
Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Ученики беседуют, отклоняются от темы и мешают сосредоточиться другим, не прислушиваются к словам преподавателя. Трудно встретить педагога, не знакомого с подобными трудностями. показывают Исследования показывают, что причиной неуспеха могут быть слабо организованные уроки. Эксперты по работе с трудным поведением из фонда предложили Педсоветам способы избежать ошибок в управлении классом и укрепить дисциплину. «Шалаш».
Что подразумевает эффективное управление классом
Класс — Система, где успех ученика определяется множеством воздействующих факторов.
Влиять на неё эффективно означает предугадывать трудности и формировать условия для достойного поведения и успешного обучения.
- организовать физическое пространство в кабинете;
- Установить нормы поведения, объем образовательных занятий и график дня.
В управлении классом важнее всего создать обстановку, где учащиеся:
- более качественно учатся,
- Получают инструменты для саморегулирования, общения и практического применения полученных знаний.
Это задача как классного руководителя, так и любого учителя, проводящего регулярные уроки в одних и тех же классах.
Чему способствует грамотное управление
Ученики привыкают к требованиям учителя
Ясные, выполнимые и логичные правила способствуют саморегуляции поведения учащихся. Например, правило «звонок для учителя» в конце урока ставит детей в затруднительное положение — «почему звонок в начале урока для учеников, а в конце — для учителя?». В таком случае правило может звучать так: «Мы начинаем и заканчиваем урок по звонку». Если учитель не успел закончить урок в назначенное время, может продолжить его на перемене, но при этом дать учащимся право выйти из класса даже пока он говорит, это не будет нарушением дисциплины.
Ученики и учитель находятся «в контакте»
Когда дети видят, что учитель ведет себя последовательно, справедливо и заботится о них, будут относиться к нему с доверием и лучше учиться. Это особенно важно для молодых и начинающих учителей, авторитет которых в глазах школьников пока не очень высок.
В повести «Республика ШКИД» воспитанники достигли уважения к педагогам и прекратили волнения посредством последовательного применения правил, вежливого отношения к ученикам, творческих заданий и возможности самоорганизации.
Снижается уровень стресса
Стресс провоцирует проблемы в поведении и затрудняет восприятие учебного материала. Использование учителем стратегий управления классом и четких правил способствует уменьшению у детей чувства неопределенности.
Учитель также может оказать поддержку ребенку, испытывающему высокий уровень стресса. Например, если ученик затрудняется с решением задачи у доски, можно предложить ему индивидуальные задания, которые он продемонстрирует преподавателю отдельно от урока.
Как выстроить стратегию управления классом
Учитывать индивидуальные потребности учащихся при составлении lesson plans.
Чем больше внимания и времени отдаст учитель подготовке уроков, тем легче будет проводить их. При планировании следует обозначить особенности детей, групп, класса в целом, а также распланировать ход занятия и переходы между видами заданий. Это поможет избежать непредвиденных ситуаций и чувствовать уверенность, если что-то пойдет не так. В фонде «Шалаш» на каждом занятии всегда висит расписание, которое заранее подготовили ведущие.
Организовать учебное пространство
Преподавателю проще будет поддерживать дисциплину, если учесть расположение пар, разместить плакаты с учебной информацией и правилами поведения на уроке. Рассадка учеников влияет на поведение. Детей старше десяти лет лучше рассаживать по рядам, а не группам. исследования Эксперименты демонстрируют, что школьники, сидящие в ряду, лучше концентрируются на задачах, реже отвлекаются от работы и чаще занимаются обучением.
Определить ясные нормы и следовать им постоянно.
Четкие правила и план урока помогают ученикам понимать ожидания от них и нормы поведения – урок становится предсказуемым, понятным и безопасным. Необходимо, чтобы эти правила соблюдали все ученики без исключения во всех ситуациях. То же самое касается и самих учителей.
Наблюдать за поведением учеников
Включенное наблюдение способствует быстрой реакции на происходящие изменения. Записывать процесс — стратегии, их эффективность и реакцию учеников — полезно для учителя. Это позволит ему лучше понимать модели поведения учащихся, адаптироваться к динамике учебного процесса и оценивать эффективность применяемых методик. Фонд Шалаш предоставляет готовую, проверенную форму дневника наблюдений.
Скачать шаблон можно по ссылке
Хвалить за конструктивное поведение
Исследования показываютПреподаватели редко поощряют своих учеников, особенно имеющих трудности. Дети, которых хвалят чаще, ведут себя лучше, так как понимают, что учитель готов давать одобрение и оно доступно им.
Полезно хвалить учеников за конкретные действия: «Вы сегодня были очень внимательными на занятии» или «Вы выполнили это задание намного быстрее, чем в прошлый раз».
Разнообразить формат урока
Для повышения эффективности и интереса обучения учитель может чередовать задания с разным уровнем трудности и длительностью: сначала ученики выполняют несколько простых и кратких заданий, приспосабливаются к ритму работы и затем переходят к сложным и продолжительным упражнениям.
Важно давать возможность классам проявлять инициативу, например, пустив старшеклассникам провести урок по интересующей их теме или организовать пресс-конференцию, где весь урок отвечают на вопросы учеников.
Учителям доступны практические советы по работе с девиантным поведением на сайте. «Метод».