Фото: img.freepik.com


Фотографии: Pixabay и Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая.


Кандидат философских наук, журналист, писатель, создатель телеграм-канала « ».
Счастье на научномГульнара Краснова поделилась информацией с просветителем и публицистом. Светлане МоторинойО том, что утверждают ученые о счастье и как сделать его нормой для себя и своих детей.

Счастье с научной точки зрения

Почетный профессор Лондонской школы экономики, автор книги «Счастье: уроки новой науки» Ричард Лэйард определяет счастье как состояние благополучия, радости от жизни с желанием сохранить это чувство. Несчастье же — это плохое состояние, в котором хочется изменить всё.

Интересное исследование Университет Вирджинии провел конференцию с участием филологов из тридцати стран, включая Россию. Ученые исследовали значение слова «счастье» в толковых словарях различных языков. В двадцати шести из тридцати стран понятие «счастья» ассоциировалось с «везением» и «удачей», так же как и в России. Жители США, Индии, Испании, Аргентины, Эквадора и Кении определяют счастье как субъективное благополучие.

Дальнейшие исследования показали, что люди из первой, самой большой группы стран более пассивны. Считают, что на удачу повлиять нельзя, и поэтому можно не стремиться изменить жизнь, а также обесценить или вовсе отрицать счастье. Представители второй группы занимаются осознанными практиками, которые приближают их к благополучию, и считают, что счастливая жизнь — это личная ответственность. Это отражается и в американских словарях английского языка, где слово «счастье» в значении «удача, везение» дается как архаичное.

Где живут самые счастливые люди

На данный момент отсутствуют статистические данные, демонстрирующие связь уровня счастья с культурой — коллективистской или индивидуалистической. Тем не менее, имеются наблюдения в этой области. Например, голландский социолог Герт Хофстеде считаетВ коллективистских культурах распространены интроверты, а в индивидуалистских — экстраверты. Научные исследования Исследования показывают, что экстраверты могут быть более счастливыми, чем интроверты.

Экстраверсия Это качество счастливых людей. определение: «Счастье — это то, что называется стабильной экстраверсией».

Из этого следует, что в странах с коллективистской культурой, возможно, меньше счастливых людей, поскольку больше интровертов. культуры стыда. С помощью этого чувства контролируют Поведение человека – тема, ставшая источником многих пословиц и поговорок.

  • Первым даром, когда нет позора в глазах.
  • «Убей бог стыд, все пойдет хорошо»
  • «Отыми бог стыд, так будешь сыт»
  • «Стыдливому удачи не видать»

В мифологии русского счастья стыд играет важную роль. идейСчастье обычно вызывает смущение. Счастливый человек отличается от нормы.

Дети не рождаются со стыдом, это чувство развивается с возрастом. Порицание в детском возрасте — первый этап его формирования. социализации стыда.

В России можно быть счастливым?

Впервые счастье измерил Всероссийский центр общественного мнения (ВЦИОМ) в России в феврале 1992 года. Уровень определенно счастливых людей составил 2 процента, что по сути являлось статистической погрешностью. В 90-е годы люди были заняты выживанием. Затем уровень счастья начал постепенно расти, но не у всех. Адаптация Россияне переживали новую социальную реальность по-разному.

По мнению Рональда Инглхарта, директора проекта World Values SurveyРодившиеся с 1910 по 1924 год пережили наивысший уровень счастья в советское время, но после его утраты потеряли смысл жизни. Для людей, появившихся на свет с 1945 по 1964 год, уровень счастья снизился в 1990-е, но к 2000-м стабилизировался и начал расти.

В октябре 2015 года наибольшее количество россиян, 39%, ощущали себя полностью счастливыми.

Данные свидетельствуют о снижении, однако с разной интенсивностью в различных возрастных группах. После февраля 2022 года наблюдается снижение уровня счастья среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. рухнул катастрофическиСогласно наблюдениям Института психологии РАН, 60% респондентов сообщили о признаках клинической тревожности, а у 75% наблюдаются симптомы клинической депрессии.

Как вырастить счастливого ребенка

Прошлый год ИНСАП РАНХиГС провел исследование благополучия детей. В нем приняли участие более 50 тысяч школьников от десяти до семнадцати лет вместе с родителями. Опрос показал: для родителей важны хорошие оценки, знание иностранных языков, спортивные победы и достижения в целом. Для детей же важнее возможность быть услышанными, отношения в семье и времяпровождение с близкими.

Что делать, чтобы ребенок рос счастливым:

  1. Развивать интеллект

Ученые считаютИнтеллект эволюционировал и продолжает развиваться как психологический инструмент для разрешения проблем. Люди с высоким уровнем интеллекта Способны лучше решать эволюционно новые проблемы. К примеру, лучше адаптированы к городской жизни с большой плотностью населения и стрессом.

Для развития интеллекта ребёнка полезно развить у него любовь к чтению. обнаружилиНейронные связи интенсивно образовываются как во время чтения, так и позже, когда мозг обрабатывает прочитанное.

  1. Подпитывать любопытство и желание учиться

Такие качества свойственны счастливому человеку. Новые открытия и удовлетворение от удовлетворения любопытства выделяют дофамин в мозг. исследования Учебный процесс сталкивается с снижением интереса к нему у учащихся с каждым годом.

  1. Тренировать экстраверсию

Как утверждают Учёные считают, что интроверт может стать счастливее, если периодически ведет себя как экстраверт. Родители таких детей знают, что любое публичное выступление для ребёнка — это выход из зоны комфорта. Ребенку-интроверту можно сказать: «Ты сейчас будешь выступать, а потом побудешь один и восстановишься». После этого оставить его в покое на некоторое время.

  1. Развивать эмоциональную устойчивость

Родители должны первым примерять маску. Спрятанный от стресса взрослый способен воспитать ребенка, способного противостоять стрессу. В вере у меня есть: научить можно лишь личным примером.

Умеренный оптимизм, принятие перемен, крепкие социальные связи и забота о здоровье укрепляют эмоциональную стойкость.

  1. Укреплять оптимизм

Мартин Селигман, автор книги «Как научиться оптимизму. Измените свой взгляд на мир и свою жизнь», утверждает, что оптимизм — важная черта счастливых людей.

В образовательном учреждении также возможна освоение концепции счастья.

  • Проанализировать тему счастья в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и ряда других поэтов на примере литературных произведений.
  • На уроках математики можно изучать статистику и графики уровня счастья в разных странах. формулу счастья Нобелевского лауреата по физике Льва Ландау.
  • На уроке физкультуры рассказывают, как действуют гормоны счастья во время физических упражнений.

Материалы по теме:

  • Бытие versus владение: какие желания внушить ребёнку для его счастья?