
Содержание:
- Цифровое насилие: разновидности и характеристики
- Чем опасен кибербуллинг
- Потерпевший кибер-буллинг: что делать, и как поступать не следует
- Предупреждение кибербуллинга: рекомендации для учителей
- Кто занимается кибербуллингом
Преподаватели, работающие в общественном пространстве и общаясь с учениками и родителями онлайн, могут стать жертвами кибербуллинга, клеветы и преследований. Такая травля может негативно сказаться на психическом здоровье, репутации и профессиональной деятельности педагогов. Как защититься от онлайн-травли, расскажет педагог-психолог ГБОУ Школа №1795 Голованова Елена Ивановна.
Цифровое насилие, его формы и характеристики
Кибербуллинг Это многогранное явление и общее обозначение различных форм травли в интернете. Агрессию часто связывают с подростками, которых уязвимому положению подвергают чаще всего.
Педагогам все чаще приходится сталкиваться с подобным. Чтобы противостоять таким психологическим атакам эффективно, нужно уметь распознавать виды виртуального буллинга и понимать их причину.
Разберемся в терминах: Кибертравля Этот термин выступает синонимом кибербуллинга, но подчеркивает более интенсивный и длительный характер преследования. Включает также упорное и планомерное преследование. Кибермоббинг Молниеносная охота на жертву, при которой группа людей организованно и последовательно нападает на одного человека. |
Рассмотрим главные и специфические виды киберугроз.
- Флейминг. Кибербуллинг, который создает пустой спор с помощью оскорблений, может разворачиваться в чатах, комментариях или онлайн-играх. Цель – вызвать эмоциональную реакцию у жертвы и затянуть ее в бесцельный конфликт.
- Харассмент. В интернете это разновидность преследования, когда человека намеренно и систематически оскорбляют, унижают и угрожают с целью его морального травмирования.
- Аутинг. Кибербуллинг, представляющий опасность из-за публикации конфиденциальной информации жертвы без её согласия: телефонных номеров, изображений, переписки или данных о финансовом положении.
- Кетфишинг. Это вид кибербуллинга и мошенничества, когда агрессор использует чужую информацию для создания фейковой страницы в интернете, например, в социальных сетях или на сайтах знакомств. Цель кетфишера — обмануть жертву и связаться с ней эмоционально.
- Хеппислепинг. Публикация в сети видеозаписей с издевательствами над человеком, снятых специально для того, чтобы развеселиться и унизить жертву.
- Диссинг. В сети распространяются материалы, которые оскорбляют честь человека и наносят вред его имиджу. Такие данные могут быть как правдивыми, так и ложными: изображения, сообщения, снимки экрана.
- Киберсталкинг. В сети Интернет жертва подвергается преследованию: агрессор проявляет излишний интерес, собирает сведения о её местонахождении, отыскивает и пристаёт: пугает и оказывает давление.
Каждый вид кибербуллинга может негативно повлиять на личную и профессиональную жизнь, так что важно регистрировать такие инциденты и искать пути решения проблемы.
Чем опасен кибербуллинг
Кибербуллинг отличается широтой охвата, анонимностью и постоянной доступностью, что делает его разрушительным.
Репутация педагога уязвима в открытом сетевом пространстве, любое нападение подрывает авторитет, психическое и физическое здоровье.
Кибербуллинг, в отличие от обычной травли, затрагивает огромное количество людей в считанные секунды. Негативные сообщения, изображения или видео распространяются быстро и лишают жертву возможности избежать общественного позора.
Интернет даёт возможность оставаться неизвестным, что порождает ощущение безнаказанности у злоумышленников и увеличивает их дерзость. В результате жертва испытывает беззащитность, так как обычно не может выяснить личность агрессора.
Преследование кибербуллинг может происходить постоянно, из-за чего первоначально страдает психическое здоровье жертвы.
Кибербуллинг порождает множество серьёзных проблем.
- Психологические проблемы. Возможны депрессия, тревожность, чувство одиночества и суицидальные мысли.
- Социальная изоляцияЧеловек начинает сторониться людей, уходит от друзей и родных, с трудом общается.
- Проблемы с работойВозникают сложности с сосредоточением и понижается стремление к работе.
- Состояние здоровьяКибербуллинг негативно сказывается на здоровье: нарушается сон, возникают головные боли, меняется аппетит, и в итоге ухудшается общее самочувствие.
Работа педагога требует эмоциональной устойчивости и уверенности в себе. Жертва травли сомневается в собственной ценности и значимости.
Это негативно сказывается на образовательной среде, поэтому важно знать, как действовать, чтобы предотвратить кибербуллинг.
Потерпевший онлайн-моббинга: действия и нежелательное поведение.
Став жертвой кибербуллинга, учитель может применить следующие шаги для самозащиты и уменьшения вреда. Эти рекомендации способствуют умелой реакции на онлайн-атаки, защите собственной безопасности и поддержанию душевного равновесия.
Нужно делать |
Не нужно делать |
Сохраните доказательства: Скриншоты оскорбительных сообщений, комментариев, публикаций, угроз необходимы для обращения в правоохранительные органы, администрацию сайта или социальной сети. |
Не отвечайте агрессору. Начало диалога с агрессором может подтолкнуть его к еще большим действиям. Игнорирование агрессора — лучший способ остановить травлю |
Блокируйте и жалуйтесьПресеките общение с агрессором в социальных сетях и на всех площадках его присутствия. Заявите о нарушении правил пользования, воспользовавшись функцией «Пожаловаться». Учредители платформ обязаны реагировать и действовать. |
Винить себяНе принимайте на себя ответственность за кибербуллинг. За него всегда отвечает агрессор. |
Настройте приватность. Пусть не знакомые лица не имеют доступа к вашим личным данным. Позвольте просматривать их только друзьям и родным. |
Игнорировать проблему. Не пытаясь стереть произошедшее, нужно предпринять шаги для защиты от кибербуллинга и прекращения преследований. |
Обратитесь за поддержкой. Если испытываете издевательства, поделитесь этим с друзьями, родственниками или психологом. Не унывайте в одиночестве. Помощь близких облегчит переживание эмоционального стресса. |
Относиться несерьезно. Киберпреследование грозит отрицательным воздействием на душевное и телесное благополучие. |
Сообщите о преступлении. При угрозах физического насилия или шантаже обратитесь в полицию. За кибербуллинг предусмотрено наказание: штрафы и административная ответственность. |
Менять свою личностьНе меняйтесь ради агрессоров. Будьте самим собой и не дайте им управлять вами. |
Предупреждение кибербуллинга: рекомендации для учителей.
В школе учитель постоянно общается с учениками, родителями, коллегами. Многие педагоги сейчас публикуют информацию о своей работе в социальных сетях и делятся личными событиями. Такая информация может быть использована для травли и представлять опасность для педагогов в руках кибербуллеров.
Как педагогу избежать интернет-преследования?
Развивайте цифровую грамотность. Изучите кибербуллинг, типы насилия и его последствия. Обучайтесь определять сигналы онлайн-преследования и разобраться в функционировании социальных сетей и других цифровых платформ.
Измените настройки приватности. Сохраните свою конфиденциальность, регулируя доступ к личным данным. Определите, кто имеет право просматривать ваши посты и изображения. При необходимости применяйте инструменты жалоб для блокировки нежелательных контактов и сообщения о нарушении правил сайта.
Используйте рабочий аккаунт. Настройте параметры конфиденциальности страниц в социальных сетях для учеников и родителей. Не добавляйте в друзья не знакомых людей. Будьте внимательны к тому, что публикуете в сети, помните, что всё размещённое в интернете будет доступно широкой аудитории.
Не оставляйте устройство. Уходя от рабочего места, заблокируйте устройство или выключите его. В противном случае доступ к персональной информации будет открыт для любого.
Обновляйте знания и кибербезопасности. Мир цифры непрерывно развивается, поэтому необходимо знать актуальные угрозы и способы защиты. Следите за новостями, изучайте блоги и будьте в курсе изменений в сфере киберзащиты. Готовьтесь корректировать стратегии безопасности.
Отслеживайте информацию о себе. Введите информацию в адресную строку браузера, например, фамилию, имя и отчество. Учтите, что поиск будет вестись по упоминаниям в текстах, видео и изображениях.
Советы полезны как учителям школы, так и частным преподавателям. Важно быть осторожным, особенно если ведёшь блог с большим числом читателей. В интернете агрессивные пользователи могут использовать любую информацию в неблагоприятных целях.
Кто занимается кибербуллингом
В широком смысле интернет-травлей могут заниматься все желающие анонимно унижать, шантажировать и издеваться над другими. Это может быть формой личной мести или вариантом жестокого развлечения. В отношении учителей можно выделить несколько категорий потенциальных кибербуллеров:
- Бывшие и настоящие ученики. В средних и старших классах учащиеся могут пользоваться этим способом для выражения неудовлетворения отметками, дисциплинарных наказаний, а также для разрядки личных обид или простого проявления активности. «по приколу»Люди применяют социальные сети, мессенджеры, анонимные платформы для распространения сплетен, оскорблений, угроз, фотографий или видео, которые портит имя педагога.
- Родители учеников. Могут проявлять агрессию из-за несогласия с методами преподавания, оценками или предполагаемого предвзятого отношения к ребенку. Применяют методы: негативные отзывы в социальных сетях и чатах, распространение ложной информации. Считают действия защитой интересов ребенка, несмотря на административную ответственность за них.
- Коллеги. К сожалению, конкуренция, личная неприязнь и обиды сотрудников переходят в форму травли. Распространяют слухи, клевету об учителе и доносят администрации. Также коллеги распространяют провокационные сообщения в чатах от имени этого сотрудника, вызывая на него негатив других работников и родителей.
- Администрация школы. Это редкое явление, все же оно тоже может произойти. Разногласия с учителем и стремление отойти от «неудобного» Поведение некоторых сотрудников может спровоцировать кибербуллинг со стороны руководителей учебного заведения. Онлайн-прессинг может заставить жертву покинуть коллектив.
- Незнакомые люди. Часто такое происходит, когда педагог ведет блог в социальных сетях и имеет много подписчиков. Из-за разных причин, например, внешности, успеха или взглядов, некоторые люди могут начать негативно высказываться с целью навредить и помешать развитию страницы.
Младшие педагоги уязвимее, поскольку часто ведут как личные, так и профессиональные страницы в сети, что облегчает доступ недоброжелателям. Вместе с тем, подобные учителя чаще адаптированы к негативу онлайн и умеют реагировать на него адекватно.
Педагоги старшего возраста реже размещают личную информацию, однако часто сталкиваются с проблемами борьбы с кибербуллингом. Важно посещать курсы и изучать материалы о рисках в сети.