Три года – один из самых трудных этапов развития ребёнка. Родителям бывает сложно видеть, как ребёнок грубит, требует, устраивает истерики по разным причинам и даже дракуется. Статистика показывает, что кризис проявляется примерно одинаково как у мальчиков, так и у девочек независимо от пола.

В этот период ребенок осознает себя как отдельную личность. Малыш понимает, что слушаться маму можно не всегда, проверяет свои возможности, пытаясь найти то, на что он может повлиять. Из-за незрелости нервной системы малыш выходит из себя при столкновении с запретами и правилами. Родителям практически невозможно переключить его внимание — ребенок злиться и приходит в ярость от того, что некоторые вещи идут не так, как ему хочется.

Статистика свидетельствует, что примерно 80% детей проходят этот кризис ярко выраженными проявлениями: слёзы, истерики и приступы гнева. Продолжительность его составляет от нескольких месяцев до года.

Иногда матерям кажется, что всё прошло, однако непредсказуемые всплески чувств у малышей повторяются снова и снова. Дети поступают так, что родители долго помнят их действия.

Признаки кризиса 3 лет

Чтобы справиться с этим периодом, не навредив личности ребенка и не истощив нервы родителей, нужно понять его проявления и то, что происходит с малышом.

  1. Самостоятельность – один из самых первых признаков кризиса. Чаще слышите фразы «Я сам!» или «Я сама!», малыш отказывается от любой вашей помощи, злится и кричит, если вы помогаете. Даже не справляясь с застежкой молнии, он будет стараться снова и снова.
  2. Ребенок настаивает на своем. Настойчивость бывает хорошим качеством, но в данном случае речь идет об упрямстве. Ребенок будто все понимает, но отрицает и игнорирует «нет — и всё!». Отказ надевать пижаму, мыть голову, есть обед — подойдет любой случай. Дети не обращают внимания на привлекательность предложения, гораздо важнее уверенно от него отказаться.
  3. Возникают пренебрежение и желание разрушения. Ребенок может срывать книги, портить предметы, бить игрушки, показывая таким образом отказ от них.
  4. Властник. Ребенок настаивает на том, чтобы все происходило по его воле: приказывает маме, что ей делать, требует, чтобы папа сидел именно тут, а бабушка играла именно так. При нарушении его указаний начинаются крик и плач.
  5. Частые вспышки гнева. Все перечисленное приводит к накоплению негативных эмоций, которые требуют выхода, независимо от того, чем занимаетесь: стоите в очереди, торопитесь в больницу или готовите еду.

Ребенок, ранее кушавший хорошо, самостоятельно одевавшийся, спокойно игравший и засыпавший после привычных ритуалов, начинает проявлять сопротивление и спорить по всем вопросам: «Зубы чистить не буду, штаны не такие, спать один не буду, эту кашу больше не вари!».

Важно осознавать: это всё вариация нормы. Так и предписано.
Для полноценного развития малыш должен стать независимым, но сделать это мгновенно невозможно: нужно испытать мир, понять свои пределы, самому разобраться, как можно влиять на людей и происшествия.

Что делать родителям и как помочь ребенку

Научите ребёнка справляться со злостью и раздражением.

Детская вспыльчивость и раздражительность — обычные эмоции, равно как и радость, страх или печаль. Ребенок, столкнувшись с отказом, может быть раздражён подобно льву, чью территорию захватил конкурент.

Взрослые способны распознавать чувства, выражать их правильно или контролировать, дети же этого не умеют. Если кто-то накричал на вас в магазине, вы можете сдержаться или ответить конструктивно, чтобы донести, что такое обращение неприемлемо. У детей пока нет таких инструментов для решения проблем, которые формируются именно сейчас, и задача взрослых — помогать им.

Алгоритм снятия напряжения:

  1. Подождите, пока ребёнок успокоится.
  2. «Вижу, что ты очень разозлился».
    Рассерженность
  3. Срывы от того, что приходится прервать интересную игру и идти домой, могут вызвать у детей сильный гнев.
  4. В конце можно предложить способ выразить злость. В каждой семье этот способ свой: например, сильно потопать ногами, попыхтеть, побить подушку, кидать мягкие игрушки в своей комнате, рисовать то, что не нравится, и рвать.
    **Способ выражения злости:** раздавить бумажную кометку.

Важно доказать ребенку, что проявление гнева – это не кара. Взрослые в случае непослушания малыша могут его наглядным примером показать: постучать по подушке и произнести: «Как же я злюсь, когда ты не хочешь убирать игрушки».

Обеспечьте безопасность и дайте свободу

В этом возрасте родителям стоит предоставлять свободу там, где это возможно, при этом контролируя ситуацию. Например, ребёнок хочет надеть зимний комбинезон и перчатки самостоятельно. На безуспешные попытки тратится время, мама нервничает. В следующий раз добавьте к времени сборов 10-15 минут, малыш сделает то, что захотел (или не сделает), и проблема будет решена.

Ребенок желает убежать от родителей? Не ограничивайте его, если находитесь на закрытой площадке без машин и собак. Пускай сидит под столом, разматывает и заматывает нитки мамы, лазает по лестнице детской площадки, трогает новую пищу руками — всё это допустимо, если безопасно. Уберите колюще-режущие предметы, стеклянные вазы и следите за выходом из огражденной площадки. Прежде чем запретить что-то, убедитесь, что это действительно опасно. Если опасности нет, разрешите ребенку экспериментировать с окружающим миром.

Важным шагом станет снятие чрезмерного контроля и предоставление ребенку возможности выбора.
Например, какая каша будет на завтрак? Что надеть первым — футболку или штаны? Гулять в сквере или во дворе? За инициативу, сопровождаемую действиями, обязательно хвалите. Уже через неделю большинство мам отмечают, что дети становятся более спокойными и меньше протестуют, потому что их потребности удовлетворены.

Такой подход к познанию мира побуждает малышей искать новые, более уместные формы самоутверждения.

Играйте в сюжетно-ролевые игры

Эти игры приносят пользу не только тем, что помогают детям получать новые навыки. Играя в роли учителя, воспитателя, врача или продавца, ребенок учится проявлять самостоятельность мирным способом. Ощущение собственной важности увеличивается, поскольку его слушают взрослые.

Соблюдайте режим дня

Для хорошего самочувствия ребенку важны достаточный сон, физическая активность на свежем воздухе, своевременное питание и употребление воды. Предвидение событий дает малышу чувство безопасности, что облегчает ему справляться со стрессом. В результате слез будет меньше, если ребенок выспался, сыт и играет в любимые игры.

Не принимайте близко к сердцу

Родители иногда расстраиваются и наказуют ребенка, когда тот кричит «вы плохие!», «я вас не люблю!». Эти высказывания не отражают истинных чувств малыша. В этот момент его переполняют негативные эмоции, с которыми он пока не умеет справляться, и злится ещё больше, так как не понимает происходящего.

Важно помнить о границах и никогда не пересекать их. Нельзя наносить удары другим, оскорблять маму или любого человека.

Используйте юмор и выдыхайте

Родителям неприятны и страшны неуправляемые вспышки гнева и аффективные состояния.

Когда чувствуете, что начинается буря, сделайте глубокий вдох и успокойтесь. В таком состоянии вы сможете посмотреть на проблему иначе и найти нестандартное решение. Например, если ребенок не хочет надевать сандалии, скажите, что он может идти босиком. Если он не хочет ложиться в постель, предложите лечь на пол. Можете даже полежать вместе или тоже попробовать пойти босиком. Разговаривайте дружелюбно, не провоцируйте раздражение. Не останавливайте ребенка, если он решит проверить ваши предложения. Он довольно быстро поймет, что это ему не по душе. Здесь сработает механизм «делать все наоборот» и ребенок ляжет в кровать и наденет обувь.

Во время истерик в магазине спокойно озвучьте чувства ребенка, предложив альтернативу (поиграем, посмотрим мультик). Если ничего не помогает, переждите это время без крика. Не обращайте внимания на реакцию окружающих — плач и скандал маленького ребенка – нормальная часть развития личности.

Предлагайте разные варианты спокойно, тогда всё пройдёт быстрее.

Положительное влияние кризиса

За хаотичным, сложным и непредсказуемым периодом правления скрываются позитивные изменения личности, которые благоприятно влияют на дальнейшее развитие. Так вырабатываются доброжелательность, общительность, умение контролировать свои чувства и приспосабливаться к любым условиям.

В это время, преодолевая трудности и совершая ошибки, ребенок приобретает обширные сведения о мире, учась самостоятельно с ним взаимодействовать, без посторонней помощи и руководства.

Это важно!

Поведение вроде паники, чрезмерной опеки, криков, требование следования правилам без объяснений и сравнение ребенка с другими детьми может удлинить кризис и вызвать у малыша еще больше негативных реакций. В будущем это может привести к появлению недоверия, страхов, ограниченности мышления и снижению самооценки.

В действительности, когда ребёнок осознаёт принцип работы всего, критический период прекращается.

Через время, благодаря вашей внимательности и труду, малыш начнет лучше понимать свои чувства: откуда взялась эта грусть, почему злится, что его обижает. Ведите с ребенком беседы, помогая ему выражать собственные эмоции и учиться адекватным способам выхода негатива. Стройте общение в режиме принятия мнения ребенка и переговоров. Это поможет малышу научиться конструктивно отстаивать свои права, выражать намерения, добиваться целей, уважительно относиться к мнению окружающих.

Выводы

  1. В три года ребёнок понимает себя как отдельного человека и начинает испытывать рамки допустимого.
  2. 80% детей остро переживают кризис 3 лет.
  3. Кризисные проявления: независимость, непослушание, снижение ценности, властность, повторяющиеся вспышки агрессии.
  4. Чтобы помочь ребёнку, научите его адекватно переживать гнев и раздражение, создайте ему безопасную обстановку и предоставьте свободу действий, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.
  5. Режим дня, спокойствие и юмор могут помочь улучшить состояние ребенка, если тот упрямится.
  6. Три года кризиса – это благоприятный период для развития ребенка. Благодаря вам малыш сможет управлять своими чувствами, станет общительным и независимым.