Фото: img.freepik.com

Картинки: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Евгений Пепеляев, воспитатель детского сада «Школа рыцарей и принцесс» и победитель конкурса «Воспитатель года России—2019», рассказывает о том, как выпускник физфака бросил работу, переучился на монтессори-педагога и нашел свое призвание в детском саду.

Жизнь до детского сада

Прежде чем перейти к новой профессии, трудился администратором интернет-магазина. Задачи были простыми: добавлять товары в базу данных, формировать заказы, общаться по телефону с клиентами и контролировать курьеров. Однако спустя два года осознал, что такое занятие не ведет ни к чему. Желание было всё больше расти – реализовать творческий потенциал, чтобы работа имела значение. И вот в апреле 2012 года уволился, начав поиски себя.

Через несколько месяцев я увидел вакансию специалиста по работе с детьми. Предложение заинтересовало меня, хотя я даже не собирался откликаться. Я рассказал об этом родственнику, который знаком с многими людьми в «дошколках». Он познакомил меня с руководителем детского сада, где я сейчас работаю. Сначала я относился к этой идее скептически. Но всё-таки пошел на собеседование.

В детстве садик мне совсем не нравился: воспитатели казались непонимающими, а один мальчик постоянно толкался и дрался. Я подумал, что смог бы всё изменить в той группе, где буду работать. У меня было очень много энтузиазма, фантазий о том, как я смогу и научу — общем, розовые очки.

Учеба

Я получил базовое образование по радиофизике и электронике на физико-математическом факультете.

Для работы воспитателем прошла профессиональную переподготовку и курс Монтессори-педагогики, так как детский сад функционирует по этой программе.

Обучение длилось около полугода, но я мало что из него помню: курсы были обычными. Летом прошли курсы по Монтессори-педагогике, которые продлились два месяца и запомнились мне очень хорошо. Благодаря степени погружения в предмет и практикоориентированности, а также самой философии этой системы, вниманию к ребенку и спокойному отношению к ошибкам.

Первые сложности

Во время прохождения стажировки в будущем детском саду я ознакомился с работой воспитателя и посчитал свои знания и умения достаточными для решения любых проблем. Однако с первого же дня всё сложилось иначе.

Я трудился во вторую смену, и в пять часов вечера младший воспитатель ушла домой — рабочий день её закончился. Мной остались дети одни, и тут мне стало очень страшно. Я переживал, что могут пораниться, подраться, будут плакать. Еще полтора года назад, если ребенок плакал, приходя в детский сад, мне казалось, что я — плохой воспитатель, раз он не хочет приходить ко мне в группу.

Мне было труднее всего в тихий час — именно тогда нужно проявлять силу воли и настаивать на соблюдении порядка. Сначала у меня ничего не получалось. Приходила воспитательница из средней группы, успокаивала детей и сидела с ними, потому что шум был такой, что группа через стенку не могла спать. Это был полный провал.

Первые победы

Опыт работы в детском саду научил меня преодолевать трудности. Первые месяцы и даже годы показали, что представление, которое я создал у себя, не соответствует действительности. Для достижения идеала, о котором мечтал, необходимо очень много трудиться: читать, пробовать, обращаться за помощью.

Успехи радовали меня даже в мелочах. Хорошо помню первый раз, когда удалось разрешить спор между детьми. Один из них хотел поиграть машинкой, другой подошёл ко мне и сказал, что тот уже играл с ней раньше. Сначала я растерялся, а потом предложил им играть вместе — и они сразу согласились. Я гордился собой!

Евгений Пепеляев, снимок из личного архива.

Были ещё провалы. Например, в какой-то момент я накричал на мальчика и всю ночь не спал: ворочался, волновался. На следующее утро мальчик пришёл как ни в чем не бывало, но я всё же извинился перед ним.

С течением времени сложностей становилось все меньше. Через восемь лет я осознаю, что многие действия совершаю неосознанно. Например, машинально подсчитываю детей на прогулке, по выражению лица могу определить настроение ребенка и как с ним поступить. За три секунды до конфликта вижу его начало и предотвращаю.

Что мне дала новая работа

Работая с детьми, я понял главное: по-настоящему взрослый человек может стать опорой для ребенка. Дети проводят много времени в саду, воспитатель для них значим. Для них это возможность увидеть еще одну модель поведения взрослого человека. Хочется быть примером — человеком, на которого можно равняться, который растет и становится лучше каждый день.

Педагогика постоянно развивается и совершенствуется. Некоторым трудностям удалось преодолеть, но новые появились. Воспитателю необходимо уделять внимание множеству деталей: одному ребенку нужны теплые носки, другому – шарф, особенным образом завязанный. Кто-то не пьет молоко, кто-то – сладкое и так далее. Существует образовательная программа, а также сверхзадачи и ценности, которые воспитатель стремится реализовать в своей работе. Поэтому работа воспитателя многогранна.

Материалы по теме:

  • Мой путь от специалиста по маркетингу до учителя оказался неожиданным, но ни разу не вызвал сожалений.