
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Преподавание истории современным школьникам ежегодно становится всё труднее. Бывшие эффективные методы подходят лишь немногим ученикам: запоминание информации ухудшается, горизонты сужаются. Обсуждаем с педагогами, как применительно к информационному обществу педагогический подход к преподаванию истории в школе должен меняться.
Многие педагоги всё ещё считают, что дети стали хуже, потому что смартфоны и интернет вредят их развитию.
Прежде всего, это утверждение не соответствует действительности (хотя доступность информации, безусловно, повлияла на восприятие современных школьников). Во-вторых, даже если бы это было правдой, старые методы уже неэффективны – нам с этим придётся согласиться.
Галина Солдатова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Московского университета имени М.В. Ломоносова.
Категорически не согласна с теми, кто кричит о том, что дети глупеют от интернета, что ничего не могут запомнить и т. д. Сегодня доказано, что интернет меняет механизм запоминания. Память работает по-другому, и нам нужно знать как именно, чтобы понимать, как учить современных детей.
Сегодняшние учителя — другие. Им приходится постоянно пересматривать традиционные методы и находить решения для новых проблем. Эта ситуация особенно остро ощущается, когда ученики, привыкшие действовать по рефлексам и не анализируя информацию, сталкиваются с ЕГЭ.
Роман Пазин, преподаватель истории и обществознания:
Узнайте у детей о том, как проходит их учёба и как их учат. Вы обнаружите, что в начальной школе почти по всем предметам полный провал. Там нет ни традиционной, ни инновационной методики. Абсолютно ничего нет. Только перегруз учителей, зажатых в нелепые требования, которые имитируют образовательный процесс не меньше, чем ученики.
Неэффективность современной системы образования порождает у учащихся негативное отношение к обучению. Неспособность преподавателя передать знания студентам очевидна не только ему самому, но и детям.
Ольга Донская, учитель истории:
Проблема не в том, что дети в этом формате не смогут усвоить историко-культурный стандарт. Серьёзнее то, что беспомощность порождает отвращение. Родители массово обращаются с просьбой не обучать, а сделать так, чтобы ребёнок полюбил предмет или хотя бы перестал его ненавидеть.
Учителя полагают, что решить проблему нужно комплексным подходом, начиная с начальной школы. В идеале следует пересмотреть программу и государственные стандарты преподавания предмета.
Ульяна Смекалина, учитель истории:
Нужно подходить к решению комплексно, оптимизируя программу.
Изменения произойдут только при активном участии профессионалов.
Энвер Абдулаев, преподаватель истории, ответственный секретарь журнала «Преподавание истории в школе».
Профессионалы полагают, что решение проблемы лежит не в ожиданиях помощи со стороны государства и образовательных учреждений. Как обычно в нашей стране, спастись необходимо собственными силами.
Системно-деятельностный подход – реальное решение проблемы. Он предполагает баланс времени: объяснения и самостоятельной ученической деятельности. В эпоху доступной информации задача учителя не в передаче ее ученикам (ведь ее можно найти в интернете). Анализ, поиск связей и логических несоответствий, умение задавать вопросы и подвергать сомнению высказывания авторитетов – главная ценность уроков истории. И то, что поможет детям полюбить этот предмет.