Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Цифровое насилие: разновидности и характеристики
  • Чем опасен кибербуллинг
  • Потерпевший кибер-буллинг: что делать, и как поступать не следует
  • Предупреждение кибербуллинга: рекомендации для учителей
  • Кто занимается кибербуллингом

Преподаватели, работающие в общественном пространстве и общаясь с учениками и родителями онлайн, могут стать жертвами кибербуллинга, клеветы и преследований. Такая травля может негативно сказаться на психическом здоровье, репутации и профессиональной деятельности педагогов. Как защититься от онлайн-травли, расскажет педагог-психолог ГБОУ Школа №1795 Голованова Елена Ивановна.

Цифровое насилие, его формы и характеристики

Кибербуллинг Это многогранное явление и общее обозначение различных форм травли в интернете. Агрессию часто связывают с подростками, которых уязвимому положению подвергают чаще всего.
Педагогам все чаще приходится сталкиваться с подобным. Чтобы противостоять таким психологическим атакам эффективно, нужно уметь распознавать виды виртуального буллинга и понимать их причину.

Разберемся в терминах:

Кибертравля Этот термин выступает синонимом кибербуллинга, но подчеркивает более интенсивный и длительный характер преследования. Включает также упорное и планомерное преследование.

Кибермоббинг Молниеносная охота на жертву, при которой группа людей организованно и последовательно нападает на одного человека.

Рассмотрим главные и специфические виды киберугроз.

  • Флейминг. Кибербуллинг, который создает пустой спор с помощью оскорблений, может разворачиваться в чатах, комментариях или онлайн-играх. Цель – вызвать эмоциональную реакцию у жертвы и затянуть ее в бесцельный конфликт.
  • Харассмент. В интернете это разновидность преследования, когда человека намеренно и систематически оскорбляют, унижают и угрожают с целью его морального травмирования.
  • Аутинг. Кибербуллинг, представляющий опасность из-за публикации конфиденциальной информации жертвы без её согласия: телефонных номеров, изображений, переписки или данных о финансовом положении.
  • Кетфишинг. Это вид кибербуллинга и мошенничества, когда агрессор использует чужую информацию для создания фейковой страницы в интернете, например, в социальных сетях или на сайтах знакомств. Цель кетфишера — обмануть жертву и связаться с ней эмоционально.
  • Хеппислепинг. Публикация в сети видеозаписей с издевательствами над человеком, снятых специально для того, чтобы развеселиться и унизить жертву.
  • Диссинг. В сети распространяются материалы, которые оскорбляют честь человека и наносят вред его имиджу. Такие данные могут быть как правдивыми, так и ложными: изображения, сообщения, снимки экрана.
  • Киберсталкинг. В сети Интернет жертва подвергается преследованию: агрессор проявляет излишний интерес, собирает сведения о её местонахождении, отыскивает и пристаёт: пугает и оказывает давление.

Каждый вид кибербуллинга может негативно повлиять на личную и профессиональную жизнь, так что важно регистрировать такие инциденты и искать пути решения проблемы.

Чем опасен кибербуллинг

Кибербуллинг отличается широтой охвата, анонимностью и постоянной доступностью, что делает его разрушительным.
Репутация педагога уязвима в открытом сетевом пространстве, любое нападение подрывает авторитет, психическое и физическое здоровье.

Кибербуллинг, в отличие от обычной травли, затрагивает огромное количество людей в считанные секунды. Негативные сообщения, изображения или видео распространяются быстро и лишают жертву возможности избежать общественного позора.

Интернет даёт возможность оставаться неизвестным, что порождает ощущение безнаказанности у злоумышленников и увеличивает их дерзость. В результате жертва испытывает беззащитность, так как обычно не может выяснить личность агрессора.

Преследование кибербуллинг может происходить постоянно, из-за чего первоначально страдает психическое здоровье жертвы.

Кибербуллинг порождает множество серьёзных проблем.

  1. Психологические проблемы. Возможны депрессия, тревожность, чувство одиночества и суицидальные мысли.
  2. Социальная изоляцияЧеловек начинает сторониться людей, уходит от друзей и родных, с трудом общается.
  3. Проблемы с работойВозникают сложности с сосредоточением и понижается стремление к работе.
  4. Состояние здоровьяКибербуллинг негативно сказывается на здоровье: нарушается сон, возникают головные боли, меняется аппетит, и в итоге ухудшается общее самочувствие.

Работа педагога требует эмоциональной устойчивости и уверенности в себе. Жертва травли сомневается в собственной ценности и значимости.
Это негативно сказывается на образовательной среде, поэтому важно знать, как действовать, чтобы предотвратить кибербуллинг.

Потерпевший онлайн-моббинга: действия и нежелательное поведение.

Став жертвой кибербуллинга, учитель может применить следующие шаги для самозащиты и уменьшения вреда. Эти рекомендации способствуют умелой реакции на онлайн-атаки, защите собственной безопасности и поддержанию душевного равновесия.

Нужно делать

Не нужно делать

Сохраните доказательства: Скриншоты оскорбительных сообщений, комментариев, публикаций, угроз необходимы для обращения в правоохранительные органы, администрацию сайта или социальной сети.

Не отвечайте агрессору. Начало диалога с агрессором может подтолкнуть его к еще большим действиям. Игнорирование агрессора —

лучший способ остановить травлю

Блокируйте и жалуйтесьПресеките общение с агрессором в социальных сетях и на всех площадках его присутствия. Заявите о нарушении правил пользования, воспользовавшись функцией «Пожаловаться». Учредители платформ обязаны реагировать и действовать.

Винить себяНе принимайте на себя ответственность за кибербуллинг. За него всегда отвечает агрессор.

Настройте приватность. Пусть не знакомые лица не имеют доступа к вашим личным данным. Позвольте просматривать их только друзьям и родным.

Игнорировать проблему. Не пытаясь стереть произошедшее, нужно предпринять шаги для защиты от кибербуллинга и прекращения преследований.

Обратитесь за поддержкой. Если испытываете издевательства, поделитесь этим с друзьями, родственниками или психологом. Не унывайте в одиночестве. Помощь близких облегчит переживание эмоционального стресса.

Относиться несерьезно. Киберпреследование грозит отрицательным воздействием на душевное и телесное благополучие.

Сообщите о преступлении. При угрозах физического насилия или шантаже обратитесь в полицию. За кибербуллинг предусмотрено наказание: штрафы и административная ответственность.

Менять свою личностьНе меняйтесь ради агрессоров. Будьте самим собой и не дайте им управлять вами.

Преподаватели имеют возможность получить профессиональную поддержку у юриста, коллег и руководства образовательного учреждения. Важно разбираться в юридических нюансах ситуации, защищать себя и гарантировать безопасность рабочей среды.

Елена Голованова

Предупреждение кибербуллинга: рекомендации для учителей.

В школе учитель постоянно общается с учениками, родителями, коллегами. Многие педагоги сейчас публикуют информацию о своей работе в социальных сетях и делятся личными событиями. Такая информация может быть использована для травли и представлять опасность для педагогов в руках кибербуллеров.

Как педагогу избежать интернет-преследования?

Развивайте цифровую грамотность. Изучите кибербуллинг, типы насилия и его последствия. Обучайтесь определять сигналы онлайн-преследования и разобраться в функционировании социальных сетей и других цифровых платформ.

Измените настройки приватности. Сохраните свою конфиденциальность, регулируя доступ к личным данным. Определите, кто имеет право просматривать ваши посты и изображения. При необходимости применяйте инструменты жалоб для блокировки нежелательных контактов и сообщения о нарушении правил сайта.

Используйте рабочий аккаунт. Настройте параметры конфиденциальности страниц в социальных сетях для учеников и родителей. Не добавляйте в друзья не знакомых людей. Будьте внимательны к тому, что публикуете в сети, помните, что всё размещённое в интернете будет доступно широкой аудитории.

Не оставляйте устройство. Уходя от рабочего места, заблокируйте устройство или выключите его. В противном случае доступ к персональной информации будет открыт для любого.

Обновляйте знания и кибербезопасности. Мир цифры непрерывно развивается, поэтому необходимо знать актуальные угрозы и способы защиты. Следите за новостями, изучайте блоги и будьте в курсе изменений в сфере киберзащиты. Готовьтесь корректировать стратегии безопасности.

Отслеживайте информацию о себе. Введите информацию в адресную строку браузера, например, фамилию, имя и отчество. Учтите, что поиск будет вестись по упоминаниям в текстах, видео и изображениях.

Советы полезны как учителям школы, так и частным преподавателям. Важно быть осторожным, особенно если ведёшь блог с большим числом читателей. В интернете агрессивные пользователи могут использовать любую информацию в неблагоприятных целях.

Кто занимается кибербуллингом

В широком смысле интернет-травлей могут заниматься все желающие анонимно унижать, шантажировать и издеваться над другими. Это может быть формой личной мести или вариантом жестокого развлечения. В отношении учителей можно выделить несколько категорий потенциальных кибербуллеров:

  1. Бывшие и настоящие ученики. В средних и старших классах учащиеся могут пользоваться этим способом для выражения неудовлетворения отметками, дисциплинарных наказаний, а также для разрядки личных обид или простого проявления активности. «по приколу»Люди применяют социальные сети, мессенджеры, анонимные платформы для распространения сплетен, оскорблений, угроз, фотографий или видео, которые портит имя педагога.
  2. Родители учеников. Могут проявлять агрессию из-за несогласия с методами преподавания, оценками или предполагаемого предвзятого отношения к ребенку. Применяют методы: негативные отзывы в социальных сетях и чатах, распространение ложной информации. Считают действия защитой интересов ребенка, несмотря на административную ответственность за них.
  3. Коллеги. К сожалению, конкуренция, личная неприязнь и обиды сотрудников переходят в форму травли. Распространяют слухи, клевету об учителе и доносят администрации. Также коллеги распространяют провокационные сообщения в чатах от имени этого сотрудника, вызывая на него негатив других работников и родителей.
  4. Администрация школы. Это редкое явление, все же оно тоже может произойти. Разногласия с учителем и стремление отойти от «неудобного» Поведение некоторых сотрудников может спровоцировать кибербуллинг со стороны руководителей учебного заведения. Онлайн-прессинг может заставить жертву покинуть коллектив.
  5. Незнакомые люди. Часто такое происходит, когда педагог ведет блог в социальных сетях и имеет много подписчиков. Из-за разных причин, например, внешности, успеха или взглядов, некоторые люди могут начать негативно высказываться с целью навредить и помешать развитию страницы.

Младшие педагоги уязвимее, поскольку часто ведут как личные, так и профессиональные страницы в сети, что облегчает доступ недоброжелателям. Вместе с тем, подобные учителя чаще адаптированы к негативу онлайн и умеют реагировать на него адекватно.

Педагоги старшего возраста реже размещают личную информацию, однако часто сталкиваются с проблемами борьбы с кибербуллингом. Важно посещать курсы и изучать материалы о рисках в сети.

Будьте критичны к информации из сети. Учитесь различать правду, ложь, провокации и настоящие мнения.

Елена Голованова