Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Анна Константинова, учитель биологии из ГАПОУ МО КМК (Мурманская область), рассказывает о своём профессиональном пути и мнениях о работе.

От мечты к реальности

В школе мечтала стать стоматологом, усиленно изучала биологию и химию. С последней были сложности, поэтому в день сдачи ЕГЭ просто не пошла: знала, что не наберу необходимый балл, а портить сертификат не хотелось.

Из-за этого круг специальностей значительно сократился. С результатами трех экзаменов (два обязательных и биология) поступила в ПетрГУ на биолога. Учиться очень нравилось, так как специальность была тесно связана с медициной. После вуза собиралась работать в клинико-диагностическую лабораторию, где проходила преддипломную практику, но на 4 курсе у нас появился предмет «Методика преподавания биологии». И вот тут резко пересмотрела свои планы на жизнь: решила стать педагогом.

Первые трудности

Получив диплом о высшем образовании, я заняла должность учителя химии в школе. Не имея педагогического образования, мне предстояло его получить. В процессе обучения возникли первые сложности.

Удастся ли совмещать учебу и работу? Как разделить время? А как проводить урок? Что сказать? Как всех запомнить? Как поступят дети? Ведь я сама напоминаю школьницу. Примут ли меня? Слушаться будут?

Нужно подготовиться к следующему уроку, проверить работы и после этого ещё сесть за собственную учебу, читать лекции, выполнять домашние задания.

Первый урок состоялся в субботу. Хорошо, что он был первым по расписанию — дети были полны энергии. Я вошла в класс, колени тряслись, но на удивление все прошло хорошо. Я рассказала о своих требованиях, провела урок, объяснила новую тему и была приятно удивлена тем, что всё поняли.

Главным моим страхом было то, что дети, вернувшись домой или придя на следующий урок, скажут, что ничего не понятно. Прежде чем меня пригласили, преподавал другой учитель, и ученики уже привыкли к его требованиям и способу подачи материала.
К тому же предыдущий педагог обладал большим опытом как в преподавании, так и в науке, а я работала не по специальности и не имела педагогического опыта.

Повышался уровень сложности, учеба давила, возникли трудности на работе. Началась пора отчетности, выставления четвертных оценок. С оценками за экзамены всё понятно, но как оценивать домашние задания? Как оценивать устный ответ на уроке? Ведь педагогического образования нет! Оно в процессе! Здесь начинается самое интересное: «Почему мне 3, а ему 4?», «Ну задайте мне еще 200 вопросов, я отвечу», «К доске не пойду!».

Настал черед писать программы. Но как это делается? Никто не обучал меня этому! В инструкциях только путаные термины.

С этим задачей мне удалось разобраться: коллеги оказывали помощь, кто-то посоветовал полезные книги, а некоторые проводили со мной весь вечер, разъясняя, как, куда и что вводить.

Ошибки начинающего педагога

Главнейшая ошибка преподавателя – пренебрежение формальностью в отношениях с учениками.

Дети подражают педагогам. Каждый педагог стремится быть для учеников лучшим, чтобы о нём хорошо отзывались, чтобы не боялись ходить на урок. Именно здесь рождается ошибка. Пожалел раз, не поставил двойку за домашнее задание — пожалеешь и второй раз, а потом третий, четвертый, пятый, и ребенок уже привык к попустительству. Не поругал за плохое поведение — значит, так можно делать, а потом дисциплина отсутствует совсем.

Ошибочным является выделение «любимчиков». Один ребенок все делает правильно, а другой допускает ошибки или вообще ничего не выполняет. Любить одного, а другого нет — недопустимо. Нужно относиться ко всем одинаково и выяснить причину проблем с предметом у каждого ребенка: может дома мешают заниматься, или же тяга к другой науке, где ребенок «ас»? Так можно за счет межпредметной и метапредметной методики заинтересовать его вашим предметом!

Сменила работу, а профессию оставила

В какой-то момент я решила покинуть школу. Получив диплом педагога, взвесила все за и против и поняла, что химия не для меня. Могу преподавать, люблю это, не боюсь публики, умею проводить доступные уроки в любом классе, но только не по химии — к ней душа не лежит. Ушла в медицинский колледж, сейчас преподаю анатомию и биологию. Эти науки мне очень близки, ведь именно их изучала в университете.

Здесь трудности работы больше, чем в школе, но к этому можно привыкнуть. С чем я столкнулась вначале, сейчас не проблема.

Первый урок прошел успешно: студенты — более взрослый контингент учащихся, да и не случайно я упомянула «медицинский колледж»: туда учиться пойдет не каждый человек, должен быть интерес к профессии и большая ответственность, ведь на кону жизнь людей. Как мы будем учить, так потом нас же будут лечить!

Учитель — это призвание

Профессия мне по душе. Учительская деятельность приносит радость: нравится делиться знаниями. Первокурсники приходят неопытными, а выпускники – квалифицированными специалистами! Позитивно то, что труды ценят и коллеги, работающие с этими же студентами на старших курсах, и работодатели. Удовлетворена тем, что получаю такое же вовлечение от учеников, как и отдаю им на занятиях.

На вопрос «Учитель — это призвание, или профессии можно научиться?» отвечу: да, это призвание! Учить детей нужно от всего сердца! Можно получить педагогическое образование, но не всегда это помогает стать хорошим учителем, понять ребенка и найти с ним общий язык.

Мне кажется, молодому поколению легче освоиться в профессии «учитель», потому что молодые люди лучше владеют информационными технологиями, обладают силами и энергией для развития детей и самих себя.

В заключение: если желаете видеть результаты своей работы, стремиться к саморазвитию и обучению новому, а затем делиться этим с другими, то педагогика — для вас.