
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
В новой школе Лена столкнулась с насмешками и издевательствами со стороны одноклассников. Её портфель использовался как мяч в футболе, куртку топтали в раздевалке. Бывало так, что во время занятий она сидела одна из-за того, что рядом с ней не хотели садиться. Как травля сказывается на дальнейшей жизни? Рассказывают… ЛенаСпециалист, проходившая испытания на прочность с пятого по девятый класс, — практикующий семейный психолог, расстановщик, специалист в области травматерапии. Марина Ризванова.
«Она не человек»
Вспоминая школьные годы, Лена улыбается.
«Хорошо, что я не мальчик. Хоть не били».
В тринадцать лет не всегда удаётся насмехаться над теми, кто тебя оскорбляет, ведь ежедневно приходится терпеть их колкости.
Ее пример был особенным: новичок в классе с задатками типичного «ботаника», выделявшаяся уровнем дохода семьи, отсутствием отца и забавной внешностью. За четыре года накопилось немало эпизодов со слезами и скандалами. Лена по-прежнему перебирает некоторые из них в голове, не находя ответа, как совсем юные ребята могут быть такими жестокими.
Лена:
В гимназию я пошла из обычной школы, будучи отличницей. Родители и учителя настаивали на переходе, считая мой класс «неблагополучным». Мне он казался вполне хорошим: дружила со всеми, ребята меня любили, в том числе мальчики. Хотя уже тогда было понятно, что все хулиганы.
Я была обычной спокойной девочкой в очках, всегда выполняла задания, с удовольствием помогала списывать и играла в салочки во время перемены. Семья у меня была небогатой, я плохо одевалась, сладостей и пирожков мне не покупали. В начальной школе это не было проблемой.
Придя в гимназию — в очках, добрая и открытая, в зашитой кофте — я поняла, что друзей в новом классе не найду. Вместо этого меня ждут четыре года «холодного душа». Самое страшное — богатая фантазия подростков (смеется). Я никогда не знала, чего ждать: будут ли сегодня провожать меня до дома грязью и обидными прозвищами, или просто тихо-мирно испачкают мой свитер краской.
Комментарий психолога:
Травля — искажённое проявление групповой динамики, взаимодействий в группе. Это следствие взаимодействия учеников на начальных этапах общения: определяются роли, формируется лидерство, сторонники и оппозиция, ведётся борьба за власть и тому подобное. Дети могут утверждать: «Мы так играем». Жесткий аргумент: игра доставляет удовольствие всем. Нельзя позволить детям оправдываться в собственных глазах.
Лена:
В классе устроено соревнование: кто лучше меня ударит слюной. Представьте, как десяток человек по очереди плевались во мне. Потом я убежала домой, заперлась в комнате и плакала. Мне хотелось больше никогда не появляться в школе.
В школе однажды уборщица попыталась меня защитить. Она увидела подобную сцену и сказала: «Ребята, ну как же так можно с человеком?». Моя одноклассница засмеялась и ответила: «А она не человек». Потом все стали смеяться, эта шутка всем понравилась надолго. Каждый день мне говорили, кто я, если не человек.
Комментарий психолога:
Взрослые часто умалчивают о буллинге, говоря о детских разногласиях. Но это насилие, недопустимое явление. Призыв к жалости по отношению к жертве унизителен и бесполезен. Эффективнее привлечь внимание к агрессорам лозунгом «почувствуй, каково это» и обсудить ситуацию открыто, ярко, вызывая живые чувства. Важно поддерживать ребенка, беседовать с ним о возможных выходах из положения и тех, кто может его защитить.
«Я достигла дна, и стало все равно»
Лена:
Теперь я говорю об этом без боли. Проработал эту тему самостоятельно и с помощью психологов. Тогда казалось, что жизнь закончена и если таковая продолжается в таком виде, то не хочется её продолжать. Были мысли о самоубийстве…
Я не просила изменить учебное заведение, поскольку считала, что всё будет также и в другом месте. Мама пыталась вмешаться: разговаривала с преподавателями, с одноклассниками, с их родителями. Однако становилось лишь хуже, по-моему.
Комментарий психолога:
Родители пострадавшего от буллинга реагируют на ситуацию по-разному: кто-то готов сразу же отомстить школе, а кто-то упрекает подростка в слабом характере и причиняет ему ещё боль. Важно, чтобы родители сформировали конструктивное и комплексное отношение к случившемуся: у моего ребёнка проблемы, и я постараюсь сделать всё возможное, чтобы ему помочь. Можно обратиться к школьному психологу, классному руководителю или социальному педагогу с предложением совместных действий: организовать комиссию согласия, пригласить сторонних медиаторов, представителей социальных организаций, например, Журавлик».
Лена:
Достигнув дна, мне стало все равно. Опять пришли меня травить, а я так наорала на эту заводилу. Первый раз ответила! И сразу очень жестко. Все были в шоке. Не могу сказать, что больше никто не трогал, но обороты сбавили, и стали побаиваться.
Комментарий психолога:
Срыв Лены продемонстрировал корректную смену стратегии. В каждом человеке присутствуют границы, субличности: возможно быть и жертвой, и агрессором. Лена сорвалась и изменила роль. Получив опыт насилия по отношению к себе, научилась проявлять его в отношении других. Но это опасный путь: часто дети, которых травят, взрослеют и становятся едва ли не садистами.
Лена:
Я помню, психолог, к которой меня привела мама, когда я уже совсем погрузилась в пустоту: ничего не хотелось, ничто не приносило радости. Она говорила много всего, но одна фраза осталась с нами навсегда. В какой-то момент она забыла, что я ее пациентка, забыла, что мне 13 лет, и сказала как самой подруге:
Леночка, скоро ты покинешь то место. Больше не увидишь этих людей, и всё это станет бесполезным для тебя.
Не знаю почему, но это подействовало как удар. С этого дня я действительно стала думать, что важна только я, моя жизнь, мое будущее, а все эти люди как бы тени. Вскоре я ушла в колледж. Там уже все были нормальные. Я была даже какой-то «звездочкой», знала много. Началась нормальная студенческая жизнь.
Комментарий психолога:
Даже если родители выберут перевод ребенка в другую школу, перед этим нужно обратиться к психологу, чтобы подобная проблема не повторилась. Посещение психолога для преодоления перенесенного стресса на начальной стадии позволит избежать серьезных трудностей во взрослом возрасте.
Закалка или сломанная жизнь?
Лене тридцать лет, она руководитель в IT. Жестоких одноклассников вспоминает с благодарностью, говоря, что несколько лет ада закалили ее характер. Пару лет назад встретила главную заводилу обидчиков в очереди в магазине в районе своего детства. Бывшая одноклассница была рада повидаться и даже почти попросила прощения.
«Лен, ну дураки были. Не со зла же!»
Лена:
Я считаю, что для них это было развлечением, игрой. Как поход в кино или на аттракционы. Просто аттракционом была я. Хорошо, что всё хорошо закончилось, даже пошло на пользу. Но таких, как я, мне кажется, меньшинство.
На вопрос о том, как бы сложилась ее жизнь без школьной травли, Лена разводит руками.
Лена:
Не знаю. Возможно, всё было бы также. Если честно, думаю, была бы мягче. Сейчас радикально реагирую на некоторые вещи. Можно было бы промолчать, а меня тянет ответить, постоять за себя, как будто кому-то мщу. Думаю, отголоски 13-летней Лены. Осталась закрытым человеком, друзей завожу тяжело, никого близко не подпускаю. Еще бы сильно сэкономила на психотерапии (смеётся). Ни о чём не жалею уже, потому что — а смысл? Но честно говоря, прекрасно пережила бы без этих четырёх лет.
Комментарий психолога:
У школьника, подвергавшегося травле, неизбежна травма, вопрос в том, какая защитная стратегия сложится на ее основе. Возможно, он станет еще более замкнутым и бояться внешнего мира, или же начнет мстить всем подряд.
Лучше всего, если ему окажут помощь, защиту и научат противостоять агрессии. Когда подросток в такой ситуации чувствует поддержку, он становится сильнее.
Возможно, Лене, как и некоторым подросткам, поможет осознание того, что одноклассники когда-то исчезнут с горизонта, а взрослая жизнь всё расставит по своим местам. Как у многих известных людей, которые тоже проходили через травлю в школе, но сейчас в их красоте, таланте и успехе уже никто не сомневается. Однако это случится очень нескоро, лет через десять-пятнадцать. А пока каждый день в школе для кого-то — битва за выживание. Педагогам, психологам и родителям стоит объединиться для того, чтобы остановить насилие. Потому что, какими терминами ни жонглируй, всё равно это именно оно.
Материалы по теме:
- О проблеме насилия и самоубийств среди учащихся в российских школах предпочитают не говорить.
- «Хватит!» Ребенок и мысли о самоубийстве.
- Безопасность детей в интернете: как оградить ребёнка от киберпреследования?
- Депрессия у подростков: проявления, факторы риска, терапия