимодействует с избранными игрушками, психолог ведет наблюдение, регистрируя выбор игрушек и игровые сценарии. По требованию игровая деятельность может переходить в структурированную, где психолог незаметно подталкивает к использованию определенных инструментов или сюжетов.

В ходе игры специалист обращается к ребенку вопросами, побуждающими к размышлению, оценивает его поступки и чувства нейтрально, формируя среду для самовыражения.

Уборка игрушек. Психолог совместно с ребёнком убирает игрушки и рассказывают о игре.

Рефлексия. Открытое и внимательное общение о сюжете игры, героях, их действиях, стремлениях. Обсуждение персонажей позволяет психологу помочь ребенку разобраться в себе.

Ритуал выхода. Повторяющиеся ритуалы прощания, такие как слова или действия. Примером может быть, когда ребёнку нужно пройти по обозначенной дорожке до двери и открыть её специальным словом-заклинанием.

Структурированность помогает установить границы для детей. Агрессивным и импульсивным детям она даёт возможность контролировать эмоции и поведение. Тревожным и замкнутым – ориентироваться в обстановке, снизить напряжение. Все дети смогут сконцентрироваться на занятии, а не на внутренних переживаниях.