Фото: img.freepik.com

В три года ребёнок проходит сложный период развития. Родителям бывает трудно наблюдать, как малыш может грубить, требовать, устраивать истерики и даже драться. Статистика показывает, что этот кризис проявляется в той или иной степени как у мальчиков, так и у девочек, независимо от пола.

Главная причина кроется в том, что в этот период ребёнок осознаёт себя отдельным, самостоятельным существом. Малыш понимает, что слушаться маму можно не всегда, и активно проверяет границы своих возможностей, пытаясь найти то, на что может повлиять. Из-за незрелости нервной системы, столкнувшись с запретами и правилами, ребёнок выходит из себя. Родителям практически невозможно перевести его внимание — он злится и приходит в ярость оттого, что некоторые вещи происходят не так, как ему хочется.

Статистика показывает, что примерно 80% детей проходят этот кризис с ярко выраженными проявлениями: слезами, истериками и приступами гнева. Его продолжительность варьируется от нескольких месяцев до года.

Иногда матерям кажется, что всё прошло, но дети всё равно периодически проявляют непредсказуемую эмоциональность. Их поведение зачастую становится для родителей запоминающимся.

Признаки кризиса 3 лет

Чтобы благополучно пройти этот этап развития без ущерба личности ребенка и сохранения нервов родителей, необходимо разобраться в его проявлениях и понять, что происходит с малышом.

  1. Самостоятельность – один из самых первых признаков кризиса. Чаще и чаще малыш говорит «Я сам!» или «Я сама!», отказывается от любой помощи и злится, если вы пытаетесь помочь. Даже если у него не получается застегнуть молнию, он будет стараться изо всех сил снова и снова.
  2. Ребенок настаивает на своем. Упорство – позитивная черта, но здесь речь идет об упрямстве. Ребенок всё осознает, но отрицает и словно не слышит «нет — достаточно!». Отказаться от пижамы, мытья головы, обеда — все сгодится. Дети не интересуются привлекательностью предложения, гораздо важнее уверенно от него отказаться.
  3. Происходит обесценивание ценностей и стремление к разрушению. Ребенок может рвать книги, портить предметы, ломать игрушки, выражая этим свое нежелание их использовать.
  4. Властный ребенок диктует условия всем: указывает матери, как ей действовать, заставляет отца сесть в определенное место и навязывает бабушке свою игру. Любое неповиновение сопровождается воплями и слезами.
  5. Частые истерики. Все перечисленное приводит к накоплению негативных эмоций, которые требуют выхода вне зависимости от текущей деятельности – ожидания в очереди, спешка в поликлинике или приготовление еды.

Ребенок, ранее хорошо кушавший, сам одевавшийся, спокойно игравший и засыпавший после обычных ритуалов, начинает сопротивляться и спорить по любому поводу: «Зубы чистить не буду, штаны не такие, спать один не буду, эту кашу больше не вари!». Доводы разума, разговоры и убеждения безрезультатны.

Важно осознавать: таково естественное течение развития. Полное становление ребенка возможно только при обретении им независимости. Но достичь этого за мгновение нельзя: необходимо исследовать окружающий мир, определить свои пределы, личным опытом постигнуть способы воздействия на других и происходящее.

Что делать родителям и как помочь ребенку

Поучите ребенка справляться со злостью и раздражением.

Детская злоба и раздражение — обычные чувства, подобно радости, страху или печали. Встретив отказ, ребёнок может реагировать подобно льву, чью территорию оккупировал конкурент.

Взрослые способны распознавать чувства, выражать их должным образом или контролировать, а дети этого не умеют. Если кто-то накричал вам в магазине, вы можете испытывать гнев, но сдерживаете его или отвечаете собеседнику конструктивно, давая понять, что так нельзя поступать. У малышей нет инструментов решения проблем, которые развиваются сейчас, и задача взрослых — помогать детям.

Алгоритм снятия напряжения:

  1. Подождите, пока малыш успокоится. Вас не услышат, пока в нём бушуют эмоции.
  2. «Вижу, ты очень злишься.»
    Обида.
  3. В разгаре увлекательной игры на улице нам приходится возвращаться домой — это вызывает сильную раздражительность.
  4. В завершение предложите способ выражения гнева. В каждой семье у него может быть свой вид, например, сильно потопать ногами, попыхтеть, побить подушку, кидать мягкие игрушки в своей комнате, рисовать то, что не нравится, и порвать рисунок.
    Способ выразить злость: устроить разрушительный творческий взрыв (сразу после него можно убрать разбросанные предметы).

Важно донести ребёнку, что выражение злости – не проявление наказания. Взрослые, если ребёнок не желает подчиняться правилам, могут продемонстрировать ему пример, стуча по подушке и приговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не хочешь собирать игрушки».

Обеспечьте безопасность и дайте свободу

В этом возрасте родителям следует давать свободу там, где это возможно, при этом контролируя ситуацию. Например, ребёнок хочет надеть зимний комбинезон и перчатки самостоятельно. На безуспешные попытки тратится время, и мама начинает нервничать. В следующий раз заложите на сборы на 10-15 минут больше, малыш сделает, что пожелает (или не сделает), и проблема исчезнет.

Если ребенок хочет побежать от родителей, не стоит ограничивать его на закрытой площадке без машин и собак. Можно разрешить сидеть под столом, разматывать и заматывать нитки, залазить на лестницу детской площадки, трогать новую пищу руками, если это безопасно. Уберите колюще-режущие предметы, стеклянные вазы и следите за выходом с огороженной площадки. Перед запретом проверьте, действительно ли это опасно. Если опасности нет, позвольте ребенку проводить эксперименты с окружающим пространством.

Полезно исключить избыточную опеку и предоставлять ребенку возможность выбора. Например, какую кашу готовить на завтрак? Что надеть первым — футболку или штаны? Идти гулять в парк или во двор? За инициативу, сопровождаемую действиями, обязательно хвалите. Уже через неделю после применения таких мер большинство матерей замечают, что дети становятся более спокойными и протестуют реже, так как их потребности удовлетворены.

Такой подход к познанию мира побуждает детей открывать для себя новые и более осмысленные формы самовыражения.

Играйте в сюжетно-ролевые игры

Эти игры приносят пользу тем, что способствуют приобретению новыми навыками детьми. Через игру в роли учителя, воспитателя детского сада, врача или продавца ребенок учится проявлять самостоятельность мирным способом. Ощущение собственного достоинства возрастает, поскольку его слушают взрослые.

Соблюдайте режим дня

Чтобы ребенок хорошо себя чувствовал физически, нужно обеспечить ему достаточное количество сна, подвижную активность на улице, своевременное питание и питьевой режим. Предвидение будущих событий даёт ребенку ощущение безопасности, благодаря чему малыш легче справляется со стрессом. В результате слез будет меньше, если ребенок выспался, сыт и играет в любимые игры.

Не принимайте близко к сердцу

Родители иногда расстраиваются и наказуют ребёнка, когда тот кричит «вы плохие!», «я вас не люблю!». Такое поведение не отражает истинных чувств малыша. В этот момент его переполняют негативные эмоции, с которыми он пока не умеет справиться, и злится ещё больше, потому что не понимает происходящего.

Важно установить границы и не пересекать их. Нельзя наносить физические повреждения другим людям, оскорблять маму или кого-либо.

Используйте юмор и выдыхайте

Для родителей самым неприятным и страшным являются неуправляемые вспышки гнева и аффективные состояния: падение на пол в магазине и битьеся в истерике из-за отказа купить сладость, слезы и бурные капризы для привлечения внимания, плач до синевы и икоты.

Если ощущаете приближение конфликта, сделайте глубокий вдох и успокойтесь. В таком состоянии вы сможете взглянуть на проблему иначе и найти нестандартное решение. Например, если ребёнок не желает надевать сандалии, скажите, что он может идти босиком. Если он не хочет ложиться в постель, предложите лечь на пол. Можете даже полежать на полу вместе или тоже попробовать пойти босиком. Разговаривайте дружелюбно, не поддавайтесь раздражению. Не останавливайте ребёнка, если тот решит проверить ваши предложения, он довольно скоро поймет, что это ему не по душе. Здесь сработает механизм «делать всё наоборот» и ребёнок ляжет в кровать и наденет обувь.

Во время истерики в магазине спокойно обсудите чувства ребенка, предложите занятие (поиграем, посмотрим мультик). Если ничего не помогает, дождайтесь окончания истерики без упреков. Не обращайте внимания на взгляды окружающих — плач ребенка является нормальной частью развития.

Предлагайте разные варианты спокойно, и процесс пройдёт быстрее.

Положительное влияние кризиса

Под диктатурой, непредсказуемой и сложной для преодоления, скрывается личностный рост, который благотворно сказывается на развитии в будущем.

В этот период ребенок через сложные ситуации и собственные ошибки накапливает огромные знания о мире и учится взаимодействовать с ним самостоятельно, без присмотра и помощи взрослых.

Это важно!

Паника, чрезмерная опека, крик и настойчивые требования подчинения без объяснений, сравнение с другими детьми – все это усугубит кризис и приведет к негативным реакциям малыша. В будущем могут возникнуть недоверие, страхи, замкнутость мышления и низкая самооценка.

В реальности, как только ребёнок постигает устройство мира, критический период завершается.

Со временем, благодаря вашим стараниям и внимательности, ребенок начнет лучше разбираться в своих чувствах: откуда взялась эта печаль, почему злится, что его обижает. Общайтесь с ним, помогая выражать эмоции и осваивать правильные способы выхода из негативных состояний.
Постройте общение на принятии мнения ребенка и проведении переговоров. Это поможет ему научиться конструктивно отстаивать свои права, высказывать намерения, добиваться целей и уважительно относиться к мнению других.

Выводы

  1. В три года ребёнок понимает, что является отдельным существом, и пробует устанавливать свои пределы.
  2. 80% детей остро переживают кризис 3 лет.
  3. Характерные черты кризисного состояния: независимость, вперёдность, нивелирование ценности, стремление к контролю, повторяющиеся эмоциональные вспышки.
  4. Научите ребенка справляться с гневом и раздражением, создайте ему безопасную среду и позвольте проявлять себя, играйте в ролевые игры.
  5. Чтобы улучшить самочувствие, стоит придерживаться распорядка дня, сохранять спокойствие и использовать юмор в случае упрямства малыша.
  6. Кризис трех лет – это положительный этап развития ребенка. С вашим участием малыш научится управлять эмоциями, станет общительным и независимым.