Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Все больше детей с каждым годом сталкивается с трудностями в освоении навыков чтения. расчетам Кафедры нейропсихологии факультета психологии МГУ и международной организации IDA сообщили о выявлении симптомов дислексии более чем у девяти миллионов школьников в России.

Что такое дислексия

Дислексия характеризуется проблемами в обучении навыкам чтения и письма. Когда речь идет о проблемах с чтением, это дислексия, а при сложностях с письмом – дисграфия.

Признаки дислексии:

  • замедленное чтение;
  • «угадывание» букв;
  • пропуски слов и их замена по смыслу;
  • Повторы букв и слогов при чтении.
  • неправильное чтение окончаний слов;
  • проблемы с пониманием прочитанного;
  • трудности с пересказом;
  • неуклюжесть;
  • плаксивость;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • частая смена настроения;
  • Нервная система может быть как подавленной, так и возбужденной, что выражается в нервозности, тревоге и повышенной активности.

Виды дислексии:

  • Акустическая. Данная форма встречается чаще всего. Дети с акустической дислексией плохо соединяют буквы со звуками, испытывая сложности в их различении. В результате возникает затруднение при объединении букв в слоги и слова.
  • Оптическая. Дети с этой формой дислексии путают буквы по внешнему виду и испытывают трудности с распознаванием букв при чтении.
  • Моторная. Дети с такой формой дислексии испытывают трудности с движением глаз во время чтения, что может привести к пропускам слов или строк.

В школу чаше всего замечают предпосылки к дислексии, и родители узнают об этом от учителя ребёнка.

Что предпринять родителям при подозрении на дислексию у ребёнка?

На этот вопрос специалист по коррекционной педагогике, являющийся членом Сообщества дефектологов России, может ответить. Елена Духмина:

В первую очередь родителям стоит проверить слух и зрение ребёнка на предмет нарушений. Если, например, у ребёнка проблемы со зрением, неудачи в чтении объяснимы.

Если нет проблем со зрением и слухом, рекомендуется пройти комплексное обследование у следующих специалистов.

  • Логопед-дефектолог выполнит основную работу по диагностике болезни и определению нарушений чтения и письма.
  • Невролог определяет факторы, приводящие к дислексии, а также устанавливает наличие дополнительных проблем. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию.

Как педагогу помочь ребенку с дислексией

Елена Духмина рассказала о советах для педагогов, работающих с учениками, имеющими дислексию.

  • Ребенку с дислексией нужно находиться поближе к педагогу для оперативной помощи в случае затруднений.
  • Учитель должен следить за точностью выполнения домашнего задания учеником с дислексией.
  • Детям с дислексией, имеющим трудности с зрительной памятью, полезны распечатки и конспекты (самостоятельное переписывание текста в таких ситуациях неэффективно).
  • При демонстрации текста на доске учитель может применять разноцветный мел к каждой строке или подчёркивать каждую вторую при излагании большой порции информации.
  • Ребенку с дислексией лучше не поручать чтение во время классного занятия, а выделить для него отдельное время. Домашние задания по чтению помогут детям с дислексией тренировать навыки дома.

У ребенка с дислексией умение письменно излагать материал не так развито, как у сверстников. Поэтому педагогу стоит быть готовым принимать устные ответы, чтобы понять уровень понимания материала. Вместо письменных заданий и чтения вслух для таких детей лучше использовать устные ответы.

Для обучающихся с дислексией педагог может применять различные методы подачи информации и контроля знаний: вывешивать на экране текст, предоставлять записи уроков в аудиоформате, использовать письменный расчет вместо устного, а также оснащение, управляемое голосовыми командами.

Преподавателям, у которых на занятиях есть ученики с дислексией, важно проявить гибкость и терпение, вместо того чтобы стремиться привести их к уровню остальных.

Дети с дислексией нуждаются в поддержке и мотивации от сверстников. Благоприятная атмосфера в классе снижает тревожность. Дислексия поддаётся преодолению, и ребёнку удастся успешно учиться.

Родителям, педагогам и детям важно помнить, что дислексия не преграда к успеху. Леонардо да Винчи, Джордж Вашингтон, Александр Грейам Белл, Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн — примеры людей с дислексией, достигших высот в искусстве, политике, военном деле и науке. С дислексией живут и успешно работают такие знаменитости, как режиссер Стивен Спилберг, актер Орландо Блум, телеведущий Джей Лено и дизайнер Томми Хилфигер.