
Содержание:
- Что такое микропроекты и зачем они нужны
- Определение темы проекта: пошаговая инструкция
- Как провести микропроект за 4 шага
- Как интегрировать микропроект в распорядок дня и какую роль в этом процессе играет воспитатель
- Полезные советы, чтобы все получилось
Микропроекты позволяют привлекать детей к деятельности, не создавая при этом значительной нагрузки на педагога. Это небольшие занятия, которые удобно интегрировать в распорядок дня: они просты в организации, не требуют сложной подготовки и приводят к наглядным результатам.
Яна Громова, воспитатель из Санкт-Петербурга, рассказала Педсовету, как определить тему, с чего начать работу, из каких этапов состоит микропроект и какие моменты необходимо учитывать для успешной реализации.
Что такое микропроекты и зачем они нужны
Микропроект – это краткосрочное практическое задание для детей, которое обычно реализуется в течение одного или двух дней. Его основа – простой вопрос, вызывающий интерес у детей. Ключевым моментом является вовлечение детей в процесс, чтобы они могли самостоятельно находить ответы.
Малыши начинают обсуждать причины скользкости на улице. Под руководством воспитателя они наблюдают за льдом, экспериментируют с разными материалами, например, солью и песком, и делают вывод о том, что помогает снизить скольжение. Это и есть микропроект.
Эти проекты способствуют более раннему включению детей в деятельность:
- они учатся наблюдать, думать, задавать вопросы;
- делают выводы сами, а не повторяют за взрослым;
- больше говорят и действуют, а значит, развивается речь, мышление, внимание.
Воспитателю с микропроектами работать легче, поскольку их можно интегрировать в привычный распорядок дня без дополнительной подготовки:
- нет жестких шаблонов, темп работы можно подстроить под группу;
- дети становятся активнее, больше включаются в процесс;
- достаточно одного вопроса, чтобы начать.
Микропроект не занимает много времени, но способен заинтересовать детей и внести разнообразие в деятельность группы. Он подходит для работы с детьми в возрасте от трех до семи лет, при этом сложность вопросов и заданий может варьироваться в зависимости от возраста.
Как определить тему проекта: пошаговая инструкция
Для микропроекта нецелесообразно выбирать сложные или малоизвестные темы. Наиболее эффективными оказываются знакомые детям сюжеты, представленные в новом формате. Зачастую проект возникает из темы недели, что является удобным решением: дети уже обладают необходимыми знаниями, и нет необходимости в дополнительных разъяснениях.
Темы, соответствующие времени года или праздникам, также могут быть интересными для изучения. Зимой можно рассмотреть процессы образования изморози или узнать, чем обрабатывают дорожки. Весной — понаблюдать за набуханием почек или за появлением червей после дождя.
Иногда идея для небольшого проекта возникает из простого наблюдения. Когда дети с любопытством рассматривают лужу во время прогулки, это может стать отправной точкой для проекта: «Как изменяется вода после дождя?». Кроме того, если в группу принесли необычный предмет, например, компас или фонарик, можно совместно изучить его устройство, происхождение и принципы использования.
Вот простая формула, как выбрать тему:
Элемент формулы |
Пояснение |
Примеры |
Основа |
Выбранная тема, будь то неделя или сезон, должна быть хорошо знакома детям |
«Театр», «Весна», «Птицы», «Транспорт», «Овощи и фрукты» |
Дополнение |
Что не включено в стандартные занятия, но относится к рассматриваемой теме |
Создать настольный театр, заготовить коллекцию листьев, рассмотреть кормушки |
Формат |
Практическая работа, ощутимый результат |
Лепка, аппликация, экспериментирование, конструирование |
Материал |
Имеющиеся в наличии ресурсы, не нуждающиеся в предварительной обработке |
К отходам относятся: бумага, крупа, лед, песок, пластиковые бутылки, а также природные материалы |
Как провести микропроект за 4 шага
Для реализации микропроекта не требуется разработка детального плана. Достаточно следовать четырем основным этапам: определение темы, выполнение действия, фиксация результата и последующее обсуждение. Этот подход позволяет организовать работу последовательно и обеспечить наибольшую пользу для детей.
- Тема. Проект обычно начинается с идеи, которая часто возникает как вопрос, затрагивающий тему недели, наблюдения детей или события, произошедшие в группе. К примеру, это может быть вопрос: «Почему на снегу остаются следы?» или «Возможно ли создать театр своими руками?». Важно, чтобы тема была ясна и привлекательна для детей.
- Действие. На данном этапе дети экспериментируют: проводят опыты, занимаются рукоделием, наблюдают, рисуют, создают поделки. В этот период необходимо предоставить им самостоятельность: вместо демонстрации готового образца лучше предложить несколько альтернатив, из которых ребенок сможет сделать выбор. Реализация проекта возможна в любое удобное время: как в помещении, так и на улице, в начале или после дневного отдыха.
- Результат. Ребёнок может представить результаты своей работы в различных формах: это может быть готовое изделие, тематическая выставка, фоторепортаж, устная речь или короткая презентация. Главное, чтобы дети могли самостоятельно оценить итог своей деятельности.
- Обсуждение. В заключение необходимо обсудить результаты работы. Дети высказывают свои наблюдения, рассказывают о том, что им понравилось, с какими трудностями они столкнулись и что нового они узнали. Этот этап завершает проект и способствует осмыслению проделанной работы.
Возможно, если дети не проявляют вовлеченности в проект или быстро теряют интерес, проблема не в самом проекте. Зачастую, причиной является организация их жизни в группе: существуют ли четкие правила, какие методы воспитатель использует для удержания внимания и решения проблем, способны ли дети слушать друг друга и эффективно сотрудничать. Если эти аспекты налажены, то проекты проходят более гладко и вызывают больший интерес.
Подробнее
Пример микропроекта: «9 Мая — день памяти»
Микропроекты позволяют освещать значимые темы, адаптируя их для детского восприятия. Так, День Победы можно рассказать с помощью стихов, символов и рассказов о семейных традициях.
Детям особенно запомнились занятия по изготовлению гвоздик и чтение стихов у памятников — они делали это торжественно, подражая взрослым. Не все родители поддержали участие в проекте, но те, кто присоединился, помогли сделать его уникальным. Мы создали «Книгу памяти», содержащую фотографии героев войны и рассказы о них.
Этап |
День |
Описание |
1. Вопрос |
1 |
Во время утреннего круга воспитатель предлагает детям поговорить о теме недели: «Что такое праздник 9 Мая? И почему он отмечается?» Дети знакомятся с изображениями и рассказом о событии, изложенным простым языком. На основе этого обсуждения разрабатывается небольшой проект. |
2. Действие |
1 |
|
3. Результат |
2 |
|
4. Обсуждение |
2 |
Дети рассказывают о том, что они узнали и чему научились. В завершение воспитатель обобщает информацию, объясняя, почему важно помнить события прошлого и как передавать семейные воспоминания. |
Как интегрировать микропроект в распорядок дня и какую роль в этом играет воспитатель
Наиболее продуктивное время для работы над небольшими проектами приходится на первую половину дня, пока дети полны энергии и активности. После дневного сна они менее восприимчивы, а некоторые ребята уже уходят домой. Поэтому утром целесообразно уделить время первому этапу – обсуждению, наблюдению и началу совместной работы.
В микропроекте воспитатель сочетает в себе роли организатора и участника. Он поддерживает детей в переходе от постановки вопросов к их решению, однако не подавляет их самостоятельность. Иногда он направляет, иногда наблюдает, а порой активно вовлекается в процесс вместе с детьми.
На практике это значит, что педагог:
- задает наводящие вопросы;
- помогает организовать материал и пространство;
- участвует в обсуждении;
- дает детям свободу, но остается рядом, чтобы поддержать.
В микропроекте воспитатель выполняет сразу несколько функций: он выступает в роли организатора, участника и наблюдателя. Каждая из этих ролей значима. Без активного участия взрослого проект нереализуем. Также нецелесообразно подавлять детскую инициативу — проект успешен лишь при условии активного вовлечения детей, а не простого выполнения инструкций взрослого.
Полезные советы, чтобы все получилось
Для успешного и продуктивного микропроекта важно изначально установить приоритет на умеренную нагрузку для себя и детей. Ниже приведены некоторые рекомендации.
Начинайте с простого. Выбери простую и выполнимую идею. Вместо сложной темы, вроде «Изучение профессий», предложи более конкретную, например, «Кто работает в магазине?». Дети могут поиграть в кассира, нарисовать продукты или соорудить витрину из коробки. Такая задача займет всего один-два дня, потребует минимальной подготовки и быстро даст ощутимый результат.
Продумайте, чем проект закончится. Прежде чем приступить к работе, определите желаемый результат: поделку, фотоальбом, стенд или мини-показ. Если тема проекта – дождь, то можно завершить его созданием книжки с иллюстрациями, отражающими наблюдения детей, например: «Вчера был дождь — сегодня лужа высохла». Это позволит более эффективно организовать работу и убедиться, что вы уложитесь в сроки.
Обсуждайте идеи с коллегами. Узнайте, кто из коллег уже реализовывал подобные проекты. Возможно, в соседнем отделе уже обсуждалась тема «Домашние птицы», и они смогут поделиться опытом организации небольшой выставки из поделок из пластилина.
Подключайте родителей, даже понемногу. Иногда не требуется запрашивать что-то значительное. Можно ограничиться простым предложением:
- принести фото домашнего питомца;
- записать короткое видео, как ребенок читает стихотворение;
- поделиться семейной историей.
Уже один отклик может стать ценным вкладом в проект.
Не ставьте слишком много целей. Не стоит объединять в одном проекте сразу несколько компонентов, таких как приложение, математические вычисления и экскурсия по выставке. Если тема проекта – «Осень», то будет достаточно собрать листья, создать гербарий и рассказать о их разнообразии. Простые проекты способствуют большей вовлеченности.
Готовьтесь по силам. Перед стартом подумайте:
- Тема детям понятна?
- Результат вам ясен?
- Есть ли какие-то планы на каждый этап?
Если есть ответы — приступайте.