Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Что такое микропроекты и зачем они нужны
  • Определение темы проекта: пошаговая инструкция
  • Как провести микропроект за 4 шага
  • Как интегрировать микропроект в распорядок дня и какую роль в этом процессе играет воспитатель
  • Полезные советы, чтобы все получилось

Микропроекты позволяют привлекать детей к деятельности, не создавая при этом значительной нагрузки на педагога. Это небольшие занятия, которые удобно интегрировать в распорядок дня: они просты в организации, не требуют сложной подготовки и приводят к наглядным результатам.

Яна Громова, воспитатель из Санкт-Петербурга, рассказала Педсовету, как определить тему, с чего начать работу, из каких этапов состоит микропроект и какие моменты необходимо учитывать для успешной реализации.

Что такое микропроекты и зачем они нужны

Микропроект – это краткосрочное практическое задание для детей, которое обычно реализуется в течение одного или двух дней. Его основа – простой вопрос, вызывающий интерес у детей. Ключевым моментом является вовлечение детей в процесс, чтобы они могли самостоятельно находить ответы.

Малыши начинают обсуждать причины скользкости на улице. Под руководством воспитателя они наблюдают за льдом, экспериментируют с разными материалами, например, солью и песком, и делают вывод о том, что помогает снизить скольжение. Это и есть микропроект.

В микропроектах дети обладают большей самостоятельностью: они самостоятельно определяют свои действия, экспериментируют, допускают ошибки, проводят сравнения и делятся впечатлениями. При этом, приоритет отдается не корректному результату, а процессу, через который ребенок к нему пришел. Вместо заранее спланированного сценария – динамичный процесс, в котором взрослый не руководит, а наблюдает и оказывает поддержку.

Яна Громова

Эти проекты способствуют более раннему включению детей в деятельность:

  • они учатся наблюдать, думать, задавать вопросы;
  • делают выводы сами, а не повторяют за взрослым;
  • больше говорят и действуют, а значит, развивается речь, мышление, внимание.

Воспитателю с микропроектами работать легче, поскольку их можно интегрировать в привычный распорядок дня без дополнительной подготовки:

  • нет жестких шаблонов, темп работы можно подстроить под группу;
  • дети становятся активнее, больше включаются в процесс;
  • достаточно одного вопроса, чтобы начать.

Микропроект не занимает много времени, но способен заинтересовать детей и внести разнообразие в деятельность группы. Он подходит для работы с детьми в возрасте от трех до семи лет, при этом сложность вопросов и заданий может варьироваться в зависимости от возраста.

Как определить тему проекта: пошаговая инструкция

Для микропроекта нецелесообразно выбирать сложные или малоизвестные темы. Наиболее эффективными оказываются знакомые детям сюжеты, представленные в новом формате. Зачастую проект возникает из темы недели, что является удобным решением: дети уже обладают необходимыми знаниями, и нет необходимости в дополнительных разъяснениях.

Я рассматриваю тему недели и думаю, каких аспектов в ней не хватает. Например, если у нас объявлена неделя театра, мы могли бы сами создать настольный театр: разработать персонажей, изготовить декорации, организовать представление. Такой проект отлично дополняет основную тему. В обычных занятиях такой возможности нет, а в проекте она реализуется.

Яна Громова

Темы, соответствующие времени года или праздникам, также могут быть интересными для изучения. Зимой можно рассмотреть процессы образования изморози или узнать, чем обрабатывают дорожки. Весной — понаблюдать за набуханием почек или за появлением червей после дождя.

Эффективны занятия, предполагающие физическую активность и позволяющие получить ощутимый результат – например, создание макета, изготовление самодельной книги или проращивание семян или лука. Для этого вполне подойдут простые материалы: бумага, песок, лед, листья. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять действия и наблюдать за полученным результатом.

Яна Громова

Иногда идея для небольшого проекта возникает из простого наблюдения. Когда дети с любопытством рассматривают лужу во время прогулки, это может стать отправной точкой для проекта: «Как изменяется вода после дождя?». Кроме того, если в группу принесли необычный предмет, например, компас или фонарик, можно совместно изучить его устройство, происхождение и принципы использования.

Вот простая формула, как выбрать тему:

Элемент формулы

Пояснение

Примеры

Основа

Выбранная тема, будь то неделя или сезон, должна быть хорошо знакома детям

«Театр», «Весна», «Птицы», «Транспорт», «Овощи и фрукты»

Дополнение

Что не включено в стандартные занятия, но относится к рассматриваемой теме

Создать настольный театр, заготовить коллекцию листьев, рассмотреть кормушки

Формат

Практическая работа, ощутимый результат

Лепка, аппликация, экспериментирование, конструирование

Материал

Имеющиеся в наличии ресурсы, не нуждающиеся в предварительной обработке

К отходам относятся: бумага, крупа, лед, песок, пластиковые бутылки, а также природные материалы

Как провести микропроект за 4 шага

Для реализации микропроекта не требуется разработка детального плана. Достаточно следовать четырем основным этапам: определение темы, выполнение действия, фиксация результата и последующее обсуждение. Этот подход позволяет организовать работу последовательно и обеспечить наибольшую пользу для детей.

  • Тема. Проект обычно начинается с идеи, которая часто возникает как вопрос, затрагивающий тему недели, наблюдения детей или события, произошедшие в группе. К примеру, это может быть вопрос: «Почему на снегу остаются следы?» или «Возможно ли создать театр своими руками?». Важно, чтобы тема была ясна и привлекательна для детей.
  • Действие. На данном этапе дети экспериментируют: проводят опыты, занимаются рукоделием, наблюдают, рисуют, создают поделки. В этот период необходимо предоставить им самостоятельность: вместо демонстрации готового образца лучше предложить несколько альтернатив, из которых ребенок сможет сделать выбор. Реализация проекта возможна в любое удобное время: как в помещении, так и на улице, в начале или после дневного отдыха.
Сроки реализации проекта определяются его тематикой. В случае с несложной темой, работа может быть завершена за один или два дня. Важно избегать перегрузки и разделить задачу на отдельные этапы.

Яна Громова

  • Результат. Ребёнок может представить результаты своей работы в различных формах: это может быть готовое изделие, тематическая выставка, фоторепортаж, устная речь или короткая презентация. Главное, чтобы дети могли самостоятельно оценить итог своей деятельности.
Успешным можно считать результат, если он соответствует первоначальным планам. Однако, даже если не удалось достичь всех поставленных целей, полученный опыт также ценен.

Яна Громова

  • Обсуждение. В заключение необходимо обсудить результаты работы. Дети высказывают свои наблюдения, рассказывают о том, что им понравилось, с какими трудностями они столкнулись и что нового они узнали. Этот этап завершает проект и способствует осмыслению проделанной работы.
Микропроект не предполагает безупречного результата. В процессе работы неизбежны отклонения от намеченного плана, такие как нехватка времени или снижение интереса у детей. Это вполне допустимо. Наибольшая ценность заключается не в конечном результате, а в самом процессе. Если дети были вовлечены в работу, проявляли активность и размышляли, то проект можно считать успешным.

Яна Громова

Возможно, если дети не проявляют вовлеченности в проект или быстро теряют интерес, проблема не в самом проекте. Зачастую, причиной является организация их жизни в группе: существуют ли четкие правила, какие методы воспитатель использует для удержания внимания и решения проблем, способны ли дети слушать друг друга и эффективно сотрудничать. Если эти аспекты налажены, то проекты проходят более гладко и вызывают больший интерес.

Читайте также:
Пять наиболее распространенных ошибок, допускаемых воспитателями при поддержании дисциплины в группе.

Подробнее

Пример микропроекта: «9 Мая — день памяти»

Микропроекты позволяют освещать значимые темы, адаптируя их для детского восприятия. Так, День Победы можно рассказать с помощью стихов, символов и рассказов о семейных традициях.

Я реализовывала этот микропроект в подготовительной группе. Он был включен в тематическую неделю, посвященную памяти, традициям и истории семьи. Задача состояла в том, чтобы в понятной форме познакомить детей с основами патриотизма, посредством взаимодействия с родителями и творческой деятельности.


Детям особенно запомнились занятия по изготовлению гвоздик и чтение стихов у памятников — они делали это торжественно, подражая взрослым. Не все родители поддержали участие в проекте, но те, кто присоединился, помогли сделать его уникальным. Мы создали «Книгу памяти», содержащую фотографии героев войны и рассказы о них.

Яна Громова

Этап

День

Описание

1. Вопрос

1

Во время утреннего круга воспитатель предлагает детям поговорить о теме недели: «Что такое праздник 9 Мая? И почему он отмечается?»

Дети знакомятся с изображениями и рассказом о событии, изложенным простым языком. На основе этого обсуждения разрабатывается небольшой проект.

2. Действие

1

  • Дети создают открытки с изображением гвоздик с помощью аппликации.
  • Детей приучают к стихотворениям, посвященным Дню Победы.
  • Во время прогулки собирают природные материалы для оформления стенда.
  • Педагог заранее сообщает в родительский чат с просьбой предоставить истории из семейной жизни или фотографии.

3. Результат

2

  • Дети вместе с педагогом оформляют готовые открытки на стенде.
  • По желанию дети могут читать стихи и делиться воспоминаниями о родственниках, принимавших участие в войне.
  • Воспитатель делает небольшой фотоотчет.

4. Обсуждение

2

Дети рассказывают о том, что они узнали и чему научились. В завершение воспитатель обобщает информацию, объясняя, почему важно помнить события прошлого и как передавать семейные воспоминания.

Как интегрировать микропроект в распорядок дня и какую роль в этом играет воспитатель

Наиболее продуктивное время для работы над небольшими проектами приходится на первую половину дня, пока дети полны энергии и активности. После дневного сна они менее восприимчивы, а некоторые ребята уже уходят домой. Поэтому утром целесообразно уделить время первому этапу – обсуждению, наблюдению и началу совместной работы.

Прогулки – это прекрасная возможность эффективно использовать время: на природе можно наблюдать за окружающим миром, собирать идеи и обсуждать их. Даже свободное время можно превратить в полезное, например, ненавязчиво предлагая игровые упражнения, связанные с темой проекта.

Яна Громова

воспитатель

В микропроекте воспитатель сочетает в себе роли организатора и участника. Он поддерживает детей в переходе от постановки вопросов к их решению, однако не подавляет их самостоятельность. Иногда он направляет, иногда наблюдает, а порой активно вовлекается в процесс вместе с детьми.

На практике это значит, что педагог:

  • задает наводящие вопросы;
  • помогает организовать материал и пространство;
  • участвует в обсуждении;
  • дает детям свободу, но остается рядом, чтобы поддержать.

В микропроекте воспитатель выполняет сразу несколько функций: он выступает в роли организатора, участника и наблюдателя. Каждая из этих ролей значима. Без активного участия взрослого проект нереализуем. Также нецелесообразно подавлять детскую инициативу — проект успешен лишь при условии активного вовлечения детей, а не простого выполнения инструкций взрослого.

Полезные советы, чтобы все получилось

Для успешного и продуктивного микропроекта важно изначально установить приоритет на умеренную нагрузку для себя и детей. Ниже приведены некоторые рекомендации.

Начинайте с простого. Выбери простую и выполнимую идею. Вместо сложной темы, вроде «Изучение профессий», предложи более конкретную, например, «Кто работает в магазине?». Дети могут поиграть в кассира, нарисовать продукты или соорудить витрину из коробки. Такая задача займет всего один-два дня, потребует минимальной подготовки и быстро даст ощутимый результат.

Продумайте, чем проект закончится. Прежде чем приступить к работе, определите желаемый результат: поделку, фотоальбом, стенд или мини-показ. Если тема проекта – дождь, то можно завершить его созданием книжки с иллюстрациями, отражающими наблюдения детей, например: «Вчера был дождь — сегодня лужа высохла». Это позволит более эффективно организовать работу и убедиться, что вы уложитесь в сроки.

Обсуждайте идеи с коллегами. Узнайте, кто из коллег уже реализовывал подобные проекты. Возможно, в соседнем отделе уже обсуждалась тема «Домашние птицы», и они смогут поделиться опытом организации небольшой выставки из поделок из пластилина.

Просто пообщайтесь с коллегами, они подскажут, на что стоит обратить внимание, так как уже имели опыт выполнения этой задачи.

Яна Громова

Подключайте родителей, даже понемногу. Иногда не требуется запрашивать что-то значительное. Можно ограничиться простым предложением:

  • принести фото домашнего питомца;
  • записать короткое видео, как ребенок читает стихотворение;
  • поделиться семейной историей.

Уже один отклик может стать ценным вкладом в проект.

Не ставьте слишком много целей. Не стоит объединять в одном проекте сразу несколько компонентов, таких как приложение, математические вычисления и экскурсия по выставке. Если тема проекта – «Осень», то будет достаточно собрать листья, создать гербарий и рассказать о их разнообразии. Простые проекты способствуют большей вовлеченности.

Готовьтесь по силам. Перед стартом подумайте:

  • Тема детям понятна?
  • Результат вам ясен?
  • Есть ли какие-то планы на каждый этап?

Если есть ответы — приступайте.

Не стоит стремиться к идеальной картинке ради публикации. Гораздо важнее простота, практическая ценность и активное участие. Главная цель микропроекта – заинтересовать детей и обеспечить комфорт для взрослых. Этого вполне достаточно.

Яна Громова