
Содержание:
- Для учеников младших классов: три формата, применимые в течение всего года
- Для учащихся средней школы: форматы, способствующие вовлечению и предоставляющие возможность для высказываний
- Для учащихся старших классов: содержательные форматы, исключающие поучения
Привлечь детей к классному часу, чтобы он был увлекательным и полезным, — непростая задача. Зачастую мероприятие приходится проводить в конце дня, когда ребята утомлены, а у учителя позади уже пять уроков и большой объем работы. Легко провести классный час формально. Однако вовлечь учащихся в обсуждение, избежать нравоучений и при этом не тратить вечер на подготовку — гораздо более сложная задача.
В этой статье представлены девять универсальных идей, которые можно легко применить к различным темам и адаптировать для школьников разных возрастов. Эти форматы не предполагают длительной подготовки, стимулируют взаимодействие с учениками и позволяют провести продуктивный классный час.
Для младших школьников: 3 формата, применимые в течение всего года
У детей младшего школьного возраста период концентрации внимания невелик, но при этом наблюдается высокая активность и живой интерес ко всему неизведанному. Наиболее эффективными являются классные часы, организованные в интерактивной форме, предполагающей активность, игры и дискуссии. Однако у преподавателей зачастую не хватает времени на разработку сложных сценариев. Предлагаем три несложных формата, которые можно регулярно использовать в течение учебного года, адаптируя их под различные темы.
В формате «классный круг» участники делятся мнениями и внимательно слушают друг друга
Ребятам поочередно задают вопросы по теме, и высказаться может любой заинтересованный. Чтобы исключить перебивания и придать процессу определенную структуру, можно использовать «говорящий предмет», например, мягкую игрушку. Слово предоставляется тому, кто держит этот предмет в руках, а остальные внимательно слушают.
Начать классный час, посвященный дружбе, можно с вопросов, подобных следующим:
- Что вы больше всего цените в друзьях?
- Когда вы испытывали наибольшую радость от наличия друга?
- Какие действия помогут вам проявить себя как верный друг?
Этот подход способствует развитию речи и мышления, а также помогает детям осознать, что каждый участник класса ценен, и его точка зрения имеет значение. Для детей, испытывающих стеснение, можно предложить не высказываться, а зарисовать ответ, и при желании продемонстрировать рисунок.
Преподаватель способен направить беседу в нужное направление. К примеру, если тема классного часа – «Школьные правила», вопрос может быть сформулирован так: «Какие требования кажутся вам приемлемыми, а какие вызывают затруднения?». Предлагаем еще несколько альтернативных формулировок.
Тема |
Вопрос для обсуждения |
Здоровье |
Какие меры вы принимаете для поддержания энергии и силы? |
Безопасность |
Как вести себя, если вы потерялись? |
Семья |
Как вам нравится проводить время с родителями? |
Рассматриваются вопросы и сценарии в виде карточек: ведется обсуждение вариантов действий
Для удобства заранее подготавливаются карточки с краткими жизненными сценариями, описывающими ситуации, с которыми дети могут столкнуться в школе, дома или на улице. В ходе классного часа педагог зачитывает вслух одну карточку, после чего вместе с учениками обсуждается оптимальный способ действий. Один из ребят предлагает своё решение, а остальные его дополняют или предлагают альтернативный вариант.
Многократное использование карточек возможно благодаря возможности варьировать предлагаемые ситуации в соответствии с изучаемой темой. Кроме того, для сокращения времени подготовки можно ограничиваться устной постановкой задач и озвучиванием их детям в процессе занятия.
Вот возможные вопросы для проведения классного часа, посвященного правилам поведения:
- Если вы непреднамеренно повредили ручку, принадлежащую другому человеку, необходимо предпринять определенные действия?
- Вас толкнули в коридоре: как отреагируете?
- Вы увидели, как кто-то списывает. Как поступите?
Обсуждение подобных ситуаций можно проводить в групповой форме или в формате парной работы. Кроме того, можно предложить детям самостоятельно разработать карточки и применить их на последующем занятии.
Квест в классе: активное движение, размышления и обсуждение
Использование формата квеста в классе может послужить основой для проведения классного часа. Для этого необходимо разработать 4–5 заданий, соответствующих теме, и разместить их по всему классу. Для помощи в организации можно привлечь ответственных учеников и назначить их организаторами на каждой станции. Класс можно разделить на команды или работать одной группой, последовательно переходя от одного задания к другому.
Не стремитесь к совершенству во всем. Определенные задачи можно поручить ученикам, например, оформление работы, сбор мнений и разработка вопросов. Это позволит не только оптимизировать ваши усилия, но и предоставит детям возможность ощутить себя соавторами.
Подробнее
Включение в перечень полезных привычек — вопрос индивидуальный, однако существуют общепризнанные рекомендации:
- собрать корзину здоровья из набора карточек, например, полезное — в корзину, вредное — в сторону;
- решить загадки на тему гигиены;
- изобразить зарядку для глаз и рассказать, зачем она нужна;
- вспомнить, что делает каждый дома, чтобы быть здоровым.
В завершение занятия можно создать общий плакат с обобщением основных моментов, например, представить «10 полезных привычек нашего класса» или разработать правила безопасного поведения.
Для учеников средней школы: форматы обучения, стимулирующие активность и предоставляющие возможность для высказываний
Подросткам наиболее эффективны форматы, предполагающие возможность дискуссий, обмена мнениями и практической деятельности. Для них принципиально важно ощущать, что их позиция имеет значение, и что они не подвергаются принуждению к взаимодействию. Превращение классного часа в лекцию может привести к потере внимания уже через пять минут. В то время как живой формат способен привлечь даже тех, кто обычно не высказывается.
Дискуссия «Да или нет?»: спорим, но без ссор
Когда на доске возникает вопрос: «Отменить домашнее задание? Да или нет?», в классе наступает мгновенная тишина. Однако для стимулирования участия необходимо выбрать значимое утверждение и предложить ученикам высказать свою точку зрения. Возможно обсуждение в индивидуальном порядке или формирование двух-трех групп для проведения небольших дебатов с обоснованием своей позиции.
Классный час легко приспособить к любой теме:
- правила общения и конфликты в классе;
- польза и вред соцсетей;
- экология и ответственность за природу;
- честность, вежливость, доброта — что это значит на деле;
- опасные советы: стоит ли рисковать, чтобы понравиться другим.
К этому формату можно обращаться периодически. Детям он не кажется утомительным, особенно когда затрагиваемые темы актуальны и имеют непосредственное отношение к их жизни.
Мини-проекты: обсуждаем, оформляем, представляем
Подросткам свойственно предпочитать групповую работу, поэтому целесообразно предложить им создание небольших проектов, таких как памятка, инструкция, коллаж, чек-лист или короткая презентация, посвященные определенной теме. Для разработки идеи и последующего рассказа о ней аудитории достаточно 15–20 минут.
На тему «Как справляться со стрессом перед контрольной работой» можно создать советы, оформленные в виде мемов. А при обсуждении экологии – разработать схемы сортировки мусора для класса и предложить идеи по сокращению расхода бумаги.
В чем преимущества такого классного часа:
- подходит для спокойных и активных классов;
- помогает увидеть, как подростки думают и что им действительно важно;
- можно завершить общим плакатом или презентацией, и результат порадует самих детей;
- результат допустимо сфотографировать и отправить в родительский чат — это хороший способ показать, что занятие прошло неформально и с пользой.
Повторное использование подобного формата также оказывается весьма удобным: вам достаточно указать новую тему и слегка скорректировать направление работы.
Кейс: смотрим и обсуждаем
Зачастую, наиболее эффективным началом беседы служит небольшое видео или рассказ из реальной жизни. Это может быть социальный ролик, отрывок из интервью или даже смоделированный педагогом пример.
Важно не перегружать контент: вполне достаточно 3–5 минут видео или короткого текста, содержащего конфликт, эмоции или ситуацию выбора. После просмотра рекомендуется задать 2–3 простых вопроса:
- Кто был прав?
- Что чувствовал герой?
- Как бы вы поступили на его месте?
Можно расширить возможности: предложить детям заново отснять сцену, изменив концовку, или предложить им создать собственный финал.
Для учащихся старших классов: содержательные форматы, исключающие поучения
Подростков не устраивают нравоучения, они не готовы воспринимать формальное обучение и реагируют на попытки дать им жизненные уроки безразличием или насмешкой. Для них важно, чтобы им предоставляли возможность откровенно выражать свое мнение. Кроме того, старшеклассникам необходимо ощущать, что их мнение принимают во внимание, уважают их опыт и дают возможность высказывать несогласие.
Общение с гостем: использование чужого опыта для определения направления
Порой один рассказ, услышанный от живого человека, может быть ценнее, чем множество правильно подобранных слов. Предложите пригласить в класс человека, с которым будет интересно пообщаться. Это может быть выпускник школы, родитель, волонтер, врач, повар, инженер, преподаватель университета или даже ваш коллега. Не стоит искать кого-то знаменитого, главное, чтобы гость был готов к открытому общению и говорил откровенно.
Этот формат демонстрирует наилучшие результаты, когда:
- предупредить учеников и дать им время подумать над вопросами;
- начать с простых, универсальных тем: «Как вы выбирали профессию?», «Были ли у вас провалы, с которыми вы справились?»;
- оставить место для свободного разговора и вопросов, а не превращать встречу в лекцию.
Этот час предоставляет прекрасную возможность для обсуждения вопросов профессиональной ориентации, развития памяти, волонтерской деятельности, здоровья и гигиены, непростых решений в жизни и других важных тем.
Повторяющиеся интервью: как лучше узнать друг друга
В старших классах нередко оказывается, что ученики мало что знают о своих одноклассниках. Это может быть связано с частой сменой состава класса, смене классного руководителя или недостаточным вниманием педагогов к формированию сплоченности в коллективе. Формат «интервью по кругу» способен помочь в решении этой проблемы.
Чтобы организовать взаимодействие в классе, предложите учащимся разделиться на пары и задать друг другу несколько вопросов, выбрав из предложенного списка или сформулировав собственные. После этого каждый ученик кратко расскажет о своем собеседнике перед всем классом.
Например:
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Какой день вы бы хотели пережить снова и с какой целью?
- Что ты ценишь в других людях?
Такой подход способствует формированию обстановки взаимного уважения в классе и учит внимательно слушать собеседника, а не вступать в перепалки. Кроме того, он может быть использован для обсуждения различных тем, таких как дружба и взаимопомощь, моральные принципы, стрессовые ситуации, самооценка, взаимоотношения с родными и близкими, а также принятие собственной личности.
Аргумент и история: личный опыт важнее, чем стандартный ответ
Именно на пересечении утверждений, мнений и личного опыта возникают самые искренние беседы. Такой подход особенно ценен, когда необходимо отказаться от официального диалога и по-настоящему откровенно поговорить.
Предлагается сформулировать перед классом утверждение, вызывающее разные точки зрения. Ученики должны определить свою позицию, поддерживая или опровергая его, и подкрепить свой выбор конкретным примером из реальной жизни. Задача состоит не в оценке высказываний, а в сборе разнообразных точек зрения, которые послужат основой для углубленного обсуждения темы.
Формат проведения можно организовать устно: в форме беседы, в парах или в небольших группах. Альтернативный способ – письменный и анонимный опрос, что уместно, если класс не отличается достаточной открытостью. Ниже представлены варианты тем, которые можно адаптировать к данному формату.
Тема |
Пример утверждения |
ПДД |
|
День Победы |
|
Экология |
|
Здоровье |
|
Профориентация |
|