
Содержание:
- Отменят ли ОГЭ в 2025 году
- Расписание ОГЭ в 2025
- Предметы с изменениями и без изменений в КИМ
- Как в 2025 году подготовиться к ОГЭ
Ежегодно в рамках ОГЭ происходят изменения, и 2025 год не стал исключением. В отдельных предметах скорректировали формулировки заданий, в других — саму структуру КИМ, а порой уточнили критерии оценивания.
Знание педагогами нововведений помогает эффективно подготавливать учеников к экзаменам по предметам. В статье обсуждаются изменения ОГЭ 2025, способы помощи школьникам успешно сдать экзамены и перспективы аттестации девятиклассников в текущем году.
Отменят ли ОГЭ в 2025 году
Вопрос об отмене ОГЭ волнует учащихся, родителей и педагогов. Ответ отрицательный: реальных оснований для такого решения нет. Формат ОГЭ в 2025 году останется прежним, хотя в отдельных регионах могут появиться изменения.
В девятом классе ученики проходят экзамены по четырем предметам: русскому языку, математике и двум на выбор. Выбор предметов чаще всего зависит от профиля класса. Такое испытание ждет всех выпускников средней школы, независимо от дальнейших планов — поступать в колледж или продолжить учёбу в 10–11 классах.
Депутаты предложили альтернативную систему: с 2025 года абитуриенты учреждений среднего профессионального образования в пилотных регионах смогут поступить, сдавая лишь экзамены по русскому языку и математике.
В этот перечень входят Москва, Санкт-Петербург, Республика Северная Осетия, Ростовская, Тюменская, Липецкая, Кемеровская и Саратовская области, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Камчатский край.
Пока законопроект На данный момент рассматривается предложение, принятие которого не гарантировано. В случае утверждения это может послужить началом реформы системы образования и понравиться ученикам, предпочитающим практические занятия.
Расписание ОГЭ в 2025
Главный государственный экзамен 2025 года состоится по традиции в три этапа: досрочный, основной и дополнительный.
Начало всех экзаменов, вне зависимости от даты, составляет 10:00 по местному времени.
Досрочный период |
Основной период |
||
Предмет |
Даты |
Предмет |
Даты |
Математика |
22 апреля |
Языки: английский, испанский, немецкий, французский. |
21 и 22 мая |
Русский язык |
25 апреля |
Биология, информатика, обществознание, химия |
26 мая |
Информатика, литература, обществознание, химия |
29 апреля |
География, история, физика, химия |
29 мая |
Биология, география, английский, испанский, немецкий, французский языки, история, физика. |
6 мая |
Математика |
3 июня |
География, информатика, обществознание |
6 июня |
||
Русский язык |
9 июня |
||
Биология, информатика, литература, физик |
16 июня |
Период продлится до таких дат:
- 2 сентября — математика;
- 5 сентября — русский язык;
- 9 сентября — уроки по биологии, географии, истории и физике.
- 12 сентября изучают иностранные языки: английский, испанский, немецкий, французский; информатику, литературу, обществознание и химию.
В каждом периоде предусмотрены резервные дни: в основном — 26–28 июня и 30 июня – 2 июля, в досрочном — 12–15 и 17 мая, в дополнительном — 17–19 и 22–23 сентября. Если совпали даты предметов по выбору или уважительная причина помешала ученику сдать экзамен вместе со всеми: например, болезнь или стихийное бедствие, то их можно использовать.
Предметы с изменениями и без изменений в КИМ
В 2025 году КИМ ОГЭ претерпел изменения во многих предметах. Таблица демонстрирует эту информацию.
Предметы с КИМ без изменений |
Объекты с измененными формулировками заданий и системой оценки. |
Предметы с измененной структурой и содержанием заданий по итоговой аттестации. |
Математика, география, история |
Русский язык, литература, Итоговое тестирование проводится по русскому языку, биологии, обществознанию и иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский). |
Информатика, химия, физика |
Проанализируем изменения ОГЭ по каждому предмету.
Русский язык
Изменения затронули задания 13.1, 13.2 и 13.3. Учащимся предлагается выбрать одну из трёх тем для написания сочинения-рассуждения. При этом учитываются следующие критерии:
- Покажите пример, не разделяя его на иллюстрацию и аргумент.
- Можно теперь поступать с усвоенным текстом по-разному: привести цитату, указать номер предложений или сделать краткий пересказ.
- В задании 13.1 цитату из области лингвистики переформулировали в вопрос.
- В задании 13.3 снят обязательный пункт с определением понятия. Теперь можно приводить только примеры из прочитанного текста. Примеры из жизни ограничены: нельзя использовать комиксы, аниме, мангу, фанфики, графические романы и компьютерные игры.
- Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» сменил название на «Логичность речи», а описание критерия «Композиционная стройность» уточнили.
- Оценка грамотности и фактической точности речи на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку теперь стандартизирована. Максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм» и ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм» увеличено с 2 до 3.
- Как и при ЕГЭ, для проверки работы третьим экспертом нужно меньше разницы в оценках двух первоначальных — теперь достаточно 8 баллов вместо 10.
Максимальное количество баллов, которое можно получить за весь проект, увеличилось с 33 до 37.
Итоговое собеседование по русскому языку
Изменения несущественны, главным образом затронув критерии оценивания.
- Ученики будут отвечать на единые вопросы при выполнении монологического задания.
- Максимальная оценка за беседу теперь составляет три балла.
- Критерий «Богатство речи» исключен, как и в ЕГЭ, а повторные элементы теперь анализируются для оценки соблюдения речевых норм.
- Критерий «Соблюдение фактологической точности» теперь называется «Фактическая точность речи», как и в ОГЭ и ЕГЭ.
Максимальная оценка по-прежнему составляет 20 баллов.
Литература
Система оценивания приравнялась к экзаменам ОГЭ по русскому языку и ЕГЭ по литературе.
- При проверке заданий первой части критерий «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» оценивает общую сумму ошибок, не зависимо от их типа.
- Критерий «Применение текстов произведений в сравнении для подтверждения аргументов» в задаче 4 теперь совпадает с соответствующими критериями сравнительных заданий ЕГЭ.
- В критериях «Соблюдение орфографических норм» и «Соблюдение пунктуационных норм» для сочинения части 2 произошел сближение с ожиданиями Единого государственного экзамена по русскому языку.
- Инструкции по экзаменационной работе и сочинению были уточнены.
Физика
В данном предмете уменьшено количество заданий и задач.
- Число заданий сократилось до двадцати двух, вместо двадцати пяти.
- Одна из качественных задач была преобразована в задачу с кратким ответом.
- Убрали задания по распознаванию формул, исчезла одна линия задач по работе с схемами и таблицами.
- Текст стал меньше по объему фактической информации.
- В числе практических заданий предусмотрена одна комбинированная задача — № 22.
- Задачи номер 20 и 21 отличаются сложностью и могут основываться на информации из любой темы: механики, термодинамики или электроmagnetismа.
Максимальное количество очков, которые можно было получить за выполнение всей работы, снизилось с 45 до 39.
Химия
Изменения затронули задание номер 23, где учащимся предстоит провести химический эксперимент. Также:
- Всего осталось 23 задания, вместо первоначальных 24.
- Модель задания 23 изменилась: требуется выполнить четыре опыта для распознавания веществ в двух пробирках с номерами и оформить результаты в таблицу. За выполнение этого задания можно получить 5 баллов, но техника проведения опытов не оценивается.
- Из задания 21 удалили условие, требующее составления сокращенного ионного уравнения реакции. Теперь этот этап проверки выполняется в новом задании 23.
Максимальная оценка за выполнение всей работы снизилась с 40 до 38 баллов.
Биология
Из-за неизменности заданий подготовка к экзаменам возможна с использованием прошлых тренировочных вариантов.
Максимальную оценку за задание 3 понизили с двух до одной. Общая максимально возможная оценка за весь тест снизилась с сорока восьми до сорока семи.
Обществознание
Формат заданий и их количество — те же, что были на ОГЭ 2024.
Критерии выполнения заданий 5 и 12 уточнены. За полное выполнение первого можно получить 3 балла, а второго — 4. Каждая ошибка снижает полученную оценку.
Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский.
Формат КИМ не поменялся, но пересмотрели систему выставления оценок.
Критерии оценки в заданиях 35 (письменная часть) и 3 (устная часть) стали более точными. В задании 3 устной части раньше давали 2 балла за одну-две ошибки, теперь допустимо до трех недочетов. В задании 35 письменной части можно не раскрыть один аспект и другой раскрыть неполно, при этом получить 2 балла. Раньше за подобное ставили бы 1 балл.
Информатика
Задание 15 теперь соответствует заданию 15.1 из КИМ 2024 года, а задание 16 — заданию 15.2 того же издания. В результате общее количество заданий возросло с пятнадцати до шестнадцати, а в задании 15 выбор больше не предусмотрен.
За всю работу теперь можно получить максимум 21 балл, а не 19.
Как в 2025 году подготовиться к ОГЭ
Преподаватель может содействовать учащимся в освоении первого серьёзного жизненного опыта испытаний. Для достижения результата, который обрадует учащихся, родителей и работников учебного заведения, необходимо следовать следующим указаниям.
- Изучить формат ЕГЭ по данному предмету, правила и критерии оценивания.
- Готовить учеников, учитывая обновления ОГЭ с 2025 года.
- Продумать систему разделения всего теоретического материала предмета на блоки.
- подкреплять теорию практическими заданиями;
- Часто проводить тестирования, контролировать развитие учащихся и изучать их оплошности.
- обмениваться опытом с коллегами;
- мотивировать и поддерживать школьников.
Эти советы применимы ко всяким экзаменам, так что их можно использовать для подготовки выпускников одиннадцатых классов к ЕГЭ.