
Картинки: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Недавно сообщество «Подслушано у учителей» провело опрос о ценностях, которые педагоги получали в детстве. Педагоги делились качествами характера и установками, привитыми им в юности, а также анализировали их влияние на личную и профессиональную жизнь. Самые интересные ответы представлены ниже.
Что помогает
Наталия:
Всему тому, чему учили в советском обществе, меня обучали. Мама дома внушала мне чувство собственного достоинства, утверждая, что я красива, умна и интересна.
Первую учительницу я очень благодарна за важный урок. На первом родительском собрании она сказала: «Никогда не обсуждайте учителей при детях в негативном ключе. Есть вопросы, претензии — приходите, поговорим». Я старалась следовать этому правилу, будучи мамой школьницы. И сейчас моя дочь и я с теплотой вспоминаем школу.
Ирина:
Внедрялась тяга к знаниям, эрудиция занимала первое место, умение защищать себя как словом, так и физической силой (что проявлялось в обороне других), абсолютная любовь к себе. Самодостаточность делит первое место с эрудицией — это наилучшее качество человека.
Оксана:
То, чему меня научили раньше, теперь трудно передать собственным детям.
Родители — глава семьи, а брат с мной — продолжение рода.
Без учебы, знаний и трудов в этой жизни ничего не удастся достичь.
Уважайте старших, независимо от того, заслуживают ли вы этого уважения. Если не согласны, молчите.
«Не позволяй себе заставлять других ожидать».
Ольга:
Отец утверждал: «Если выгоняют из двери — иди через окно, если из окна — найди трубу, но добивайся своего». Эта фраза оказалась полезной при взаимодействии с чиновниками. Любимой девизом было: «Единственная стопроцентная гарантия никогда не попасть в журнал «Сайнс» — это не отправить туда статью». Это также отлично мотивировало на решение сложных задач.
«Доносчику — первый кнут» — Максим Горький; выражение это хорошо подходило для семьи, где наказывали всех за жалобы.
Надежда:
«Если хочешь сделать хорошо, сделай это сам», «Что не делается, всё к лучшему», «Семеро одного не ждут» — самые любимые фразы отца.
Внушали уважать и ценить собственный и чужой труд, не оставлять мусора, созидать, а не разрушать. Не спорить со старшими, идти всегда к цели и не сдаваться. Уважать и помогать людям преклонного возраста, поддерживать друг друга в семье, семья — это те, кто принимает и любит при любых обстоятельствах. Знание — сила, всегда надо стремиться к развитию.
Влада:
Подчёркивали значимость честности с окружающими и с самим собой, приучали обдумывать действия и слова. Привили желание помогать нуждающимся, уважение к старшим, опрятность, ответственность за собственные деяния.
Вместе с моим здоровым эгоизмом это, полагаю, принесло хорошие результаты.
Что мешает
Екатерина:
Скажи правду.
Лучше получить соответствующую реакцию на правду, чем остаться без ответа и столкнуться с вдвое более негативной реакцией. Взрослая жизнь чаще вредит от этого, чем приносит пользу.
Если хочешь денег, работай. Доход без труда – это сомнительное явление в сегодняшнем мире, но лично я считаю, что деньги получаются только от работы.
Стремлюсь быть доброй, независимо от мнения окружающих. Борюсь с тем, чтобы чужое восприятие не определяло мою действительность.
Мне стыдно лежать бездельем. Внутренний голос всё время осуждает, когда я пытаюсь просто отдохнуть хотя бы часик.
Юлия:
В детстве учили чувству коллективизма: делаешь добро – получишь его же обратно, а злодеяние встретит наказанием.
Это мокрые мечты коммунизма, где каждый думает о благе всех. И сколько бы ты хорошего ни делал, сколько усилий ни вкладывал – все это может остаться незамеченным.
Мария:
То, что учили быть пессимистом, мешает жить. Долго избавлялась от этого. Желаю, чтобы такого никто никогда не учился.
Лена:
Какие требования предъявляли родители? «Ты же девочка, убери, помой» — ненавижу это хозяйственное… до сих пор. «Здесь твоего ничего нет» — даже сейчас в своей квартире избегаю что-то поставить, показать, все скрываю.
В данный момент любая похвала или комплимент воспринимается как насмешка.
Анастасия:
Университет оказал наибольшее влияние на меня. Там прививали критическое мышление, рационализм, умение рассматривать любое событие с разных точек зрения. В настоящий момент это обстоятельство мешает. Если бы научили верить всему без проверки, жизнь была бы значительно легче.
Сандра:
Будь послушной, не вылезай за рамки дозволенного, будь хорошей девочкой, думай о чувствах других, в особенности взрослых. Старшие всегда правы и лучше. Когда вырастешь, к тебе так же хорошо и уважительно будут относиться.
За некоторые принципы благодарна, всё остальное вредит до конца жизни.
Ольга:
Я пунктуальный человек. Прихожу вовремя, никогда не задерживаюсь. Два будильника на столе и главный — в уме.
Предпочитаю традиционным решениям.
Верю, что добро заслуживает ответа добром.
Материалы по теме:
- Какова мотивация людей к поступлению на педагогическую профессию? Психолог выделяет семь основных причин.
- Учителя, дышите полной грудью