Фото: img.freepik.com

Картинка: Pixabay / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Просветитель и публицист, автор Telegram-канала «Учимся учить иначеСветлана Моторина рассказывает историю подписчицы, которая в девяностых познакомилась с учителем, повлиявшим на её жизнь.

Первая встреча

В 1997 году я начала учебу в первом классе школы №10 города Марганца, Днепропетровской области. Первой учительницей была Яковенко Елена Владимировна.

С самого первого дня всё могло сложиться иначе. В школе была принята форма: бордовые пиджаки и тёмные юбки или брюки. Моя мама заранее попросила тетю привезти форму из-за границы, полагая, что качество будет лучше. К 1 сентября я получила эту форму. И… ужас! Она ярко-зелёного цвета. Я спросила маму: «Как же я пойду? Все будут в бордовом, а я в таком зелёном…» Мама ответила, что денег нет и придётся надевать то, что есть.

Тот же изумрудный пиджак, что и раньше было во мне на занятиях.

На первой линейке передо мной простиралось море бордовых оттенков, а я выделялась изумрудным цветом. К нам подошла учительница. Удивительно: у неё был костюм изумрудно-зелёного цвета. Когда нас вели в класс, я спряталась в уголок — так мне было не по себе.

Когда Елена Владимировна подошла, улыбнулась и произнесла: «Даша, замечательно, что сегодня не одна в зелёном пиджаке. Так волновалась, что буду единственной. Теперь с тобой вместе».

Не знаю, как она догадалась, что я пришла в зеленом не из-за хулиганства или безразличия родителей, а из-за безысходности. Наверное, по выражению лица мне это было заметно. Дети на меня смотрели с недоумением: почему все одеты одинаково, а я в зелёном. Она тонко уловила мою ситуацию и шуткой поддержала. Я сразу успокоилась. Как же важно было для меня в тот момент!

Два года я ходила в такой одежде. Позже учительница поговорила с моей мамой, выяснив причину. Школа пошла на встречу, так как денег тогда не хватало никому.

Елена Владимировна в изумрудном пиджаке пришла в 4-й класс.

Педагогические принципы

Мы пять лет были вместе с Еленой Владимировной. В пятый класс средней школы она перешла вместе с нами. Класс был дружелюбным и тактильным. Мы постоянно обнимались с ней и друг с другом. Это был наш культурный код. Елена Владимировна была доброй, но требовательной. Она работала с нами мастерски, красиво.

Она никогда не акцентировала внимание на ошибках. Да, отмечала их, но больше выделяла правильные места специальной зелёной ручкой. Даже в плохой работе находила хотя бы одну красивую букву и подчёркивала её. Мы все старались и показывали друг другу количество зелёных пометок.

В её поведении также отмечались положительные черты. Как и в других классах, присутствовали мальчики, склонные к хулиганству во время перемены. Она переживала за них, но не подвергала критике.

Иногда энергия в классе разрасталась до неуправляемого состояния. Это естественно: в любой группе бывают дни радости и дни, когда каждый устал друг от друга. В такие периоды Елена Владимировна собирала родительские собрания, но вместе с детьми.

Сначала всегда говорили нам только хорошее. Потом добавляла, например: «Но вы знаете, вот это и вот это всё-таки небезопасно». Всё это слышали, и похвала действовала как сильный мотиватор. Хотелось стараться ещё больше и для этого соблюдать безопасность.

Елена Владимировна умело рассаживала нас так, чтобы мы могли учиться друг у друга. Например, я всегда была примерной ученицей, старательной. Когда рядом сажали болтливого мальчика, учитель произносил нужные слова, и я становилась для него примером. Он видел, что я слушаю внимательно, стараюсь, и начинал повторять за мной.

Елена Владимировна всегда старалась сплотить нас. Вела нас в походы, отправляла на все соревнования и конкурсы, которые только были в школе. Но не сам факт важности, а то, что она при этом говорила.

Она утверждала, что мы единый организм и можем действовать согласованно только при участии всех. Никто не должен быть исключен. Каждому она предоставляла задание. Даже если кто-то был непричастен к какой-либо деятельности, у него всегда была роль. Кто не выступает, тот помогает с декорациями. И никто не говорил: «Не хочу. Не буду».

Результатом этой постоянной, не всегда заметной работы стало то, что я ясно ощутила её влияние в трудную минуту.

Испытание сплоченности

Мои волосы всегда были длинными и красивыми, доходившие до колена. Это было моей гордостью. Девочки и мальчики часто мне говорили комплименты. Из-за кукольной внешности и длины волос меня часто приглашали на конкурсы красоты.

Родители подарили мне котёнка. Он оказался с лишаем, и когда мы поняли это, лишай уже перешёл на мою голову. Мне пришлось побрить голову. Три месяца я провела в больнице, а потом ещё некоторое время лечилась дома. Я много пропустила, но Елена Владимировна каждый день приходила ко мне и помогала догнать программу.

Я уверен, школа не обязала ее делать это. Она не брала за это денег, а у мамы их не было. Это была личная инициатива и убеждение, что любому ребенку нужно дать возможность не отстать от остальных. При этом у неё были двое своих детей.

Она знала, что у меня нет волос и как это меня беспокоит. Мама приобрела для меня берет, но я его терпеть не могла, он выглядел ужасно. В день начала учебы я вопила: «Как я смогу?».

Позже мама рассказала мне о том, что сделала Елена Владимировна. Сначала она собрала детей и объяснила им всё, что со мной. Ничего не придумала, всё сказала как есть, и тем самым вызвала сочувствие. Одноклассники были готовы к тому, что увидят. Потом она провела собрание с родителями, где присутствовала моя мама. На собрании она попросила всех следить за детьми, чтобы никто меня не обижал.

Запомнила первый день. Вошла в класс. Все побежали обниматься. Никто не старался посмотреть, что внутри, никто не просил снять и показать. Было очень тепло.

В беретике я пошла в столовую, стояла в очереди. Девочка постарше долго смотрела на меня, потом спросила: «А чё ты в берете?» Я молчала. Она сняла с меня берет и закричала на всю школу: «Так ты лысая?». Брезгливо швырнула мой берет. Растерялась, заплакала. Это был обеденный перерыв, много народа, все смотрели на эту сцену. Подбежал одноклассник. Поднял беретик, отдал мне и побежал за девочкой со словами: «Я её сейчас пну!». Ко мне подошли другие одноклассники, начали обнимать и поддерживать.

Самый яркий урок

Одна история запомнилась надолго. В пятом классе начался опасный возраст — проверяли границы. Двое одноклассников, девочка и мальчик, украли классный журнал. Боялись плохих отметок. По косвенным признакам догадались, кто это был и что случилось.

Елена Владимировна провела экскурсию по суду, где разбирали дело о воровстве юноши. Процесс проходил открыто и оставил яркий след в памяти присутствующих.

Всю дорогу она задавала нам вопросы: как нам, что мы об этом думаем. Нам было неудобно. Кто-то жалел его, предлагая парню шанс, кто-то считал, что это заслуженно. Экскурсия никого не оставила равнодушным.

Ранее мы считали подобные ситуации чем-то далеким и абстрактным. Однако после этого события все изменилось. Это стало самым ярким уроком от дорогого мне педагога.

Дети-виновники были вместе с нами, хотя мы об этом не подозревали. Реакцию мальчика я не помню. Девочка шла с опущенной головой, молчала всю дорогу и не участвовала в обсуждении. Мне кажется, она всё это переваривала и очень переживала.

В шестом классе появился новый руководитель класса. Но учителя, подобные Елене Владимировне, больше нет. Независимо от проблем, будь то школьные или личные, мы обращались к ней за советом.

Часто говорят, что всё исходит из семьи и закладывается только семьей. Да, многое, но точно не всё. Например, исключительно от Елены Владимировны я взяла в жизнь ценность честности. Тогда ведь семьи часто не участвовали в воспитании. Девяностые годы, нищета. Родители работали, многие были не в состоянии для целенаправленной воспитательной работы.

В детстве у нас был на шее ключ. Она ставила перед нами ситуации и спрашивала наше мнение. Разговоры на уроках не были о любви к родине, а о честности. Елену Владимировну очень уважали родители и мы её слушались. В чем-то мы ее уважали даже больше, чем родителей.