
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Татьяна Шопенская, эксперт и член комиссии по созданию тестовых заданий по биологии, делится информацией о изменениях и даёт советы по подготовке к экзамену.
Основные изменения
Увеличено количество заданий — с 28 до 29
Хотя число заданий возросло, количество первоначальных баллов сохранилось неизменным.
Увеличено количество заданий с рисунком
Выполните задания под номерами 1, 5-6, 9-10, 13-14 и 25. Некоторые задания могут содержать изображения вместо текста.
Скриншот задания 5 из демоверсии ЕГЭ по биологии-2023
Рисунок представляет собой объект или событие. Это задание предполагает разбор изображения: описание того, что нарисовано, и возможная расшифровка деталей.
В заданиях 26 и 27 присутствуют рисунки, однако в этих случаях рисунок не является предметом анализа или оценки, а служит лишь иллюстрацией, дополнением.
В третью строку внесены задания по новым разделам.
Представлены задания по экологии и физиологии человека. Могут присутствовать задачи по расчету массы ДНК в различные периоды деления клеток, определению энергии на разных трофических уровнях с учётом правила Линдемана (10 процентов) и вычислению различных физиологических показателей человека.
В части 1 добавлены два содержательных модуля
Это «Система и разнообразие живого мира» и «Человек и его здоровье».
Каждый модуль включает два задания, первые два связаны с одним изображением объекта.
В первый этап нужно найти ответ на картинке (1 балл), во второй — установить соответствие (2 балла), в третий — выбрать три ответа (2 балла), в четвертый — указать порядок событий (2 балла).
Из второй части исключены задания на проверку верности утверждений.
Это двадцать четтое задание по спецификации двадцать второго года. Такой шаг необходим для избежания увеличения количества задач во второй части.
В разделе два размещён модуль из двух упражнений.
Это задачи 23 по методике биологического эксперимента и 24 по выводам и прогнозам на основе результатов.
Скриншот задания 23 и 24 из демоверсии ЕГЭ по биологии-2023
Прошлый год задачу по методологии эксперимента сформулировали как определение зависимой и независимой переменных в рамках данного эксперимента.
В качестве ответа на этот вопрос можно рассмотреть вопрос о нулевой гипотезе — предполагаемом, без дополнительных доказательств, утверждении об отсутствии связи между наблюдаемыми явлениями.
Чтобы сформулировать ее, ученик уже должен понимать, что в эксперименте изменяется само по себе, а что было задано экспериментатором.
Возможны задачи с использованием отрицательного контроля — экспериментального контроля, где исследуемый объект не испытывал воздействия эксперимента.
Формулируя ответ, сначала определите отрицательный контроль. Упомяните, что все параметры эксперимента, кроме изучаемого, остаются неизменными и поясните, почему это важно. Изменяйте только один параметр – независимую переменную.
В задании номер 27, прежнее 26, добавили вопросы по клеточной биологии и генетике.
Линия 27 открыта для вопросов по трем направлениям: эволюции, экологии и клеточным процессам. Задача по генетике сохранилась на линии 29 (прежняя позиция 28).
Как готовиться
Прорешать демоверсию
Демоверсия охватывает не все возможные темы и демонстрирует только стили заданий. В ней присутствуют повторяющиеся задания: для одной темы может быть несколько вариантов. Демоверсия – первый источник информации.
Обратить внимание на «Навигатор подготовки»
На сайте ФИПИ недавно появилось новое подразделение, где представлен файл с методическими рекомендациями для учеников по организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Также в навигаторе:
- Экзамен будет посвящен следующим темам.
- Перечень федеральных учебников для подготовки.
- По каждой теме имеются ссылки на видеоуроки Российской электронной школы.
- Ссылки на задания Открытого банка, доступные из каждого раздела.
Тренируйтесь решать эвристические задания
Эвристические задачи помещают человека в новое положение, предоставляя ему задачу, которая ранее не описывалась в учебниках.
Для решения эвристических задач требуется соединить знания из различных биологических дисциплин, некоторые из них межпредметные, а также понимание простейших физических и некоторых химических принципов.
Чтобы успешно их выполнять, нужно:
- Постигать обширные знания не только в области биологии, но и во всем мире естественных наук.
- Способность к анализу и формулированию заключений вместо предоставления готовых ответов.
Пользоваться актуальными источниками при подготовке
Учебники выпускают реже, чем совершаются научные открытия. Школьная программа не всегда успевает за новыми экспериментами. Рекомендуем использовать учебники последних лет — 2018, 2019, 2020-го годов. В переизданиях появляются новые сведения, а устаревшая информация удаляется.
Вебинар Татьяны Шопенской доступен для просмотра целиком на платформе Рособрнадзора. здесь.