
Ошибки взрослых обычно происходят из-за несообразностей в рассуждениях или невнимательности автора. Грамотный взрослый, как правило, может чётко передать свою мысль. Ошибки у взрослых связаны с изъянами самого мышления. Дети же сталкиваются сразу с двумя проблемами: отсутствием мысли и неспособностью выразить её письменно.
Вопрос «Как научить писать сочинение?» следует разделить на два: как научить писать без стилистических ошибок и как научить мыслить.
Каковы причины появления ошибок в детских сочинениях?
Ученики стремятся написать «поумнее», применяя услышанные или прочитанные термины и пытаясь построить длинные предложения. Однако им не хватает навыков для работы с подобранными словами и построения предложений. Школьники среднего и старшего звена хорошо владеют разговорным стилем, но боятся его использовать в сочинениях. Подростки считают, что «сочинение так просто не пишут», и допускают стилистические ошибки из-за неуверенности в применении различных стилей.
Как с этим бороться
Чтобы снизить количество ошибок, достаточно придерживаться одного правила: «пиши так, как можешь». Дайте ученикам писать тем языком, которым они говорят с друзьями. Не требуйте соответствия стилистическим нормам. Сначала их речь будет недостаточно академичной, зато без большого количества стилистических ошибок. Со временем, читая критическую литературу, ребята освоят новую лексику, и она естественным образом войдет в сочинения.
В этой фазе работы над сочинением важно требовать самостоятельности, ясности главной мысли и соответствия теме. При таком подходе исправить ошибки будет проще. Можно индивидуально объяснить, почему некоторые выражения неприемлемы.
Работайте таким образом все учебное время с восьмым классом. Сочинения лучше давать чаще, хотя бы раз в месяц. Вы сами заметите к концу года, что ученики не боятся выражать мысли письменно, допускать ошибки и их стиль будет приближаться к публицистическому или даже научному.
В девятом классе правила написания сочинений меняются. Сначала года ученики узнают о новом формате: развитие главной мысли, трехчастное членение, тезисы, вывод и т.д., а также требование избегать стилистических ошибок. Теперь оценка понижается не только за списывание, уход от темы или отсутствие мысли, но и за форму изложения.
На уроках русского языка изучаются ошибки различных типов. Видеть чужие огрехи проще, чем свои. Потому целесообразно предлагать учащимся для исправления неверные сочинения (используйте тетради прошлых учеников или сборники по стилистике).
Ребята оценивают сочинения друг друга по плану: хвалят интересные мысли или отмечают их отсутствие, указывают на стилистические ошибки или сообщают об их отсутствии, находят нарушения логики изложения или хвалят за её ясность. За рецензию ставится оценка, которую можно понизить, если не были выявлены имеющиеся ошибки. Сочинения и рецензии сдаются преподавателю одновременно. Такой метод способствует своевременной сдачи работ: каждый будет требовать сочинение у соседа, так как ему нужна оценка за рецензию.
А если мыслей нет?
Когда нет не только навыка формулировать мысли в научном и публицистическом стиле, но и самих мыслей, работа становится сложнее. Такое случается чаще, потому что умение анализировать текст и делать выводы приходит не сразу, точно так же как умение выделять и фиксировать мысли из научных публикаций. Если ученик ничего не усвоил на уроке, ему не о чем писать. Но сочинение всё равно нужно выполнить. Тогда он либо списывает с какого-нибудь попавшегося сборника, либо вообще строит бессвязные фразы из элементов незнакомых стилей. В итоге получается то, что сложно назвать текстом.
Как с этим бороться
В данном контексте советы по стилистике бесполезны. Необходимо осваивать описание и анализ прочитанного, или хотя бы запоминание чужих идей.
Чтобы исправить стилистические ошибки, нужно понимать смысл написанного. При выходе из самолета проверьте наличие трапа. Не ставьте задачи по сочинению, если не уверены, что дети поняли тему и могут о ней говорить.
Начните с беседы о разногласиях (развивающий метод) или с лекций. Для обсуждения выберите простые, но спорные темы, не связанные с литературой. Чтобы обучить учащихся писать сочинения по художественным произведениям, обсуждайте фильмы, возможно, даже сериалы. Пойдя за режиссёром в его построении образа героя и показе характеров через поступки героев, ученики быстрее освоят анализ текстового материала.
В этом случае эффективно применять мини-сочинение. Закупите песочные часы на 10 минут. В начале каждого занятия по риторике или литературе заявляйте тему и сразу переворачивайте часы. Дети должны писать непрерывно 10 минут, стараться написать как можно больше слов по заданной теме. Работы сдаются преподавателю, но не проверяются и не оцениваются. Это упражнение поможет научиться быстро переходить к написанию и развить мысль в письменной форме. Примеры тем для эссе (по мере усложнения): «Ночной город», «Берегитесь своих желаний», «Что такое отчаяние».
Сочинение требует освоения и тренировки стиля на протяжении нескольких лет.