
Слово «СДВГ» все чаще слышно в наши дни. Его ставят на каждого ребенка, который ведет себя в школе не так, как от него ждут учителя. Заслуженно ли это? Почему гиперактивные дети – это вечная головная боль учителей? Как помочь таким детям? Об этом рассказывает преподаватель. Шестая всероссийская школа для учителей и руководителей. Ирина Лукьянова.
| Ирина ЛукьяноваПреподаватель литературы школы «Интеллектуал», Москва. |
Врачи редко понимают, почему гиперактивные дети не могут работать так же, как другие. Почему постоянно двигаются, сидят с рассеянным видом или мешают учителю вести урок. Вроде и не глупые совсем, про таких обычно говорят: «Может, если захочет». При этом практика показывает, что с такими детьми не работают привычные для учителей способы справляться с проблемами поведения: выговоры, напоминания о правилах поведения. Таких детей бесполезно стыдить или договариваться с ними о том, что они будут хорошо себя вести. Согласятся, но на следующем уроке все будет, как всегда. Почему? Потому что поведение таких детей регулируется не разумом, не силой воли, а соображениями момента.
Главная проблема гиперактивных детей
Главная проблема таких детей – сниженная способность к саморегуляции: управлению своими действиями, вниманием, временем и деятельностью.
По этой причине у них возникают трудности с вниманием, поведением и усвоением учебного материала. На уроке им требуется больше помощи учителя, но не в виде замечаний, а в создании ясной и предсказуемой среды. Необходимо давать алгоритмы поведения, выполнения заданий и решения задач, предоставлять быструю обратную связь и четко формулировать ожидания, последствия соответствия или несоответствия им.
Все это – обычные учительские приемы: чередование фронтальной работы с работой в группах и парах, виды деятельности, динамические паузы, четкое структурирование материала. Хороший учитель умеет все это делать. Но иногда у нас самих получается не очень организовано, что-то труднее дается, где-то ищем более легких путей. Если же другие дети справляются с учебой и без этих мер, то для гиперактивных невнимательных детей особая помощь со структурированием материала и возможность не сидеть весь урок неподвижно просто необходимы.
Как раз на Шестая школа для педагогических работников и руководителей образовательных учреждений. Подробно расскажу, как педагог сможет оказать поддержку подобным ученикам и сохранить учебный процесс в порядке.
Раньше и сейчас
Распространено мнение, будто раньше гиперактивных детей не существовало, а теперь их становится всё больше из-за ухудшения экологии, воспитания родителей и социальных проблем. Однако это утверждение не имеет научных оснований.
Об ускорении темпа жизни как факторе развития гиперактивности у детей часто говорят. Нас обваливают информацией, которую требуется быстро усвоить и обработать. В результате сформировалось клиповое сознание.
Дети с трудностями в концентрации внимания и гиперактивностью существовали и 40, и 50 лет назад. Тогда так не называли их диагноз. Таких детей считали хулиганами, шутами. Родителей вызывали на педсоветы, рисовали карикатуры в школьных газетах, а на пионерских сборах их подшучивали. Результатов это не приносило, потому что дети знали правила поведения, но не могли им следовать из-за импульсивных решений.
Нет статистических данных о росте количества детей с таким диагнозом, ведь их просто нет. У нас отсутствует достоверная статистика по распространенности СДВГ в стране, раньше даже не знали такой аббревиатуры и не имели чем сравнивать. Во всем мире данные остаются неизменными: считается, что таких детей 5-7% от общего числа.
Помимо этого, гиперактивность и невнимательность могут быть результатом не только СДВГ, но и других состояний здоровья, а также реакцией на определенные события жизни, например, школьную травлю или развод родителей, когда у ребенка нет желания заниматься учебой.
Часто гиперактивностью называют то, что к ней отношения не имеет – несформированность у здорового ребенка представлений о правилах, нормах, границах поведения и склонность эти границы проверять опытным путем. Аббревиатура СДВГ звучит чаще, чем реально встречается. Если ребенок на уроке математики не работает, но колет циркулем спины одноклассников, это совсем не значит, что он гиперактивный. Ему может быть скучно, он может хотеть отомстить соседу за что-то, у него могут быть проблемы с психикой – не надо все списывать на гиперактивность. Не надо также считать гиперактивность проявлением невоспитанности и зловредности. Надо учиться разбираться, с чем имеем дело.
Многие родители боятся показать ребёнка неврологу или психиатру. В качестве объяснения трудностей ребенка в школе часто звучит: «Ребенок совершенно нормальный, а проблемы связаны с недостатками работы школы: учителя не нашли к нему подхода, не заинтересовали».
Каждому преподавателю важно освоить навыки определения причин нежелательного поведения учащихся для разработки целесообразной и результативной системы обучения.
Действовать вместе
В оказании помощи гиперактивным детям важное значение имеет сотрудничество учителя с родителями.
В беседе с родителями необходимо четко и без суждений обозначить трудности, возникающие у ребенка во время занятий, избегая навешивания ярлыков и неуважительных оценок.
В разговоре «он невнимательный», «он ничего не делает», «она болтает» — слишком обще. «Может сохранять внимание десять минут, а потом отвлекается», «вчера на уроке выполнил только одно из пяти заданий», «когда объясняла новый материал, разговаривала с соседкой и пришлось рассадить» — конкретнее, уже предмет для обсуждения.
Сколько минут у него длится фокус, чем он занимается дальше, как усваивает информацию и сколько времени тратит на домашние задания? На какой стадии ему могут помочь учитель в школе или родители дома?
Взрослые могут оказать поддержку: например, научить ребёнка распределять время на выполнение домашних заданий, организовать и структурировать этот процесс вместе с ним. Обычно школьников этому не учат, и если обычные дети каким-то образом справляются самостоятельно, то дети с СДВГ, скорее всего, этому самостоятельно не научатся, а как раз для них это умение – одно из самых важных. И именно дети с СДВГ больше остальных нуждаются в согласованной помощи педагогов и родителей.
***
На Шестая выездная школа для педагогов и руководителей. Ирина Лукьянова расскажет о причинах гиперактивности у детей, её влиянии на способность к концентрации и выполнению задач. Предложит участникам Школы представить себя с точки зрения таких детей, чтобы понять, что им мешает и способствует продуктивной работе. Также поделится информацией о том, как школа, учитель и родитель могут оказывать помощь, а также обсудит распределение ответственности и налаживание диалога между ними.
Подписаться на канал «Школа педагогов и директоров»
Партнерский материал