
Изображения предоставлены Depositphotos, иллюстрация выполнена Юлией Замжицкой.
В обязанности каждого педагога, а особенно классного руководителя, входит работа с родителями. Однако установить контакт с каждым родителем бывает не всегда возможно. Некоторые избегают ответственности, другие предъявляют претензии, третьи ведут себя грубо и провоцируют прямое противостояние. Дарья ДягелецИсторик, классный руководитель и сооснователь студии педагогической поддержки делится мнением о причинах трудностей в общении с родителями и даёт советы учителям по налаживанию взаимодействия с ними.
Кто такие «трудные» родители
Все «трудные» родители трудны по-разному: могут проявлять агрессию, инфантильность, усталость от детских проблем или считать, что уже всё испробовали для налаживания контактов с детьми.
- Семья, которой хочется быть ближе, но не получается.
В эту группу попадают родители, с которыми сложно поддерживать контакт из-за их стремления его избегать. Часть из них считает, что воспитание ребенка — это задача школы, другие сталкиваются с проблемами в поведении детей и не знают, как его изменить, но желания разобраться нет.
- Семья, которой предпочитаю не уделять внимания.
Чаще всего это очень озабоченные родители, которые интересуются всем: как дела у ребёнка, как проходит учёба, не упали ли у него шансы поступить в университет к середине шестого класса. Чем престижнее и лучше школа, тем чаще встречаются такие родители.
- Семья, которую я избегаю.
Это родительские конфликты — когда сразу ставятся требования, распространяется негатив о педагогах онлайн, а общение ведется без контроля чувств.
Узнайте, как снизить тревогу родителей по поводу школы, в нашем новом материале. Родителям о контакте: руководство по снижению беспокойства ».
Как работать с «трудными» родителями
Пробовать разные каналы связи
Преподаватель и классный руководитель для быстрого информирования родителей сразу обращаются ко всем в чатах. Это удобно при объявлении родительского собрания, переходе на дистанционное обучение или появлении необычных заданий. Если родители молчат, следует писать каждому отдельно. Не отвечают в мессенджерах? Нужно искать другие способы связи. Например, с одним опекуном ученика мы встречаемся лично — ему не нравятся остальные методы.
Изучать родителей
Новичкам сложнее всего: все родительские желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть немного информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе.
Учитель узнает большую часть информации постепенно. Некоторые родители связываются только в первой половине учебного года. Потом у них начинаются рабочие нагрузки, и остаётся мало времени и сил для дел школьных, на просьбы реагируют не спокойно.
Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: заинтересовать – значит вовлечь. Родители, не обращающие внимания на обучение ребенка, не помогут с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят здорового или дисциплинированного ребенка.
Подключать администрацию
Этот подход особенно полезен при взаимодействии с конфликтными или тревожными родителями. Когда родитель угрожает учителю, такая стратегия, вероятно, не поможет с директором — в лучшем случае руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее адекватно оценить.
Руководитель чаще всего поддерживает учителя, но если ситуация обратная, не следует сразу же упрекать руководство в непонимании. В случае единичного инцидента администрация может быть уверена, что виноваты именно мы. Тогда целесообразно обсудить ситуацию с директором без присутствия родителей, чтобы понять его точку зрения и предложенные пути решения проблемы.
Чтобы избежать конфликтов в школе, ознакомьтесь с нашим материалом. Образование без напряжения: руководство для педагогов и воспитателей .
Искать сообщников
В случае трудностей учителя со школьниками помощь могут оказать социальный педагог, психолог или заместитель по воспитательной работе. Специалисты подскажут родителям, почему дети уходят из дома, а психолог проведет консультацию и поможет разобраться с уровнем стресса.
Если подобных специалистов нет в образовательном учреждении, обратитесь к ресурсным центрам. В Перми действует центр «Вектор», занимающийся профилактикой и коррекцией травли, а также оказывающий помощь по другим вопросам.
Готовиться к встречам
Если предстоит общение с родителями, настроеными враждебно, полезно обратиться к психологу – как школьному, так и специалистам в центрах поддержки. Обсудить страхи и боль можно самостоятельно.
Важно быть в ресурсном состоянии перед сложными встречами, иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему. Если родители не сдержат эмоции и будут использовать грубую лексику, а вы отреагируете тем же, это только усилит сложности.
Как предотвратить появление «трудных» родителей
Профилактика проблем начинается с уроков родительства в школах. С восьмого класса можно обучать будущих родителей общению, планированию беременности и ведению бюджета. Назвать подобные занятия «уроками любви, семьи и верности» поможет избежать ассоциации со сексуальным воспитанием. Родительство — это профессия, и без обучения люди сталкиваются с трудностями в семье и школе.
Наш материал посвящён половому образованию в российских школах. «Не говорим об этом»: уроки по половому воспитанию в российских школах. .
Можно обсудить, что можно сделать сейчас — например, родительские клубы. Иногда они решают конкретную проблему — например, проблему травли. В одной из школ Краснокамска (Пермский край) родители и учителя столкнулись с травлей в параллели седьмых классов. Совместно разработали стратегию работы, решили проблему, но свою команду не свернули, а организовали родительский клуб, который теперь действует на постоянной основе. В микрорайонах с большим количеством мусульман в школах есть клубы для мам-мусульманок.
Клубы такого типа чаще возникают в обычных школах, чем в гимназиях. В гимназиях преподаватели, руководство и родители больше внимания уделяют компетенциям и достижениям, отношениям и воспитательной работе – меньше.
Каковы последствия бездействия по отношению к «сложным» родителям?
Вероятнее всего, в ближайшее время ничего серьезного не случится, однако сложность может возрасти спустя несколько лет. Например, сейчас родители уставшие и не стремятся поддерживать слабо мотивированного ученика восьмого класса, а через год ему не удастся сдать ОГЭ.
Родители могут критиковать учителей в мессенджерах публично, что увеличивает уровень стресса, даже если это проигнорировать.
Экспериментируйте с различными методами, просите помощи у специалистов в учебных заведениях и центрах поддержки, а также вовлекайте администрацию.
Передавайте им мысль, что проблема не растворится сама по себе. В настоящее время она может показаться незначительной, особенно на фоне пандемии, однако завтра решить её самостоятельно будет сложнее.