Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Отменят ли ОГЭ в 2025 году
  • Расписание ОГЭ в 2025
  • Предметы с изменениями и без изменений в КИМ
  • Как в 2025 году подготовиться к ОГЭ

Ежегодно в рамках ОГЭ происходят изменения, и 2025 год не стал исключением. В отдельных предметах скорректировали формулировки заданий, в других — саму структуру КИМ, а порой уточнили критерии оценивания.

Знание педагогами нововведений помогает эффективно подготавливать учеников к экзаменам по предметам. В статье обсуждаются изменения ОГЭ 2025, способы помощи школьникам успешно сдать экзамены и перспективы аттестации девятиклассников в текущем году.

Отменят ли ОГЭ в 2025 году

Вопрос об отмене ОГЭ волнует учащихся, родителей и педагогов. Ответ отрицательный: реальных оснований для такого решения нет. Формат ОГЭ в 2025 году останется прежним, хотя в отдельных регионах могут появиться изменения.

В девятом классе ученики проходят экзамены по четырем предметам: русскому языку, математике и двум на выбор. Выбор предметов чаще всего зависит от профиля класса. Такое испытание ждет всех выпускников средней школы, независимо от дальнейших планов — поступать в колледж или продолжить учёбу в 10–11 классах.

Депутаты предложили альтернативную систему: с 2025 года абитуриенты учреждений среднего профессионального образования в пилотных регионах смогут поступить, сдавая лишь экзамены по русскому языку и математике.

В этот перечень входят Москва, Санкт-Петербург, Республика Северная Осетия, Ростовская, Тюменская, Липецкая, Кемеровская и Саратовская области, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Камчатский край.

Пока законопроект На данный момент рассматривается предложение, принятие которого не гарантировано. В случае утверждения это может послужить началом реформы системы образования и понравиться ученикам, предпочитающим практические занятия.

Расписание ОГЭ в 2025

Главный государственный экзамен 2025 года состоится по традиции в три этапа: досрочный, основной и дополнительный.

Начало всех экзаменов, вне зависимости от даты, составляет 10:00 по местному времени.

Досрочный период

Основной период

Предмет

Даты

Предмет

Даты

Математика

22 апреля

Языки: английский, испанский, немецкий, французский.

21 и 22 мая

Русский язык

25 апреля

Биология, информатика, обществознание, химия

26 мая

Информатика, литература, обществознание, химия

29 апреля

География, история, физика, химия

29 мая

Биология, география, английский, испанский, немецкий, французский языки, история, физика.

6 мая

Математика

3 июня

География, информатика, обществознание

6 июня

Русский язык

9 июня

Биология, информатика, литература, физик

16 июня

Период продлится до таких дат:

  • 2 сентября — математика;
  • 5 сентября — русский язык;
  • 9 сентября — уроки по биологии, географии, истории и физике.
  • 12 сентября изучают иностранные языки: английский, испанский, немецкий, французский; информатику, литературу, обществознание и химию.

В каждом периоде предусмотрены резервные дни: в основном — 26–28 июня и 30 июня – 2 июля, в досрочном — 12–15 и 17 мая, в дополнительном — 17–19 и 22–23 сентября. Если совпали даты предметов по выбору или уважительная причина помешала ученику сдать экзамен вместе со всеми: например, болезнь или стихийное бедствие, то их можно использовать.

Предметы с изменениями и без изменений в КИМ

В 2025 году КИМ ОГЭ претерпел изменения во многих предметах. Таблица демонстрирует эту информацию.

Предметы с КИМ без изменений

Объекты с измененными формулировками заданий и системой оценки.

Предметы с измененной структурой и содержанием заданий по итоговой аттестации.

Математика,

география,

история

Русский язык,

литература,

Итоговое тестирование проводится по русскому языку, биологии, обществознанию и иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский).

Информатика,

химия,

физика

Проанализируем изменения ОГЭ по каждому предмету.

Русский язык

Изменения затронули задания 13.1, 13.2 и 13.3. Учащимся предлагается выбрать одну из трёх тем для написания сочинения-рассуждения. При этом учитываются следующие критерии:

  • Покажите пример, не разделяя его на иллюстрацию и аргумент.
  • Можно теперь поступать с усвоенным текстом по-разному: привести цитату, указать номер предложений или сделать краткий пересказ.
  • В задании 13.1 цитату из области лингвистики переформулировали в вопрос.
  • В задании 13.3 снят обязательный пункт с определением понятия. Теперь можно приводить только примеры из прочитанного текста. Примеры из жизни ограничены: нельзя использовать комиксы, аниме, мангу, фанфики, графические романы и компьютерные игры.
  • Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» сменил название на «Логичность речи», а описание критерия «Композиционная стройность» уточнили.
  • Оценка грамотности и фактической точности речи на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку теперь стандартизирована. Максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм» и ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм» увеличено с 2 до 3.
  • Как и при ЕГЭ, для проверки работы третьим экспертом нужно меньше разницы в оценках двух первоначальных — теперь достаточно 8 баллов вместо 10.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за весь проект, увеличилось с 33 до 37.

Итоговое собеседование по русскому языку

Изменения несущественны, главным образом затронув критерии оценивания.

  • Ученики будут отвечать на единые вопросы при выполнении монологического задания.
  • Максимальная оценка за беседу теперь составляет три балла.
  • Критерий «Богатство речи» исключен, как и в ЕГЭ, а повторные элементы теперь анализируются для оценки соблюдения речевых норм.
  • Критерий «Соблюдение фактологической точности» теперь называется «Фактическая точность речи», как и в ОГЭ и ЕГЭ.

Максимальная оценка по-прежнему составляет 20 баллов.

Литература

Система оценивания приравнялась к экзаменам ОГЭ по русскому языку и ЕГЭ по литературе.

  • При проверке заданий первой части критерий «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» оценивает общую сумму ошибок, не зависимо от их типа.
  • Критерий «Применение текстов произведений в сравнении для подтверждения аргументов» в задаче 4 теперь совпадает с соответствующими критериями сравнительных заданий ЕГЭ.
  • В критериях «Соблюдение орфографических норм» и «Соблюдение пунктуационных норм» для сочинения части 2 произошел сближение с ожиданиями Единого государственного экзамена по русскому языку.
  • Инструкции по экзаменационной работе и сочинению были уточнены.

Физика

В данном предмете уменьшено количество заданий и задач.

  • Число заданий сократилось до двадцати двух, вместо двадцати пяти.
  • Одна из качественных задач была преобразована в задачу с кратким ответом.
  • Убрали задания по распознаванию формул, исчезла одна линия задач по работе с схемами и таблицами.
  • Текст стал меньше по объему фактической информации.
  • В числе практических заданий предусмотрена одна комбинированная задача — № 22.
  • Задачи номер 20 и 21 отличаются сложностью и могут основываться на информации из любой темы: механики, термодинамики или электроmagnetismа.

Максимальное количество очков, которые можно было получить за выполнение всей работы, снизилось с 45 до 39.

Химия

Изменения затронули задание номер 23, где учащимся предстоит провести химический эксперимент. Также:

  • Всего осталось 23 задания, вместо первоначальных 24.
  • Модель задания 23 изменилась: требуется выполнить четыре опыта для распознавания веществ в двух пробирках с номерами и оформить результаты в таблицу. За выполнение этого задания можно получить 5 баллов, но техника проведения опытов не оценивается.
  • Из задания 21 удалили условие, требующее составления сокращенного ионного уравнения реакции. Теперь этот этап проверки выполняется в новом задании 23.

Максимальная оценка за выполнение всей работы снизилась с 40 до 38 баллов.

Биология

Из-за неизменности заданий подготовка к экзаменам возможна с использованием прошлых тренировочных вариантов.

Максимальную оценку за задание 3 понизили с двух до одной. Общая максимально возможная оценка за весь тест снизилась с сорока восьми до сорока семи.

Обществознание

Формат заданий и их количество — те же, что были на ОГЭ 2024.

Критерии выполнения заданий 5 и 12 уточнены. За полное выполнение первого можно получить 3 балла, а второго — 4. Каждая ошибка снижает полученную оценку.

Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский.

Формат КИМ не поменялся, но пересмотрели систему выставления оценок.

Критерии оценки в заданиях 35 (письменная часть) и 3 (устная часть) стали более точными. В задании 3 устной части раньше давали 2 балла за одну-две ошибки, теперь допустимо до трех недочетов. В задании 35 письменной части можно не раскрыть один аспект и другой раскрыть неполно, при этом получить 2 балла. Раньше за подобное ставили бы 1 балл.

Информатика

Задание 15 теперь соответствует заданию 15.1 из КИМ 2024 года, а задание 16 — заданию 15.2 того же издания. В результате общее количество заданий возросло с пятнадцати до шестнадцати, а в задании 15 выбор больше не предусмотрен.

За всю работу теперь можно получить максимум 21 балл, а не 19.

Как в 2025 году подготовиться к ОГЭ

Преподаватель может содействовать учащимся в освоении первого серьёзного жизненного опыта испытаний. Для достижения результата, который обрадует учащихся, родителей и работников учебного заведения, необходимо следовать следующим указаниям.

  • Изучить формат ЕГЭ по данному предмету, правила и критерии оценивания.
  • Готовить учеников, учитывая обновления ОГЭ с 2025 года.
  • Продумать систему разделения всего теоретического материала предмета на блоки.
  • подкреплять теорию практическими заданиями;
  • Часто проводить тестирования, контролировать развитие учащихся и изучать их оплошности.
  • обмениваться опытом с коллегами;
  • мотивировать и поддерживать школьников.

Эти советы применимы ко всяким экзаменам, так что их можно использовать для подготовки выпускников одиннадцатых классов к ЕГЭ.