
Содержание:
- Что такое функциональная грамотность
- Какими навыками, которые можно применять в работе с информацией, занимаются на уроках информатики?
- Как сделать обучение практическим
- Какие тесты ОГЭ и ЕГЭ по информатике оценивают функциональную грамотность?
- Проектная работа способствует развитию функциональной грамотности.
- Советы учителям
Дети каждый день используют технологии, но не всегда понимают, как использовать их для блага. Уроки информатики способствуют овладению гаджетами и развитию навыков: защиты персональных данных, анализа информации и программирования.
Эти навыки входят в функциональную грамотность, необходимую для применения знаний в жизни. Владислав Гребенюк, учитель и участник «Кадрового резерва» Яндекс Учебника, рассказал Педсовету о значимости IT-навыков и их развитии на уроках информатики.
Что такое функциональная грамотность
Функциональное владение языком состоит из нескольких составляющих.
- Способность к обработке и анализу информации.
- мыслить критически;
- Использовать цифровые инструменты и технологии эффективно.
- излагать мысли и аргументировать.
Без этих навыков ребенку сложно ориентироваться в современном мире. Традиционные предметы не всегда учат решать реальные задачи. Например, школьники часто не понимают зачем знать синусы и как их применять в реальной жизни. Если не привязать темы к практике, они кажутся абстрактными.
Базовые знания способствуют развитию у детей более сложных навыков. Школьники, обучаясь алгоритмам или работе с данными, применяют полученные знания сначала в учебных целях, а затем — в реальной жизни.
Каковы функциональные навыки, развиваемые на уроках информатики?
В процессе работы Владислав выявил ряд важных навыков, способствующих совершенствованию преподавания информатики.
Цифровая безопасность. Дети изучают создание надёжных паролей, работу с электронной почтой и защиту данных. Учителя стремятся воспитать у школьников привычку соблюдать цифровую безопасность. На уроках преподаватели могут продемонстрировать реальные примеры атак: учащиеся анализируют фишинговые письма или разрабатывают способы защиты личных данных в соцсетях. Это поможет им избежать опасности во взрослой жизни.
Мои ученики не попадаются на уловки мошенников.
Ребята знают, что при звонке с просьбой о личных данных, нужно оставаться спокойными и ничего не говорить. Вместо этого дети кладут трубку и связываются с классным руководителем или администратором через социальные сети.
На уроках информатики ученики активно взаимодействуют с платформами mos.ru и «Московская электронная школа», осваивают IT-лаборатории. В этих лабораториях тоже соблюдают правила: при работе с чужим компьютером всегда очищают кеш и отмечают, что заходят не со своего устройства. Такие действия помогают сформировать полезные привычки, которые пригодятся в жизни.
Финансовая грамотность, Или умение работать с Excel. Данный инструмент решает множество задач: например, выполняет математические расчеты и управляет личными финансами. Многие выпускники используют Excel для планирования бюджета и ведения учета расходов. Чтобы углубиться в тему, ребята осваивают Python и разрабатывают алгоритмы, помогающие спрогнозировать доходность банковских вкладов и подобрать выгодные условия.
Навыки выступлений и презентации. Для многих школьников первый выход на публику — серьезный стресс, но со временем ситуация меняется: чем больше практики, тем увереннее дети чувствуют себя перед аудиторией.
Дети начинают понимать, какие вопросы им могут задать, учатся формулировать мысли и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
В восьмом классе ученики изучают PowerPoint и LibreOffice, создавая презентации, которые привлекательны визуально и понятны для восприятия. В десятом — используют более продвинутые инструменты, например, Prezi.
Как сделать обучение практическим
Для практического применения знаний учащимся необходимо ставить задачи из реальности.
- Вместо абстрактных задач по Excel Рассчитать расходы на продукты питания и сформировать семейный бюджет.
- Вместо теоретического изучения киберугроз — выявлять поддельные интернет-магазины или обнаруживать признаки обмана в электронных сообщениях.
- Вместо сухой теории по программированию — создать собственный чат-бот.
Визуализация помогает ученикам разобраться и запомнить материал, поскольку около 90% информации люди получают визуально. Слушать объяснения и воспринимать информацию в виде графиков и таблиц — разные вещи. Кроме того, сухая теория без наглядных примеров редко привлекает школьников.
Педагоги могут объяснить модели RGB и CMYK при знакомстве учеников с кодированием графической информации. Например, рассказать о цветовом представлении на смартфонах учеников и перевести цвета в двоичный формат. Для этого можно нарисовать на доске структуру пикселя и продемонстрировать формирование изображения на экране.
Какие задачи на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по информатике оценивают умение применять знания?
В некоторых экзаменационных заданиях проверка знаний сочетается с обучением учащихся работе с данными, текстовому анализу и алгоритмизации.
14-е задание ОГЭ Работа в Excel связана с обработкой массива данных: около тысячи строк с информацией о погодных условиях или результатах экзаменов.
Анализируя данные, учащиеся усваивают навыки обработки информации, важные для работы с таблицами и базами данных.
В 10-м задании ЕГЭ Ученики изучают тексты, определяя число слов или выделяя слова по начальной букве. Такая деятельность развивает внимательность и способность организовывать информацию.
В 24-м задании ЕГЭ В процессе анализа объемных текстовых файлов школьники находят указанные последовательности, что помогает им усваивать навык извлечения необходимых данных из больших объёмов информации.
Школьники, решая задачи с исполнителями в Яндекс Учебнике, учатся строить алгоритмы и видеть логику в этом процессе. Поскольку одна задача разрешается определенным способом, аналогичные задачи можно решить по тому же принципу. Такой подход формирует алгоритмическое мышление и создает основу для дальнейшего изучения программирования.
В седьмом классе учащиеся знакомятся с инструментами программирования «КуМИР». Несмотря на то что инструмент не рассчитан на сложные задачи профильных классов, прекрасно подходит для работы по школьной программе.
Проектная работа способствует формированию практических навыков.
Проектная работа развивает навыки: учащиеся работают в коллективе, планируют задания и организуют время. Планирование зачастую оказывается проблемным моментом. Порой не учитывается объем работы и реальные сроки. Однако столкнувшись с дефицитом времени и просрочкой сроков, понимают важность тайм-менеджмента.
Во время обучения студенты допустили ошибку, изготовив больше деталей, чем требовалось из-за неверного расчета ресурсов. Важно помнить, что ресурсы имеют ограничения, а в проектах необходим поиск доступных и бюджетных решений.
Проект умной теплицы — автоматизированная система для выращивания сельскохозяйственных культур дома. Одна ножка конструкции печаталась на 3D-принтере около пяти часов. Вместо восьми деталей ученики напечатали тринадцать, что существенно увеличило время работы.
Не уче taking количества необходимых деталей привело к печати лишних экземпляров.
Это наглядно продемонстрировало важность планирования ресурсов. Такие ошбки учат формулировать цели, правильно рассчитывать потребности проекта и составлять пошаговый план работы.
Работая над проектами, школьники изучают не только информатику, но и другие предметы, развивающие междисциплинарную функциональную грамотность — умение применять знания из различных областей для решения практических задач.
Практичное применение проекта мотивирует учащихся и помогает увидеть результаты их работы.
Наш проект — умный аквариум. Ученик столкнулся с задачей: как ухаживать за рыбами в отсутствие владельца, и мы разработали автоматизированную систему. Система должна кормить рыб по графику, обеспечивать циркуляцию воды и кислорода, поддерживать температуру, очищать воду и передавать информацию на смартфон.
Решения построены на принципах Интернета вещей. Проект реализован с помощью микрокомпьютеров Raspberry Pi и Arduino. Взаимодействие этих устройств позволило автоматизировать процесс кормления рыб и выводить видеоизображение для наблюдения за аквариумом в режиме реального времени.
В школах учат основам программирования, но более глубокие занятия проводятся в профильных классах. Там дети изучают введение в IT-специальности: работу с микроконтроллерами, инженерную графику и 3D-моделирование. Также осваивают углубленный курс информатики и программирования, где знакомятся с разными языками. Это позволяет школьникам применять технологии на практике и реализовывать сложные проекты.
В школе полученные навыки могут быть востребованы в дальнейшем. Ребята, освоившие разработку ПО, могут начать зарабатывать, накапливать средства на обучение или трудоустроиться в желаемую компанию, имея сильное портфолио.
Руководство для педагогов по развитию цифровых компетенций учащихся с помощью практики
IT-знания учащают школьников не только техническими умениями, но и способностью решать практические задачи.
- Используйте примеры из жизни. Чем больше в обучении реальных кейсов, тем лучше усваивается материал. Важно показывать, где и как знания пригодятся в будущем. Например, учитель, объясняя алгоритмы, может предложить ученикам создать программу для автоматического распределения учебных заданий по дням недели с учетом дедлайнов и свободного времени.
- Развивайте логическое мышление. С малых лет можно давать ребёнку задания для развития логики: ментальную математику, робототехнику или программирование. Это позволяет сразу применять полученные знания и устанавливать связи между различными дисциплинами.
- Показывайте ценность знаний. Преподавателям не всегда просто донести до учеников необходимость функциональной грамотности. Их задача — не только давать знания, но и помогать школьникам осознать, как полученные сведения влияют на будущее. Например, при объяснении основ кибербезопасности учитель может привести реальные примеры последствий взлома аккаунтов. Так ученики поймут важность защиты личных данных.
Функциональная грамотность развивается тогда, когда знания применяются в реальных ситуациях.