
Понятие качества образования многими остаётся непонятным. Как его измерить? Для разъяснений пригласили заместителя директора Национального института качества образования, члена рабочей группы по разработке ФГОС ДО и ПООП ДО — Владимира Константиновича Загвоздкина. Он рассказал, почему ориентироваться на финский опыт не лишне и как российским школам вернуть мировое лидерство. Нужны ли для этого инновации?
Опасности, подстерегающие нацпроект «Образование»
Главная цель национального проекта «Образование» (2019–2024 гг.) – место России среди лидеров по качеству общего образования. Финляндия, Канада, Германия и Сингапур считаются признанными лидерами по итогам международных исследований; их опыт и методики являются образцом для подражания.
Зачем России следовать зарубежным стандартам и сравнивать свой опыт с чужими методиками? Ответ на этот вопрос начинается с интересного факта: лидирующая финская система, заложенная в 60–70-х годах прошлого века, по многим признакам восходит к традиционной российской системе образования. А теперь мы уже черпаем у финнов идеи.
Необходимо обратить внимание на гонку за инновациями. Цифровизация бесспорно является вызовом времени, но любые нововведения должны быть тщательно продуманы. Например, намерение обеспечить каждого учащегося личным ноутбуком кажется очевидным шагом к эффективной цифровизации. Но учёные не согласны: величина эффекта оказывается весьма скромной. В исследовании «Ручка сильнее клавиатуры» психологи Пэм А. Миллер и Дэниел Оппенхаймер продемонстрировали, что учащиеся лучше запоминают услышанное, фиксируя это карандашом на бумаге, а не печатая на компьютере. Аналогичные исследования в Высшей школе экономики опровергли одну из главных идей цифровизации.
Что нужно для эффективного реформирования
-
Оценивать качество образования с опорой на научно обоснованные критерии.
-
Придерживаться единой философии.
Второй пункт требует рассмотрения. Нацпроект «Образование» включает десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Все проекты имеют позитивный посыл, на них выделяются большие бюджеты. Однако есть риск, что реализация федеральных проектов будет несистемной, ответственные люди приступят к воплощению идей без общего видения. Это может привести к тому, что стандарты качества станут современными, а методы их оценки — устаревшими. В результате отдельные образовательные организации и учителя окажутся под воздействием разнородных требований и не поймут, что именно реформировать.
Известный канадский специалист по образованию Майкл Фуллан указывает на то, что непрекращающаяся волна инноваций тормозит развитие школ.
Что вообще такое «Качество образования»
Образование высокого уровня обеспечивает успех.
Звучит привлекательно, однако насколько это достижимо на практике? Наблюдатели протяжении всего XX века заявляли: «Школа ничего не даёт». Действительно, эмпирические исследования показывали, что ученики приходят в школу с разными способностями и уходят из школы с соответствующими результатами. Итогом обучения становится прежде всего набор задатков ребёнка, а также социальный и культурный капитал родителей. Однако всё же имели место исключения: отдельные образовательные организации и педагоги получали высокие результаты в неблагополучных классах.
Внедряемые методики мониторятся годами. На основе результатов трудоёмкой аналитической работы разрабатывается дидактика, система обучения. Отсюда появляются критерии «качественного образования». Критерии должны проектироваться не просто на бумаге, а браться из практики, из доказательной педагогики.
В России действуют программы для одаренных детей и развивается инклюзия, критерии оценки которой пока неясны. Общественность часто обсуждает эти подходы, но для качественного образования важно уделять внимание как основной массе учеников, так и «сложным» детям. Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул эту важность.
Нужно уделять внимание не только развивающим способностям одарённых детей, ведь это, разумеется, важный приоритет для Министерства просвещения, но и детям, испытывающим трудности в учёбе.
В России «талантливых» учеников размещают в отдельный класс под руководством опытного учителя, а детей с трудностями обучают вместе, при этом качество преподавания может быть разным. В результате первый класс показывают лучшие результаты, учитель получает поощрения, а другой класс остается неуспешным. Согласно современным международным стандартам, например, мониторингу PISA, такой подход недопустим. Проблемы в обучении должны решаться на всех этапах, а учителей следует поощрять за достижения учеников с менее выраженными способностями. В противном случае положительного результата не будет, а последствия могут сказаться на нескольких поколениях. Например, в США около 30% жителей испытывают страх перед математикой, включая учителей. Многие американские преподаватели всячески стараются избегать математических курсов из-за страха, сформированного еще в детстве такими же испуганными математикой учителями.
Особенности мониторинга PISA
Международные эксперты по образованию советуют использовать мониторинг PISA. Это международная программа, оценивающая достижения учащихся в возрасте 15 лет. Проводится она раз в три года и позволяет отследить изменения в системах образования — более 70 стран участвуют в тесте. Мониторинг проверяет читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность, главное внимание уделяется умению применять знания в реальных ситуациях. Проект реализуется Организацией экономического сотрудничества и развития при участии Нидерландского национального института педагогических измерений, Австралийского совета педагогических исследований, Службы педагогического тестирования США и других авторитетных организаций. В России тестом занимается ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Стандарты оценки качества образования устанавливает критерий PISA. За исключением нового явления — цифровизации — тест опирается на здравый смысл.
В данной схеме не содержится ничего принципиально нового. Её особенность заключается в обязательной реализации всех взаимосвязей и анализе-корректировке системы обучения образовательными науками по результатам практических данных.
В 2018 году Россия представила в тестировании PISA 10 153 подростка из 43 регионов. По итогам рейтингов России заняло места с 30 по 33-е. Несмотря на недостаточное изучение системы PISA и её методики, Россия стремится к наивысшим позициям.
Фейки и реалии «Скандинавской системы»
В рейтинге PISA на первом месте азиатские государства. Но почему же для примера часто приводят Финляндию, которая хоть и входит в десятку лидеров, но не занимает призовых позиций?
Изучим сведения, представленные Андреасом Шляйхером, специалистом Федерального института оценки качества образования и автором книги «Образование мирового уровня. Как построить школьную систему XXI века?».
Финляндия занимает первое место по показателям соотношения времени обучения в школе и вне школы к результатам исследования естественнонаучных знаний на час общего учебного времени. Благодаря этому Финляндия достигает высоких результатов, сохраняя психоэмоциональное здоровье учеников и имея внушительный бюджет. В азиатских странах эти показатели значительно скромнее. Такие подходы доказательная педагогика стремится выявить и рекомендовать. Исследования также показывают, что школьные результаты в Финляндии наименее зависят от внешних факторов по сравнению с Германией или США, где социальное положение всё ещё оказывает сильное влияние.
Популярно говорить о скандинавской модели образования, но термин не совсем точный. Страны Скандинавии развиваются по-разному, не всегда успешно. Швеция сейчас внедряет новые методы, переходит к конструктивистской парадигме. Несмотря на сохранение места в ТОП-е, после реформ пока наблюдается ухудшение результатов.
Простота – главное достоинство Финляндии. С самого начала обучения каждый воспитанник знает цели образования. Все стандарты в стране конкретные, слухи о ликвидации предметов не соответствуют действительности. В аттестате выпускника первого класса финской школы чётко прописаны требования к социальному поведению.
-
соблюдает правила поведения,
-
высказывает желание помочь,
-
поддерживает порядок в классе,
-
соблюдает школьные правила.
Что касается учебных предметов, от выпускника первого класса требуется читать целыми словами, писать под диктовку, сочинения, считать до ста и решать устные примеры. Всё понятно и знакомо. В «Экспертизе Климе» (одной из авторитетнейших экспертиз по стандартам образования) говорится, что стандарты улучшат школьную систему только при наличии более ясных и понятных ориентиров, чем большинство традиционных учебных планов и программ. Форма стандартов должна быть такой, чтобы её понимали и принимали учителя и общественность.
Высокое качество обучения желательно начинать с рождения, основываясь на семейном и ясельном образовании. Если это невозможно, школа должна стремиться обеспечить достойное будущее каждому ученику. Мировые исследователи, в том числе российские, продолжают разрабатывать способы достижения этой цели. Возможно, ЕГЭ и другие системы оценивания перейдут к формату PISA, чтобы добиваться высоких результатов не только за счёт увеличения нагрузки, но и благодаря применению международных методик.
Участвовать в новых вебинарах
Партнерский материал
Подписаться на канал ЯКласс